13 мин.

Константин Зырянов: «В правилах нет пункта, позволяющего оскорблять судью матерными словами»

Перед возобновлением чемпионата студию Радио Зенит посетил старший тренер молодежного состава Константин Зырянов. Мы узнали, какое впечатление производят молодые игроки в основном составе, как изменился «Зенита»-м после традиционного обновления в начале года, а также что может помешать основной команде оформить убедительную победу в текущем чемпионате.

- Вас уже можно считать опытным тренером?

- Нет, конечно. Только 2 года я занимаюсь тренерской работой и это практически ничего, по сравнению с другими своими коллегами. Когда мы были на стажировке в Ньоне, там был ведущий из Англии. Он говорил, что у них в стране считают, что если тренер отработает в клубе 60 матчей, до своего ухода или увольнения, то  он и дальше будет продолжать работать. А если меньше, то в течение 5 лет он сто процентов закончит тренерскую карьеру. Вот такие у них цифры.

- А по вашим ощущениям, это действительно так? То есть если не провёл два полноценных цикла, то дальше не пойдёт?

- Я не знаю. Считал, сколько матчей у меня – за 60 уже перевалило! (смеётся – прим.)

- Когда речь заходит о молодом тренере, всегда интересует его лицензия. Вы сейчас какую категорию получаете?

- Заключительная сессия будет в конце мая, экзамен в июне. 6 лет обучения подходят к концу!

- Легко ли вам учиться, с учётом длинной и полноценной игровой карьеры?

- Когда я перешёл на лицензию Б, то осознал, что вообще ничего не знаю. Была каша в голове. Думал: какой кошмар! Когда получал лицензию А, стало понятнее. Сейчас, получая лицензию ПРО, пазл сошёлся, стало намного легче. На эту последнюю категорию учиться легче всего. Может, это пришло с опытом, а может, это действительно самая лёгкая лицензия! (смеётся – прим.)

- В чём вообще главные сложности при получении тренерских лицензий?

- Надо многое знать. Не только образно, как болельщик или игрок, нужно погружаться в физическое состояние. Мне, как тренеру молодёжного состава, нужно знать, в каком возрасте футболист развивается, в каком возрасте скорость или физические качества уже нельзя улучшить. Мы всё это учитываем. Скорость, например, стабилизируется к 16-ти годам. Игрок если и прибавит в этом компоненте, то совсем чуть-чуть. То есть так, как бегает футболист в 16 лет, он будет бегать всю жизнь.

- По этой причине многие дебютируют в основных командах в таком возрасте?

- Это логично. Если он перерос уровень команды своего возраста, то его нужно переводить выше. Чем быстрее он начнёт конкурировать с футболистами своего уровня, даже если они старше, тем будет полезнее всем.

- У нас же есть в системе Даниил Одоевский. Ему совсем недавно исполнилось 17 лет, но он уже успел выступить и за молодёжку, и за «Зенит»-2.

- У нас с вратарями работает Юрий Александрович Окрошидзе, который, на секундочку, чемпион мира среди юниоров в составе сборной Советского Союза. Я ему полностью доверяю, и он говорит, что Одоевский очень перспективный вратарь. Мы даём ему шансы, чтобы раскрыть его потенциал, чтобы у него была успешная карьера.

- Много ли изменений будет в команде по сравнению с первой половиной сезона?

- Да, изменения серьёзные. Сейчас много ребят 2002-го года рождения. Это практически та команда, которая будет стартовать в следующем, реформированном первенстве. Следовательно, чем раньше они начнут играть, тем легче им будет в следующем году.

- Говоря об изменениях, стоит поговорить и о тех футболистах, которые идут на повышение. Кто из ваших игроков присоединится к «Зениту»-2?

- У нас были дискуссии, мы решали, кого перевести к Владиславу Николаевичу – Симдянкина или Щетинина. Я предложил кандидатуру Никиты Симдянкина, потому что он старше на год, КПД у него выше, он забил много голов в прошлом сезоне.  А Кириллу Щетинину ещё нужно себя проявить в молодёжном составе.

- У вашей команды много опций в атаке, есть конкуренция за место в составе.

- Да, конкуренция у нас была серьёзная. Симдянкин с Щетининым конкурировали за место на левом фланге. Тот же Щетинин мог сыграть и справа, где есть Ногтев. В атаке у нас было 2 отличных нападающих – Бачинский и Косарев. Поэтому, чтобы всем найти место на поле, мы иногда жертвовали результатом. Например, выставляли двух нападающих, чтобы они оба получали игровую практику.

- Дмитрий Радченко говорил, что, хоть и наблюдает за Бачинским уже давно, всё равно не понимает, где его позиция. Понятно, что в атаке, но где именно?

- Мне кажется, он только центрфорвард. Совсем не крайний атакующий. Он сейчас со второй командой находится на сборе в Турции, поэтому вторую часть сезона, видимо, проведёт у него.

- Много ли будет в «молодёжке» ребят 2003-го года рождения?

- Пока только Одоевский. Я уже говорил, что если футболист перерос свой возраст, то ему стоит переходить на следующий уровень, но, Иван Евгеньевич Шабаров, старший тренер Академии, придерживается немного другого принципа. Он считает, что футболисты должны доиграть в своём возрасте, выпуститься и только перейти в молодёжный состав. Как мне кажется, тогда немного притормаживается прогресс этого футболиста.

- Вы следите за составом U-17 и Юношеской Футбольной Лигой?

- Конечно. Это ведь, по сути, наше пополнение. Хорошо, что у них есть недельный цикл подготовки к матчам. К тому же, команда не стала участвовать в первенстве города. Потому что если вы играете в среду ЮФЛ, потом на выходных чемпионат Санкт-Петербурга, то у вас не остаётся времени для тренировочного процесса, это очень важный момент в таком возрасте. Кроме того, повысился уровень сопротивления. Не скажу, что  в ЮФЛ играют лучшие футболисты этого возраста. Лучшие – уже в молодёжном первенстве. Например, Ногтев, Кравцов, Сандрачук. По возрасту они могут выступать в ЮФЛ, но они уже по своему уровню готовы к молодёжному составу «Зенита».

- Многие футболисты отказываются играть в ПФЛ, потому что там бьют по ногам, но многие команды, в том числе и «Зенит»-2, показывают, что там можно и нужно играть.

- Вопрос стоит по-другому. Не нужно стремиться в ПФЛ, а нужно стремиться в команду «Зенит»-2, а в какой она играет лиге – не так важно.

- И в «Зените»-2 футболисты не засиживаются. Например, Сергей Иванов недавно поехал в «Крылья Советов»…

- Логично, потому что если футболист перерастает уровень «Зенита»-2, но тренер основной команды его не видит, естественно, этому футболисту нужно уезжать. Но прописывать контракт надо так, что первостепенный выкуп должна иметь команда «Зенит».

- В молодёжной команде сейчас серьезная конкуренция? Вы всегда наигрываете один состав или даете шанс всем?

- Я выставляю на игру лучших футболистов, которые есть в наличие. Если на данный момент футболист выглядит лучше, чем его конкурент – я его ставлю. Нет вопроса о том, что наигрываю один состав. Во-вторых, говорят, что у нас первенство, результата нет, нужно развивать всех футболистов. Но я не сторонник этого. Мы все равно не сможем передать всех футболистов в «Зенит»-2, а тем более – в основной состав. Мы отдаём лучших, а это – единицы. Из этого я исхожу.

- Сергей Семак привлекал к контрольным играм на сборах несколько молодых футболистов: Шамкина, Прохина, Кравцова, Сергеева. Какие-то выводы уже можно делать или просто хорошо, что они получили практику с основной командой?

- Сергей Богданович поступил мудро. Он мог взять их просто для тренировочного процесса и посмотреть, как они выглядят. Но он поставил ребят на игры и убедился в их состоятельности воочию. Думаю, он много слышал о некоторых футболистах, но, конечно, всегда лучше все увидеть собственными глазами.

Фото: instagram.com/proha_87

- Прохин и раньше пришёл в команду вместо травмированного Мамманы, Шамкин забил мяч и отдал голевую передачу. На промежуточном этапе можно сказать, что парни сделали всё, что могли?

- Сейчас всё зависит от них. Всё находится в их руках, ногах и особенно – в головах. Как они будут думать, работать, тренироваться, размышлять? Если все будет нормально, то Сергей Богданович будет их использовать.

- Правда, что Сергей Семак не смотрит на возраст, а даёт шанс всем?

- Думаю, да.

- Большинство тренеров не станет рисковать и ставить молодых, даже если отрыв от преследователей составляет 10 очков?

- Конечно, нельзя вступать на такую скользкую дорожку. Лучше экспериментировать, когда команда математически уже стала чемпионом. Тогда можно делать всё, что хочешь. Были случаи, когда «Зенит» опережал ЦСКА на 8 очков, но в концовке занял второе место. Эх, не хочется про это вспоминать, но так скажу: лучше об этом не забывать. 10 очков – хороший отрыв, но лучше не рисковать.

- 11 туров – серьезная дистанция, борьба есть и плотность в турнирной таблице невероятная. С интересом ждёте возобновления чемпионата или сейчас игры неярко смотрятся?

- Да, каждый чемпионат России смотрю с интересом, потому что есть возможность открыть для себя новые фамилии, команды. Мне интересно, как будут выглядеть некоторые коллективы после перерыва – любопытно посмотреть. Вот пришла информация, что с «Локомотивом» может не сыграть Артём Дзюба. Мне интересно, как Сергей Богданович выйдет из этой ситуации с учётом лимита на легионеров. Ему нужно найти пять футболистов с российским паспортом.

- Сложно?

- Я считаю, но в одного футболиста не могу попасть. Четверых уже нашёл, кто, по возможности, сможет сыграть со стопроцентной уверенностью.

- Подозреваю, что один из них – вратарь, и, видимо, два фланговых защитника…

- С вратарём – да, а про флангового защитника можно поспорить, потому что есть Дуглас Сантос, но учитывая лимит – вопрос.

- Предположим, что Жирков …

- Караваев, вратарь…

- Кержаков, Лунёв или Васютин…

- Оздоев…

- Это уже четверо. По той работе, которую мы видели на сборах – Сутормин?

- Остается только Сутормин или Ерохин. Думаю, мы не ошибёмся.

- Потеря Дзюбы – потеря лидера по игре и статистике или речь идёт о человеке, без которого сложно представить нынешний «Зенит» в эмоциональном плане?

- Я не нахожусь в команде, поэтому не знаю, какая роль у Артёма Дзюбы в раздевалке. А по игре? Да, он стягивает защитников, освобождая зоны другим футболистам – неоспоримый факт.

- Мы долго ждали возвращения Малкома. У болельщиков завышенные ожидания от бразильца оправданы или нет смысла так сильно мечтать?

- Болельщик, видя цифру, за которую купили Малкома, естественно, ждёт он него чудес на футбольном поле. Я с ними соглашусь. Тоже буду ждать некоторых чудес. (улыбается – прим.)

- Но вы же играли с футболистами такого уровня.

- Помню, когда из московского «Динамо» покупали футболиста сборной Португалии – да, Мигеля Данни. Если не ошибаюсь – он стоил порядка 30-ти миллионов… Но на следующий день, когда он забил мяч в ворота «Манчестер Юнайтед» в матче за Суперкубок УЕФА, все сказали, что половину трансфера он практически уже отбил. И будем ждать возвращения Малкома, чтобы он забивал, а мы потом с уверенностью могли сказать, что он отбил свою трансферную стоимость.

- Вы застали в «Зените» Халка и Витселя, которых также представили с шумом. Они же были обычными футболистами в плане своего поведения? Не ходили с этим ярлыком с запредельной стоимостью?

- Здесь играет роль сам факт стоимости. Покупая за такие деньги футболистов, все ждут от них чего-то необычного. Возможно, им это играет не на руку, потому что завышенные ожидания нужно оправдывать. Думаю, у них получилось.

- Если в целом оценивать соперников «Зенита». Кто-то еще включится в борьбу кроме «Краснодара», «Ростова», ЦСКА и «Локомотива»?

- Думаю, болельщикам интересно, когда четыре команды борются за призовые места. У каждой из этих команд есть шансы выиграть медали. Интересно понаблюдать, как команды справятся, как они подготовились в зимнюю паузу. Думаю, вероятней всего ЦСКА попытается догнать «Зенит», потому что клуб обладает опытом борьбы за высокие места.

- Даже несмотря на то, что не все армейские футболисты обладают игровым опытом?

- Клубный опыт важнее. Не будем ещё сбрасывать со счетов тренерский опыт Юрия Павловича Семина в «Локомотиве». Могу ошибаться, но железнодорожникам придётся сложнее, чем ЦСКА.

- Насколько сейчас востребованы молодые российские специалисты? Вам уже позванивают с предложениями сменить молодежный состав «Зенита» на команду премьер-лиги?

- Нет. Пока таких звонков не было. Может быть, после этого эфира начнут звонить. (улыбается – прим.)

- Константин, Вы недавно участвовали в турнире «Кубок Легенд», куда привлекаются звезды мирового футбола. Обычно он проходит в декоративном виде, но в этот раз, как сказали коллеги, полыхнуло: в финале случился скандал. Расскажите, что там было?

- Очередной турнир, который проходил в Москве, заканчивался финалом, куда вышли сборная России и первый раз в своей истории сборная звёзд. По именам, команда была самой сильной за все годы: Матерацци, Риисе. Приехал Савиола – игрок сборной Аргентины, израильтянин Бенаюн, Андрей Воронин, Яри Литманен, который каждый год участвует в этом турнире. Они оказали достойное сопротивление сборной России. Естественно, футболистам сборной звёзд не понравилось судейство российского рефери Пономаревой. Иностранные звезды принялись её оскорблять. По телевизионной картинке не видно и не слышно, что они говорят, но это знаменитое ругательство на букву «ф», через слово. Как потом пояснила Пономарева, что её обозвал Бенаюн, который потом оправдывался устами Воронина, якобы он этого не говорил, что у него есть семья и это его останавливает. Но судья сказала, что её обозвали, поэтому она, не задумываясь, показала красную карточку. Читал много мнений о том, что если бы судил мужчина, то он показал бы желтую карточку и поговорил, но, по словам бывшего руководителя судейской коллегии Егорова, она действовала по судейским правилам, а не по правилам шоу. Думаю, в правилах шоу тоже нет пункта, что можно оскорблять судью и соперника разными матерными словами, поэтому я на стороне Александры Пономарёвой. А дальше произошло то, с чем я столкнулся впервые. Когда игроки выходили из раздевалки, российские болельщики стали им аплодировать, а когда попросили поддержать сборную России – в нашу сторону стали свистеть. Представляю, если бы турнир проходил в Италии. Как бы там вели себя болельщики? Мы играли и в Италии, и в Испании. Думаю, там бы свистели не в сторону хозяев, за которых пришли поболеть, в том числе и родственники, а в сторону соперников. Им бы просто не дали выйти из раздевалки.

- Не могу понять, как Савиола, Матерацци, Бенаюн, Литманен, который прекрасно говорит по-русски, могли оказаться такими пещерными, пусть даже в пылу борьбы начинают оскорблять женщину?

- Не все футболисты сборной звезд вели себя так. В основном это три футболиста – Бенаюн и Риисе, которые оскорбили судью, а также Матерацци, который бил всех без разбора по ногам и голове, даже не владея мячом. Мы все помним Матерацци, который спровоцировал нынешнего тренера «Реала» Зинедина Зидана в финале ЧМ-2006. Эти три футболиста повлияли на наших болельщиков.

- Сейчас многие ведут разговоры о том, что в российском футболе нужно что-то менять, например, сократить или увеличить премьер-лигу. Как вы считаете – перемены назрели?

- Считаю, нужно развивать дивизионы, которые находятся ниже, потому что оттуда надо брать футболистов. Если умрут команды в ПФЛ, то не появятся новые футболисты, и в премьер-лиге – тоже. Надо обращать внимание на турниры, которые проводятся этажом, а может быть, двумя этажами ниже.

- Андрей Аршавин говорил, что нужно вернуть систему весна-осень, тогда ПФЛ хорошо себя чувствовала, а сейчас не очень. В этом ли дело?

- Дело не в этом. Возвращать или оставлять – это второстепенный вопрос. Не важно, как будет проходить чемпионат. Должны быть команды, которые обеспечены деньгами перед началом чемпионата. У них должны быть гарантии, чтобы они потом не снимались по ходу турнира. Вот и всё. Они спокойно будут доигрывать чемпионат, а потом решать.

- Не помрёт ли футбол в России, если команды не станут получать бюджетные деньги?

- Будет очень тяжело, но мы по-настоящему увидим, сколько стоит российский футбол. Руководители клубов будут как-то выходить из этой ситуации, потому что придется выживать. Будут учиться зарабатывать, приводить в норму контракты и большие суммы зарплат, получится настоящая цена российского футбола.

- Можно ли побудить наших футбольных людей сделать так, чтобы футбол получился зрелищнее и люди начали платить деньги, которые можно потом передать командам?

- Много разговоров уже ведётся. Мы двигаемся вперёд в этом вопросе. Если будут телевизионные контракты, как за границей, например, как в Англии. Если команда вылетает в низшую лигу, то им выделяют 100 млн фунтов, чтобы содержать команду и поддерживать зарплату игроков, потому что она большая. Представляете?

- Все члены вашего тренерского штаба говорят, что у Вас коллектив единомышленников, и работать в нём приятно.

- Атмосфера – это хорошо. Но пусть она будет не очень хорошей, но главное, чтобы мы растили классных футболистов, которые помогали бы и второй команде, и основному «Зениту».