7 мин.

Александр Макаров: «Стремимся к тому, чтобы каждый год в “Зените” закреплялся воспитанник клуба»

За пару месяцев до финиша футбольного сезона студию Радио Зенит посетил бывший вратарь нашей команды, а ныне ведущий специалист спортивного департамента ФК «Зенит» Александр Макаров. В эфире 89,7 он озвучил главные приоритеты работы академии, а также «Зенита»-м и «Зенита»-2, рассказал о трансферной политике команд системы петербургского клуба и поделился мнением об игроках, уже попробовавших свои силы в главной команде.

- В последний раз Вы приходили в гости Радио Зенит полгода назад. Что изменилось за это время в Вашей работе?

- Итоги деятельности спортивного департамента проводятся еженедельно. К нам стекается информация со всей структуры клуба. Из приятного: ряд футболистов, которые выступают за резервный состав, ездили на сборы с основным «Зенитом». Вместе с этим, у нас пополнился ряд «Зенита»-м выпускниками Академии, а лучшие ребята из молодёжки перешли в «Зенит»-2.

- Мы переживаем, что сейчас команда Владислава Радимова занимает не самое приятное место в турнирной таблице ФНЛ, хотя, с другой стороны, видится прогресс отдельных футболистов.

- Действительно, команда у нас изменилась качественно. Появились ребята, которые повлияли на стиль команды, на содержание игры. Это и сказалось на результате первых туров после перерыва. Мы набрали максимальные семь очков из возможных. Единственное, уступили в Химках, на мой взгляд, несправедливо, и домашнюю игру последнюю проиграли. Хотя вели игру, контролировали мяч все 90 минут, но пропустили в концовке.

- Особенно впечатлил матч с «Факелом», где «Зенит»-2 сдерживал соперника долгое время, а Илья Воробьёв забил красивый гол. Это та типовая игра для команды, от которой нужно отталкиваться?

- Хочу подчеркнуть, что главная задача «Зенита»-2 – это подготовить резерв для основной команды. И мы справились с этой задачей – четыре человека ездили на сборы, Скроботов, Воробьев, Мусаев и Гойло попадали даже под прицел тренерского штаба первого состава. И это очень важно.

- Насколько молодым футболистам нужно относиться серьезно к таким моментам? Или сборы – это обычная рутина?

- Задача спортивного департамента – не допустить провала у молодых футболистов и достойно подготовить их для первой команды. Леон Мусаев, например, уже дебютировал за «Зенит» в официальных играх. Это большое достижение. Он поднялся по вертикали. Надеюсь, что он закрепится в основном составе. Подрастают и другие ребята, тот же Шамкин, который рекордно дебютировал в ФНЛ и смотрится достаточно уверено. Он игрок молодежной сборной и его отмечают специалисты, как очень перспективного футболиста. Никита Гойло показывает высокий уровень, а также Николай Рыбиков – это те ребята, на который основной состав уже рассчитывает.

- Трансфер Андрея Мостового из «Химок» означает, что была задача не только усилить команду, но и усилить систему клуба, приобрести больше интересных футболистов?

- Безусловно. Мы приглашали Мостового исключительно для того, чтобы на него обратила внимание основная команда. Он очень креативный и достойный игрок. И его пригласить в Петербург оказалось не так просто.     

- Насколько много сейчас у нас вратарей? Многие удивились, что этой зимой в «Зенит»-2 перешел Алексей Городовой из «Рубина».

- Алексей был приглашён для того, чтобы добавить опыта. Но первостепенной причиной стала травма нашего основного вратаря Никиты Гойло. Он травмировался на сборах, и тогда мы уже понимали, что запаса прочности у нас не будет. Николай Рыбиков уже через игру попадает в обойму первой команды, и на него тоже не всегда можно положиться. По этой причине мы пригласили футболиста, который гипотетически мог бы пополнить ряды «Зенита»-2. Городовой уже принял участие в матче с «Ротором», сыграл здорово, и я считаю, что он может бороться за место «под солнцем». Нам подходит его манера игры.

- Интересует, как дела у других голкиперов, которые входили или входят в обойму резервной команды?

- Бывший вратарь команды Александр Васютин уже полноценно принадлежит клубу чемпионата Норвегии «Сарпсборг 08», но мы всегда имеем возможность пригласить его обратно. Естественно мы следим за ним, потому что он воспитанник петербургского футбола. Другой вратарь Максим Рудаков успешно играет за ХИК: стал чемпионом Финляндии, а также принял участие в квалификационном матче Лиги Чемпионов. Он боролся за место в составе, выиграл конкуренцию, хотя первоначально его не приглашали «первым номером». Когда мы отправляли игрока в аренду, то понимали, что его прогресс в игре возможен только в жесткой конкуренции.

- Решается ли вопрос насчёт будущего Михаила Кизеева и Михаила Пономаренко?

- У каждого из них была возможность проявить себя. В ближайшее время игрокам предстоит  доказать необходимость своего нахождения в клубе, поэтому все в их руках. Если по какой-то причине не получится, то препятствовать в развитии их карьеры никто не будет. Талант во вратарском искусстве – это 90% пота. Как только вратарь думает, что он талантливый и перестаёт тренироваться, то его карьера идет на спад. Правильнее сказать, что у игрока должен быть талант к работе.

- Интересно, как дела у игроков, которые проснулись знаменитыми после отдельных игр за основную команду – у Ильи Скроботова и Кирилла Капленко.

- Капленко набирает форму, в последних играх выглядит уверено: об этом свидетельствует и статистика полезных действий, и выигранных единоборств на поле. Он практически восстановился и, думаю, в ближайший матч вновь выйдет на поле. Илья Скроботов – очень талантливый парень. Нужно понимать, что у молодых футболистов бывают и подъёмы, и  спады. Мы верим в его способности, стараемся помогать во всех его начинаниях. Сейчас у него непростой период в карьере из-за того, что побывав в основном составе, он должен заново доказывать свою состоятельность. Это нормальная история для футбола. Для того чтобы Скроботов вырос в лютого защитника национальной сборной, он должен пройти определенный путь. В целом, парень перспективный. Мы будем его развивать.

- Похожим образом складывалась карьера и у защитника «Барселоны» Жерара Пике. В 23 года, после многочисленных аренд, ему дали шанс выйти за свою команду. Но у него был хороший учитель – Карлес Пуйоль.

- Да, для центрального защитника очень важно иметь толкового партнера.

- Что касается «Зенита»-м: насколько виден прогресс у молодых ребят?

- Прогресс приходит благодаря тренерскому штабу, где у нас работают профессионалы высокого уровня. У тренеров есть титулы, а у большинства людей, которые работают в этой сфере, обычно эмпирический опыт отсутствует. Здесь можно говорить о преемственности поколений, когда главный тренер относительно молод. У нас хорошее взаимопонимание между штабом и футболистами. Поэтому наблюдается прогресс отдельно взятых игроков и команды в целом. Требования в клубе очень высокие. Тренеры Академии постоянно участвуют в семинарах, проходят лицензирование, повышают квалификацию.

- Молодёжный «Зенит» пополнился новыми игроками: много ребят 2002-го года рождения. Ощущается ли конкуренция среди молодежи?

- Конкуренция – это единственный двигатель прогресса в футболе. Конечно, мы рассматриваем наших воспитанников в первых составах команд системы «Зенита», но если есть футболисты с лучшей подготовкой, то я не вижу проблем пригласить их для создания конкурентной среды. И действительно сильный игрок будет тянуть за собой.

- Насколько сейчас можно признать позицию «Зенита»-м в турнирной таблице удовлетворительной?

- Ребята в большинстве матчей показывают хорошую игру, они готовы бороться за призовые места. Нужно обращать внимание на состав команд, потому что если взять матч с «Уфой»-м, то там с нами играла практически «Уфа»-2, то есть футболисты на несколько лет старше футболистов «Зенита». В молодежном футболе разница в три года – это очень много. Вызывала вопросы игра со «Спартаком», но мы уже разобрали ошибки. А три мяча, которые наша команду забила «Оренбургу» уже говорят об уровне «Зенита»-м.

- Приезжала к нам молодежная команда из академии «Барселоны». Будем ли продолжать двигаться в этом направлении?

- Да, это очень интересная практика. Партнерство больших клубов всегда ведет к развитию. Это обмен опытом в качестве юношеского футбола. Вполне реален и такой сценарий, что «Зенит» когда-нибудь проведет против «Барселоны» товарищеский матч, однако он должен быть тщательно проработан. Хотя хочется, что наша команда сыграла против испанцев официальную игру в рамках Лиги Чемпионов. Я предлагаю всем привыкнуть к той мысли, что «Зенит» – это суперклуб. 

- Если говорить об адаптации воспитанников к основной команде, то, что нужно сделать, чтобы каждый сезон хотя бы один-два парня попадали в обойму «Зенита» и там оставались?

- Это сценарий, по которому идут гранд-клубы – один воспитанник в год. Мы тоже будем стремиться к этому. У нас есть игроки, которые потенциально могут играть в «Зените», но в первой команде главный принцип работы – здесь и сейчас. Есть один рецепт – это каторжный труд и понимание со стороны всех людей, которые присутствуют в структуре клуба.

Фото: ФК «Зенит»