15 мин.

Николай Писарев: «В России звезды могут позволить себе отдохнуть на поле»

Главный тренер молодежной сборной России Николай Писарев за день до полуфинала Кубка Содружества посетил студию «Радио Зенит». Мнение специалиста о положении дел в российском молодежном футболе, приезде зарубежных звезд, реформе турнира дублирующих составов – в расшифровке беседы.

- Наверняка у вас уже сложилось впечатление о новом формате Кубка чемпионов Содружества. Поделитесь.

– Перед началом турнира было очень много вопросов, сомнений, насколько сильным будет состав участников. Сейчас закончился групповой этап, и могу сказать, что все команды, за исключением нескольких, примерно равны. Это интересно, потому что сейчас можно ожидать сюрпризов и напряженной борьбы. Каждый способен выиграть. Плюс важно понимать основную задачу турнира – посмотреть новых игроков в сборной. Я уже вынес для себя очень много информации о своих подопечных. Сейчас у нас начинаются игры плей-офф. На этом этапе наша тактика претерпит изменения, я уже не буду так сильно ротировать состав. Мы не имеем права на ошибку, потому что перед турниром я поставил перед ребятами цель – победить на Кубке Содружества.

- В этом году на турнир не приехали многие сборные стран Содружества. Планируется расширять состав участников?

– Конечно. То, что некоторые не принимают участие, связано с тем, что план подготовки команд составляется заранее. кое-кто не смог перестроиться. Кроме того, не все приезжают основными составами молодежных сборных. Эта проблема есть не только в России. У нас футболисты, которые претендуют на место в составе своих клубов, уехали на сборы. Но в России уж точно хватит людей, чтобы сформировать две боеспособные молодежные сборные по футболу.

- Вы можете кого-то выделить в составе нашей сборной? Насколько перспективно выглядит конкретно эта команда?

– Да, уже сейчас можно говорить о том, что ряд футболистов составит конкуренцию тем ребятам, кто играл в отборочном цикле к чемпионату Европы. Приятно удивляют игроки из клубов первой и второй лиги. Они играют в другой футбол, более зрелый, мужской, профессиональный. Они уже заматеревшие сложившиеся исполнители. Постоянная практика в профессиональной лиге дает им возможность быстрее прогрессировать. Впредь мы будем больше внимания обращать на футболистов из ФНЛ и Премьер-лиги, нежели на игроков молодежных составов клубов.

- Основной вратарь молодежной сборной России – Андрей Зайцев. Сейчас многие рассуждают о том, пора ему уходить в аренду, или стоит быть третьим вратарем «Зенита». Ваше мнение?

– Я оцениваю перспективы Андрея крайне положительно. Но главный вопрос, вы правы, – что дальше? Отдать голкипера в аренду в клуб, где может быть тренерская текучка, где могут меняться задачи на сезон, где могут быть финансовые проблемы? Это не будет способствовать прогрессу Зайцева. Если оставить его в клубе, встанет проблема недостатка игровой практики. Чтобы растить игроков, «Зениту» нужен клуб, находящийся между молодежной командой и основным составом. Этот клуб должен выступать в ФНЛ или во втором дивизионе. Вот там, под руководством зенитовских тренеров, постоянно надевая футболку с родной эмблемой на груди, Андрей смог бы прогрессировать.

- Мы в январе очень много обсуждаем тему молодежного футбола: совсем недавно завершился турнир памяти В.А. Гранаткина, сейчас продолжается Кубок Содружества.

– Да, все тренеры этим очень довольны. На протяжении всего января у нас есть возможность наблюдать за игрой своих футболистов на высоком уровне. Потому что эти два турнира год от года становятся все более представительными. Уровень мемориала Гранаткина растет, в этот раз в соревновании принимали участие 12 сборных. Мне понравилась игра итальянцев, турок, финнов. Плюс Петербург – очень футбольный город, на трибунах собирается много народу. Футболистам приятно играть при зрителях, это делает их ближе к профессиональному взрослому спорту.

- Сейчас на Кубке Содружества начинается плей-офф. Игра нашей сборной изменится?

– На групповой стадии все наши соперники играли с нами от обороны, вторым номером. Мы тоже понимали, что собрались вместе за четыре дня до начала турнира, и говорили о том, что в первую очередь надо организовать действия в защите. Нам это удалось, на групповой стадии мы не пропустили ни одного мяча. Так что эта задача выполнена. Теперь надо увеличивать процент реализации голевых моментов. Надеюсь, нам удастся забивать больше.

- Чувствуется, что молодежная сборная России ориентируется на главную команду: та же схема игры, похожие комбинации.

– Конечно. Требования по позиции такие же, схема та же. Вместе с тем, мы исходим из набора исполнителей, который есть на данный момент. Я нахожусь в постоянном контакте с Диком Адвокатом. Основная наша задача – преемственность. Нужно организовать процесс так, чтобы футболисты спокойно переходили из одной сборной в другую. Из нашей команды в основную уже вызывались Кокорин и Бурлак. Мне кажется, процесс их адаптации там прошел достаточно безболезненно.

- Но мы все понимаем, что перспективы молодых игроков связаны, прежде всего, с их выступлением в своих клубах. Какие дивиденды может принести футболисту хорошая игра в молодежной сборной?

– Тот же Кокорин, хорошо сыграв за нашу команду, забив несколько голов, заставил по-другому на себя взглянуть. Все футболисты, которые есть сейчас в нашем поле зрения, востребованы и имеют игровую практику. Хотелось бы, чтобы и дальше их клубная карьера развивалась и ладилась.

- Сейчас много говорят о том, что у нас мало молодых футболистов.

– В каждом поколении не может рождаться много хороших игроков. Сейчас вот у испанцев блистают футболисты примерно одного возраста, которые побеждали и на юношеском, и на молодежном, и на взрослом уровне. Главный вопрос – на каком этапе мы в России теряем одаренных ребят? Я уверен, что сейчас у нас футбольные школы заработали в полную силу. Есть отличные школы в Москве, Петербурге, в провинции. Они выпускают талантливую, хорошую молодежь. Но вот система соревнований для ребят до 21 года – это проблема. Вот где мы теряем молодых футболистов.

- В этой связи очень много обсуждается реформа турнира молодежных команд, а также тема фарм-клубов.

– Сейчас мы отправили в клубы премьер-лиги первую редакцию этих новых реформ. Получили ответы от всех. Клубы выступают за то, чтобы сохранить дублирующие составы. Мы в свою очередь предложили снизить для дублеров возрастной ценз до 19 лет. В Советском Союзе турнир дублеров был создан для тех футболистов, которые были на подходе к основному составу. Сейчас между молодежкой и основой лежит огромная пропасть. Турнир дублеров – это продолжение обучения футболиста в футбольной школе. В молодежном первенстве игрок прогрессирует только первый год. Потом он останавливается в развитии, потому что играет среди сверстников. Далее, на третий год, когда он соревнуется против футболистов младше себя, он начинает деградировать. Поэтому нужно снижать максимальный возраст в молодежке до 19 лет. Плюс клубам предложено создавать свои вторые команды, которые должны выступать в ФНЛ или во втором дивизионе.

- Как ни крути, все мы ориентируемся на Европу. Пример Испании и «Барселоны-Б», где вырастают будущие звезды и чемпионы мира.

–  Да, это так. Испания вообще в этом плане показательна. В первую очередь, они поменяли систему соревнований. Там 18 лет – последний год, когда молодые футболисты играют между собой. Чем раньше игрок попадает в конкурентную среду, в профессиональный футбол, где есть спортивная составляющая, тем быстрее он прогрессирует. В нашем турнире дублеров, во-первых, спортивной составляющей, по сути, нет. Во-вторых, руководителям клубов хотелось бы задать вопрос: за что в дублях платятся деньги? Ответа на этот вопрос нет. Есть задумка ввести в чемпионат дублирующих составов международную составляющую. Например, проводить дополнительный турнир с участием победителей из Украины, Белоруссии и других стран. Другими словами, команды, занявшие первые три места в своих чемпионатах, формируют финальную пульку и разыгрывают условный кубок СНГ. Повторюсь, для развития молодым футболистам необходима спортивная составляющая. Игроки должны понимать, что они играют за какой-то серьезный трофей, серьезное вознаграждение.

- Разнообразие, наверное, нужно. Чтобы вырваться из пучины нашего чемпионата.

– Да, футболисты варятся в собственном соку, играют со сверстниками и прогрессируют на таком уровне, повторюсь, только один год.

- На какой стадии сейчас находится это реформирование? Клубы уже пришли к какому-то соглашению?

– Стадия переговорная. Мы разослали по клубам через премьер-лигу вторую редакцию наших реформ, в которой учтены все пожелания клубов. Теперь ждем их реакцию.

- А создание этих дублей будет носить обязательный характер?

– Давайте не путаться. Дубли останутся обязательными, а вот создание вторых команд в профессиональном футболе будет добровольным. Причем обязательно с общей заявкой. Раньше уже была практика, когда многие команды создавали свои фарм-клубы. Но если общей заявки нет, тренер не может в ходе сезона использовать этих игроков. Возьмем ту же «Барселону». Гвардиола может совершенно спокойно взять футболистов из «Барселоны-Б», поставить их на матч Лиги чемпионов против «БАТЭ» и в итоге выиграть 4:0. Думаю, что если какая-то российская команда рискнет сделать то же самое, то результат будет прямо противоположным.

- »Барселона», в данном случае, – эталон, к которому хочется стремиться.

– По крайней мере, система соревнований в этом клубе выстроена логично, и это дает результат.

- В любом случае, это выгода во всех смыслах. Футболисты вырастают, и даже если они не пробиваются в состав, создается возможность пополнить клубную казну.

– Думаю, не стоит тупо копировать чей-то опыт, нужно учитывать специфику. Поэтому и предлагаются варианты, адаптированные к нашей стране.

- А вот в этой второй команде будет существовать какой-то возрастной ценз?

– До 23 лет. Плюс, конечно, два-три футболиста более старшего возраста. Это число обсуждается.

- Вообще чувствуется большой интерес в последнее время к этой теме.

– Вместе с тем, не нужно забывать, что главное – контакт главной команды с этими двумя коллективами. Образно говоря, Лучано Спаллетти должен быть всегда во взаимодействии с тренерским штабом второй команды «Зенита». Он первый заинтересован в том, что требования по позициям там должны полностью совпадать с его пожеланиями. Тогда можно безболезненно брать футболиста из второй команды, и он уже через несколько дней будет готов играть. Адаптация, в таком случае, минимальна.

- Эта зима, в футбольном смысле, отличается от предыдущих. Как вы считаете, насколько активной трансферной жизнью живут наши клубы в январе?

– В первую очередь, хочется сказать про игроков национальной сборной. Переход Билялетдинова в «Спартак», ситуация с Аршавиным, Погребняком, Павлюченко – хотелось бы, чтобы они побыстрее определились с клубами и заручились доверием своих тренеров. Было бы неплохо, чтобы они чаще получали практику в преддверии чемпионата Европы, делали это с настроением и в хорошей форме подошли этому турниру.

- Трансфер Билялетдинова, пожалуй, главная бомба. Вы положительно относитесь к этому переходу?

– На мой взгляд, Динияр будет востребован в «Спартаке», его позиция весьма дефицитна. Плюс самому футболисту пойдет на пользу то, что вторая часть нашего чемпионата пройдет в очень интенсивном режиме. Поэтому от этого перехода выигрывают все.

- С другой стороны, сейчас у всех наших легионеров не очень приятная полоса. Хотя еще два года назад у них все неплохо развивалось.

– Ребята уехали на пике формы, после чемпионата Европы, и в первый год у них вполне хорошо все получалось. Европейские чемпионаты отличаются тем, что там, прежде всего, приветствуется максимальная самоотдача. В Европе сложно представить ситуацию, когда футболист весь матч стоит на одном месте, потом две минуты играет супер активно, и все остаются довольны. Там все по-другому. Поэтому и билеты раскупаются. В России требования немного иные. Здесь звезды могут позволить себе иногда отдохнуть на поле. Тем не менее, наш чемпионат все равно развивается, у нас есть котирующиеся на европейской арене клубы.

- А вообще из трансферов что-нибудь удивило?

– В принципе, ничего удивительно не происходит. Топ-игроки в Россию все равно не поедут. Тот же Подольски, вокруг которого сейчас много шума, игрок сборной Германии. Сомневаюсь, что он приедет. Скорее всего, это просто повод начать переговоры с более сильными клубами. Сейчас достаточно сказать «меня хочет «Анжи», и сразу разговор пойдет о повышении. Тем не менее, селекционные отделы работают, наши клубы относятся к покупкам серьезно. Часто покупаются футболисты, может быть, не совсем знакомые широкому кругу, но за ними следят не один месяц, кота в мешке уже никто не покупает. Тот же Думбия хоть из швейцарского чемпионата, но сильный футболист.

- А как вы относитесь к командам, которые точечную селекцию проводят?

– Они изначально фавориты этого процесса, потому что у них есть костяк из российских футболистов национальной сборной. Они держатся на этом багаже. Это относится как к «Зениту», так и к ЦСКА. Чтобы противостоять этим командам, приходится совершать масштабные закупки, ошибаться, терять в финансовом плане. Однако все это со временем может поменяться, и на первый план выйдут те, кто сейчас имеет возможность держать на контрактах молодых футболистов.

- А к чему приведет грандиозный проект «Анжи»? Получится у нас российский «Манчестер Сити»?

– Все-таки «Манчестер Сити» – это большие традиции, пускай и не победные, и я думаю, что «Анжи» нужно больше времени, чтобы превратиться в топ-клуб. Недостаточно скупить всех звезд, нужна некая история, философия клуба, нужны российские игроки топ-уровня. Для этого понадобится не один год.

- Нужна, наверное, и инфраструктура.

– Конечно, если клуб базируется за пределами Махачкалы и проводит большую часть времени в Подмосковье, это не способствует ни продвижению бренда, ни футбольному росту.

- Сейчас в чемпионат России возвращаются наши звезды, приезжают Это′О и Кураньи. Повышает ли все это зрелищность турнира?

– Конечно. У нас специфические болельщики и специалисты, у нас ходят на имена. Так было исторически. Все ждут какой-то изюминки. А в Европе ходят на продукт, который рожден самоотдачей, жаждой борьбы, преданностью клубу. А у нас все ждут супергероя, который придет и в одиночку что-то такое выдаст. Поэтому нам звезды нужны, они привлекают болельщиков на стадионы, и это хорошо.

- А не мешает ли это развитию молодых футболистов?

– Это помогает, если они работают рядом с игроками, которые приезжают не доигрывать, а способны прогрессировать. Главное – отношение этих звезд. Если клуб, покупая хорошего футболиста, понимает, что несет перед ним ответственность по контрату, по бытовым условиям, то и футболист видит, что ему остается только выходить на поле и играть, ему становится стыдно не выполнять свою работу честно.

- Помните свой гол за «Динамо» в ворота «Зенита» в финале Кубка России в 1999 году?

– Помню, мы тогда повели в счете, но во втором тайме пропустили три мяча, и «Зенит» заслуженно победил. Еще одно воспоминание от того матча – то, что в «Лужники» приехало много болельщиков «Зенита», мы играли, можно сказать, в гостях.

- Сейчас в чемпионате четкое разделение команд на две части. Турнир не стал более компромиссным?

– Да, это правда. В ведущих европейских чемпионатах ситуация с расслоением не такая очевидная. Да, в Испании есть «Барселона», «Реал» и все остальные, но там каждый может обыграть каждого. У нас матчи более предсказуемые, вопрос заключается лишь в итоговом счете. Расслоение, к сожалению, есть и оно только увеличивается. И ближайшие полгода – это хорошая возможность сыграть такой чемпионат, в котором сильнейшие будут играть с сильнейшими, да и в нижней части будет жаркая борьба. Нашим болельщикам нужно привыкать, что даже две команды не очень высокого уровня, но играющие честно, со стопроцентной самоотдачей, могут показать яркий футбол, понравиться зрителям и собрать полные трибуны.

- Нужно ли сокращать количество клубов в элитном дивизионе?

– У нас большая страна, много футбольных регионов, и оставлять зрителей без приезда топ-клубов неправильно и не способствует развитию футбола. При этом я противник искусственного притягивания за уши и считаю, что клубы должны тратить столько, сколько они получают. Они должны работать с теми футболистами, которых вырастили, которых действительно могут приобрести. Все искусственные меры не дают ничего хорошего.

- Вопрос о лимите на легионеров: решение о том, что в следующем сезоне двойных гражданств не будет, окончательное?

– Надеюсь, да. Для спортивного департамента и института сборных встает вопрос: как, допустим, вратарь сборной Украины может считаться неиностранцем? Сейчас вратарь молодежной сборной России Заболотный сидит под Диканем, а я как тренер сборной заинтересован, чтобы играл Заболотный. Тогда мы будем готовить игрока для своей сборной, а не Украины. По тем же причинам я против и уменьшения лимита. Многие клубы высказываются за это, но ведь есть рекомендация УЕФА. Лимит «6+5» сейчас оптимален.

- Пример «Зенита», ЦСКА, да и «Локомотива» показывает, что несложно сделать классную команду, основываясь на российских игроках.

– Но и они сейчас немного обеспокоены. Все-таки многие игроки уже в возрасте, нужно думать кем их менять, кто придет на смену. Но на это они и топ-клубы, чтобы смотреть в будущее.

- Какие шансы у российских клубов в Лиге чемпионов?

– Хорошо, что ЦСКА достался «Реал», потому что изначально тренеру психологически проще готовить команду. Понятно, что «Реал» – фаворит. Если ты выиграл – национальный герой. Нет - все поймут. Что касается «Зенита», то в противостоянии с «Бенфикой», он, наверное, фаворит. Да и в Лиге Европы у наших клубов хорошие шансы.

- ЦСКА сложно преодолеть «Реал», но, наверное, нужно постараться выиграть первый домашний матч.

– Даже у топ-клубов бывают не очень хорошие времена. В «Реале» могут быть какие-то скандалы, потому что «Реал» не может долгое время жить спокойно, и похоже, что какой-то очередной конфликт там назревает. Так что шанс у ЦСКА есть, и нужно быть готовым этим шансом воспользоваться. Если изначально у тебя лапки кверху, то ничего не получится.

- А почему «Зенит» – фаворит?

– На мой взгляд, португальский футбол не сильнее российского. Но давайте так – не фаворит, а «50 на 50». Но это хорошие шансы. А вообще «Зенит» впечатляет качеством игры, не опускается ниже определенного уровня, у команды есть запас прочности, есть ресурс в плане футболистов. «Зенит» – это добротная европейская команда. А у португальских клубов могут быть суперматчи, а могут быть провальные.

- А вот сборной России на Евро-2012 достались соперники не топ-уровня.

– В этом кроется самая большая опасность. Мой недолгий тренерский опыт, да и игроцкий, подсказывает, что быть в такой обстановке очень сложно. Если ты не привык к статусу фаворита, существует опасность, что что-то не заладится. Здесь вопрос к тренерскому штабу и всему окружению сборной. СМИ должны поддержать, а не кричать «Ура, ура! Давайте готовиться к плей-офф». На самом деле, мы не фавориты, та же Польша – хорошая команда, да и Чехия. Многое будет зависеть от стартового матча, потому что нет права на ошибку. Ведь в этой группе каждый может обыграть каждого.

- Как вы думаете, состав сборной России уже известен на 90 процентов?

– Нет, все-таки в чемпионате России предстоят такие жаркие матчи плюс еврокубки. Может быть все что угодно: и открытия, и потери.

- Может ли игрок, не регулярно играющий в своей команде, например, Кокорин, поехать на чемпионат Европы в интересах будущего сборной?

– В интересах будущего – вряд ли. Результат интересен сегодня. У тренерского штаба есть конкретная задача на этот чемпионат Европы.