6 мин.

Олимпийский футбол: новые имена

Василий Уткин в блоге на Sports.ru рассказывает о лучших футболистах олимпийского футбольного турнира.

Сенегалец Мусса Конате – одно из главных открытий Олимпийских игр. Фото: Fotobank/Getty Images/Michael Regan

Слово «открытие» стало в футболе анахронизмом. На коротком турнире, будь то хоть чемпионат мира, открытия, конечно, случаются – никто не может знать всего заранее и люди не потеряли способности удивляться; да вот только все понимают, что такому открытию опасно доверяться. Видишь месяц, а покупаешь на годы – зачем рисковать, когда можно еще присмотреться? Открытия совершаются теперь в сезонных турнирах. Вот это уже серьезный показатель.

Но мы ж не дельцы, мы – коллекционеры впечатлений. На такие как раз краткие турниры и горазды, а олимпийский больше других. По понятным причинам: здесь собраны игроки уже почти совсем взрослые, при этом в силу своеобразной олимпийской квоты – со всего мира, то есть они очень разные и много новых лиц. И сам турнир, который схематически идентичен Евро, но существенно интенсивнее, гарантирует, что обратить на себя здесь внимание может только вправду перспективный игрок. Еще добавлю, что поскольку все матчи играются в группах ли, на стадиях ли плей-офф в один день, впечатления падают на тебя самым что ни на есть стремительным домкратом.

Я приглядел на футбольной Олимпиаде себе нескольких игроков, за которыми потом с удовольствием послежу. Перечислю их вразброс, безо всякой иерархии.

1. Хироси Кийотаке (Япония), 22 года, принадлежит «Нюрнбергу» – необычайно техничный футболист. Возможно, за пределами сборной Бразилии и вовсе лучший в этом смысле на турнире. Характерно при этом, что способность обыграть один в один, готовность разбросать финтами в разные стороны двоих или петлять в ожидании лучшей доли вокруг троих он сочетает с хорошим вкусом к игре в касание. То есть совсем не жадный. Он не ведет игру своей команды, он там не базовая конструкция, скорее, виньетка, ведь японцы мало держат мяч и играют в контратаку – весьма изощренно, кстати. Тем не менее команду без него не представить. Играет и слева, и справа, правая нога просто волшебная, левая ей готова помочь не только при ходьбе. Вот только не слишком быстр... Для команды, склонной контролировать мяч, будет в самый раз. Оставив за скобками скорость, сравню с Эйденом Макгиди.

2. Мусса Конате (Сенегал), 19 лет, принадлежит «Маккаби» (Тель-Авив). Лучший пока здесь бомбардир. Какие скидки ни делай, хочешь – на сенегальских паспортисток, хочешь – На дурную память об Эльхадж Диуфе, но он забил 5 в 4 матчах, причем в каждом был хотя бы гол. Типичный питомец черно-африканской школы – бугры мышц, пластика-гимнастика, безразмерная на взгляд со стороны выносливость. Конате оказался ровно тем игроком, который был Сенегалу жизненно необходим в фирменной африканской игре, яркой и зрелищной, но изрядно безалаберной. Конате оказался тем человеком, который в пределах штрафной почти любой мяч мог направить в ворота – хоть головой, хоть ногой. Не будь его, парни могли и не вспомнить о голах. Конате, в первом матче против британцев выставленный направо в полузащиту, позднее вытеснил из стартового состава яркого форварда Ибру Бальде, новичка «Кубани», и почти наверняка покинет «Маккаби». Форвард штрафной; сравнил бы его с молодым Вильей.

3. Такахиро Огихара (Япония), 20 лет, принадлежит «Серезо Осака». У японцев чуть ли не самая сбалансированная здесь команда. Будь у ней свой Конате, она всех бы обыгрывала крупно – хлещет любого соперника пружиной контратаки, как не всякий крокодил лупит в ярости хвостом. Забивать некому при этом. Опорный хав Огихара – точка стабилизации этой игры. Он организует отбор в середине поля и владеет длинным пасом. Парень высокий, по молодости худощавый, обрастет мышцами – станет окончательно похож на Хави Алонсо, тем более что стандарты – тоже очень даже его тема. Главная заслуга в том, что японцы не пропустили пока ни одного мяча – его. На их ворота не бывает быстрых атак.

4. Марко Фабиан (Мексика), 23 года, принадлежит «Чивасу». Нападающий широкого диапазона, с удовольствием участвующий в сочинении атак. Очень быстрый. Забивают пока другие, но Фабиан ключевой игрок в том, чтобы придать атаке решающее ускорение, найти действительно обостряющий ход. Ни с кем сравнивать не буду, присмотрюсь пока.

5. Чжи Дон Вон (Корея), 21 год, принадлежит «Сандерленду». Центрфорвард-тихушник. Вроде бы и не видно его, и забыл уже, а он, откуда ни возьмись, из-за кадра летит замыкать передачу или выходит из глубины на выкаченный мяч. В матче с британцами, помимо гола, имел три чистых момента, все – в описанном стиле. Сравнил бы с Йон-Далем Томассоном, за таким очень сложно следить. При этом он очень активно помогает полузащитникам прессинговать, не простаивает в ожидании момента.

6. Садьо Мане (Сенегал), 20 лет, принвдлежит «Метцу». Другая разновидность свободного художника – и снова типичная, африканская. Может включиться в атаку на любой ее стадии, но где бы это ни случилось, проводит ее до самых ворот. Работает во взрывной манере; совсем невысок, очень быстр, выбирает направление атаки и бросается хоть в широкую брешь в соперничьей обороне, хоть в тонкую щелочку. В команде, менее полагающейся на импровизацию, будет играть крайнего форварда, причем с любого фланга. Сравнил бы его с молодым Тиджани Бабангидой, с надеждой, что он продержится на высоком уровне подольше прототипа.

7. Ахмед Хегази (Египет), 21 год, принадлежит «Исмайли». Огромный защитник – 196 см рост. При этом не тягуч, пропорционально сложен и координирован. Умеет начинать атаки, все задатки лидера. Ну, что воздух у него особо не выиграешь, как бы подразумевается... Сравнивать стоит с Хани Рамзи, одним из первых египтян в Европе, который, кстати, был тренером олимпийской сборной страны в Лондоне, А на стыке 90-х и нулевых 11 сезонов отыграл в бундеслиге.

8. Рохер Эспиноса (Гондурас), 25 лет, принадлежит «Канзас Сити Уизардс». Единственный в моем списке игрок неолимпийского возраста. Лучший в команде Гондураса. Справится с ролью полузащитника box-to-box с некоторыми поправками на латмнскую выучку. Сочетает мощь с отличной техникой, в центре поля – работник и придумщик, в чужой штрафной – готовый забить форвард. В общем, разносторонний атакующий полузащитник. Прототип – молодой Деян Станкович в соответствующем возрасте.

9. Омар Абдулрахман (ОАЭ), 20 лет, принадлежит «Аль-Айну». Ухмыляетесь? Ну, я ж говорил – речь о впечатлениях, каковы теоретические перспективы в приличной европейской лиге парня из Эмиратов, я даже и начинать думать не стану. Мало ли, может, он миллионер уже и ничего ему от футбола не надо, кроме пары физкультурных удовольствий... Но в лице вот этого Омара я впервые за много лет видел классического диспетчера. Мяч прилип к ноге, ситуация за спиной так же ясна ему, как и перед глазами, высокий, статный красавЕц – ни один футболист за последние двадцать лет не напомнил с такой явственностью Карлоса Вальдерраму! Полностью видел его матч с Уругваем – что сказать, несколько затеянных им комбинаций были просто на восторженный визг. Кстати, и гол организовал... Бог его знает, увижу ли этого Омара снова? Но если вдруг... Не удивлюсь. С золотой головой парень.

Наверное, стоило назвать этот материал «9 открытий Олимпиады» или еще как-то со словом «девять», но вот не случилось. Я ничего не сказал здесь о бразильцах, которые приехали очень непривычным, отборно-молодым составом – но это будет отдельная тема. Для материала, глядишь, «18 наследников Роберто Карлоса»...