Как рассудить столкновение Хэмилтона и Ферстаппена в Сильверстоуне?
Все мы видели столкновение Макса и Льюиса в Сильверстоуне. Кто не видел, коротко: Макс стартовал с поула, Хэмилтон следом за ним. Половину круга они шли колесо в колесо, так же зашли в 9-й поворот, (знаменитый и один из самых скоростных в календаре Коупс) на выходе Хэмилтон поддел передним крылом правое заднее колесо Макса и тот на огромной скорости (вход в Коупс - это немногим меньше 300 км\ч) улетел в барьер.
Дальше - красные флаги, Макс в медицинской машине отправился в больницу проходить медосмотр, а Майклу Маси и команде стюардов нужно было срочно принимать решение по инциденту. Но какое?
Это одна из самых сложных аварий для оценки стюардами за последнее время. Слишком много переменных, которые нужно в уравнении учесть - тут ведь не только само столкновение, но и контекст борьбы за чемпионство между двумя гонщиками. Второе, конечно, не прописано в правилах, но стюарды задумываются и об этом - даже если у них нет прямых директив по таким эпизодам, самого психологического давления при рассмотрении ситуации, потенциально влияющей на исход чемпионата, уже достаточно.
Сам инцидент, на самом деле, довольно простой. На прямой перед Коупсом Макс отдает Льюису внутреннюю траекторию и тот туда, конечно, ныряет. Ферстаппен оставляет Хэмилтону очень много места внутри, но тот слегка не попадает на апекс и выходит шире оптимальной, в этой ситуации, траектории. Из-за этого его слегка выносит на внешнюю линию, где едет Макс. Тот уже заужает вправо, чтобы у семикратного чемпиона не осталось достаточно места и ему пришлось сбросить скорость, пристроившись сзади болида Ферстаппена. Но Льюис вышел шире, чем ожидает Макс, происходит столкновение и лидер чемпионата бортом улетает в стену. Перегрузка от удара в пиковый момент - 51G, Макс не может по радио даже внятно ответить в порядке ли он, только ошеломленно кряхтит. А Льюис, так и оставшись на втором месте, (после столкновения его обгоняет Леклер) уезжает под красные флаги в боксы.
Можете тут послушать переговоры Макса и команды после столкновения.
Со спортивной точки зрения это гоночный инцидент. Ни покрышки, ни тормоза еще не встали в температуру, середина первого круга, два гонщика в пылу борьбы. Один из них - Хэмилтон, - ошибается на какие-то сантиметры и это приводит к столкновению. Никакого злого умысла, никакого выдавливания с траектории, закрывания калитки, ничего в этой ситуации нет. В отдельных случаях за такое дают +5 секунд, если пострадавший пилот потерял позицию относительно нарушителя.
Но в этой истории пострадавший пилот - главный претендент на титул чемпиона мира, закончивший Гран-при в стене. А пилот, спровоцировавший гоночный инцидент - его главный соперник, который за счет этого имеет возможность отыграть 25 очков в гонке за лидерство в чемпионате. И это не взорвавшаяся в Баку покрышка у Макса - там можно посетовать на невезение, тут сход Ферстаппена - прямое следствие столкновения с ним Хэмилтона.
Вот и вопрос. Накажи Хэмилтона жестко - и это идет вразрез с философией ФИА, которую они постоянно вокально транслируют: гонки должны быть жестче, борьба на первых кругах это нормально, наказывать за гоночные инциденты - это снижать градус борьбы, демотивировать пилотов обгонять в сложных местах и всё такое.
Накажи Хэмилтона слишком мягко - и пилот, выбивший своего главного конкурента получает за это огромные дивиденды. Маси и команда выбирают штраф в 10 штрафных секунд. У Льюиса еще есть впереди обязательный пит-стоп и он отстаивает свой штраф перед заменой покрышек. В конце-концов темпа в его болиде достаточно, чтобы догнать оказавшегося неожиданно для себя в лидерстве Шарля и он побеждает в гонке, сокращая до минимума отрыв от Ферстаппена. И как-то становится ясно, что 10 секунд - это недостаточное наказание в этой ситуации. Хэмилтон провел отличную гонку, (исключая столкновение) но такой способ сокращения отрыва от лидера чемпионата оставляет очень неприятный осадок.
Хорошего быстрого решения тут, конечно, нет. Если в соответствии с правилами Хэмилтона не надо наказывать и у большинства из нас, простых фанатов и даже многих экспертов, возникает диссонанс и чувство несправедливости в результате, то значит, наверное, что с правилами что-то не так. Что именно - до конца не ясно.
Прямо сейчас мне приходит в голову только одно уточнение: если вследствие гоночного инцидента ты получил значительное преимущество над оппонентом, то отвечать придётся без скидок. Потому что если вы разменялись позициями, кого-то откинуло назад на десяток секунд и он может продолжить бороться, это еще можно понять, но когда один выбывает из гонки, а второй летит к победе - то справедливости в этом точно нет.
Несправедливость в этой ситуации не должна как-то происходить только в одну сторону. Столкновение произошло и оно должно быть несправедливо для всех. Да, ты не хотел выбивать оппонента. Но ведь выбил. Он теперь в больнице, машина - в утиль, очков - ноль. Может быть стоп-энд-гоу в 10 секунд* в твою сторону и испортит тебе гонку, но эта несправедливость хоть как-то уравняет другую.
Такой вот компромисс.
* - напомню, что во время стоп-энд-гоу нельзя менять покрышки и вообще проводить манипуляции с машиной - это просто дополнительный пит-стоп, за который ты теряешь время
1. Безусловно атаковать в этом повороте - опасно. Но это борьба за титул. Никто не хочет уступать. Согласитесь, что смотреть кастрированную гонку без борьбы, это не то что мы ждем.
2. Хэмилтон не дернулся ВЛЕВО, это важно. Он не сбивал Ферстаппена с трассы. Посмотрите повтор, и вы не увидите как Хэм поворачивает влево.
3. Что Ферстаппен, что Хэмилтон, оба не хотели уступать. И получилось то, что получилось. Еще раз, это борьба за титул Чемпиона Мира! Здесь ставки слишком высоки.
Вывод прост. Оба пилота могли избежать аварии, но никто из них не сделал этого. Оба пытались выйти победителями из этого единоборства, оба рисковали. В итоге случилось то, что случилось.
Поэтому считаю Хэма не настолько виновным, насколько это сейчас выставляют.
Чисто мое субъективное мнение. Не претендую на истину в последней инстанции.
Так подрезал Макс или перекрестил? потому что это взаимоисключающие понятия, подрезать - значит быть впереди, перекрестить - значит быть позади и контратаковать, короче в огороде бузина, а в Киеве дядька. Учите матчасть, чтобы не позориться лишний раз
"Таких обгонов слип-стримом на поворот по короткому радиусу вагон и маленькая тележка"
Это против Леклера был обгон, а против Макса чистый вынос соперника
LAP
1/52
1 VER
2 HAM
так что ты сейчас лишний раз доказал вину Хэма, который "обгонял, значит он и должен обеспечить безопасность своего манёвра"
+++
Ах да, как же я забыл, едет тапок, все разбегаются и дают ему проехать мимо.
Это разве дает ему право создавать помеху болиду, движущемуся слева от него?
Разве это дает право поворачивать в соперника?
Нет.
Не обязан никто уступать _свою_ траекторию, только потому что едет сэр Хэмильтон.
Зачем?
Макс не перерезал траекторию Хема. Вот сколько места оставил Макс. По скрину уже даже тупица поймет ошибку (или расчет) британца
https://ibb.co/kDkm4fX
Единственная разница, что при обгоне Леклера Хем попал на апекс, а при обгоне Макса - нет.
Дальше читаем Маси:
"Гоночный директор ФИА о штрафах Пересу и Норрису: «Если машины поравнялись, гонщик обязан оставлять сопернику место шириной в болид»"
Тапок обгонял, значит он и должен обеспечить безопасность своего манёвра.
Никто не обязан поднимать ногу с педали газа, увидев в зеркалах тапка.
не обязан ни кто притормаживать, чтобы Макс занял удобную для него траекторию.
Вы можете обзывать как хотите, но факт остается фактом - Макс понёсся поперёк траектории движения Хэмильтона и получл.
Странно да.
На выходе - Ферстаппен хотел перекрестить траектории, подрезал и получил.
Ему кто то не давал пройти по внешней, обязательно перекрестить, больше ну никак.
Похоже нет.
Едете по трассе, обгоняете машину оставаясь слева от неё, а потом возвращаетесь в полосу не создавая помехи машине, которую вы обгоняли.
тапку не терпелось вернуться на траекторию - вернулся и получил.
никто не обязан притормаживать только по тому, что едет тапок.
Посмотрите на направление движения болидов.
На вашем фото чётко видно направления движения, а так же видно, что направление движения болида тапка пересекает направление движения болида Хэма.
Увеличиваем фото и смотрим направление передних колёс.
И видим, что у тапка передние колёса повернуты в сторону болида Хэма.
Зачем?
На фото отлично видно, что заднее правое болида тапка поравнялось с передним левым болида Хэма,
При таком раскладе и находясь в непосредственной близости от болида Хэма, зачем тапок пересекат траекторию движения Хэма?
Ему что, слева места было мало , чтобы спокойно проехать?
Так же отлично видно сколько места у тапка слева на трассе и сколько места у Хэма справа на трассе.
Тапок в очередной раз был уверен, что Хэм поднимет ногу с педали газа и пропустит.
Только вот Хэм не обязан поднимать ногу с педали газа и пропускать тапка.
Внимательнее надо на свои фото смотреть.
В гоночных симах есть понятие дайвбомбы, вот ее исполнил Хем. А ты пытаешься оправдать этот термин
Заднее правое болида тапка напртив переднего левого болида Хэмильтона.
Вопрос - Кто кого обгоняет?
Тапок Хэмильтона.
У тапка слева вагон места.
Вопрос - На какой тапок выжимает Хэмильтона?
Что заслужил, то и получил.
У тапка слева был вагон места, но он , зачем то, прижимался к мерсу.
прижался и получил.