9 мин.

Пилот, который был быстр везде, где выступал. Феликс Розенквист

В своё время он опережал добрую треть нынешних пилотов Формулы-1, успешно ехал в огромном количестве разных категорий, а в этом месяце едва не выиграл гонку в Индикаре. История бедного и очень талантливого пилота, который так и не смог обратить на себя внимание руководителей команд Формулы-1, хотя был того, несомненно, достоин.

Феликс Розенквист родился в небольшом шведском городке Варнамо, население которого не превышает 20 тысяч человек, а самый известный его выходец - бывший футболист Йонас Терн (на фото ниже). О семье скандинавского гонщика, к огромному сожалению, информации найти не удалось. Супер-чемпионом в картинге Феликс не был, в его активе значится лишь серебро в Северо-Европейском чемпионате в 2005-м году.

Йонас Тёрн - главная знаменитость Варнамо

Свою формульную карьеру Розенквист начал в Азии - с местного кубка Рено 2.0. С первого же сезона 15-летний швед начал выступать очень здорово, став в дебютном сезоне четвёртым, а во втором - чемпионом. Далее последовало возвращение в Европу и чемпионство сразу в двух кубках Рено 2.0. - Шведском и Северо-Европейском. Затем был переход в Формулу 3, и если год в немецкой серии был хорошим, но борьбы за титул Феликс не вёл, то последующие годы в Европейской серии уже заслуживают подробного рассказа.

В сезоне 2011 года в серии борьбу за титул вели будущие пилоты серии ДТМ - испанец Даниэль Хункаделья и немец Марко Виттман. Наш сегодняшний герой хоть и выглядел неплохо, за титул он борьбу не вёл. Всё изменилось в 2012-м году. Швед выигрывал гонки, регулярно приезжал на подиумы, до титула не хватило каких-то 28 очков. Среди прочих в таблице позади остался нынешний пилот Макларена в Формуле-1 Карлос Сайнс. В тот момент было отчётливо ясно - в следующем сезоне Розенквист должен становиться чемпионом. Для этого было одно очень большое препятствие - протеже Феррари Раффаэле Марчелло также был оставлен в серии на ещё один сезон.

На фотокарточке мы видим Марчелло и Розенквиста, а также Алекса Линна

Весь год эти двое разыгрывали победы (в сумме швед и итальянец выиграли 23 гонки, а все остальные участники - 7). Первенствовал по итогам всё же Раффаэле, но всем было ясно - оба явно переросли уровень серии, и следующей ступенькой логично становился Чемпионат ГП2. Куда в итоге и пристроили Марчелло, причём в чемпионскую команду - Racing Engeenering. Что же касается Феликса, то здесь он впервые по-настоящему сильно почувствовал свою главную проблему - маленький бюджет. Он банально не смог позволить себе купить место в ГП2, а командам Формулы-1 22-летний пилот из Формулы-3 был попросту не нужен, хотя в то время ещё многие могли себе позволить подписать небогатого, но талантливого гонщика.

Впоследствии, в интервью он расскажет, что его даже не приглашали на тесты ГП2. Понимая всю ситуацию, Феликс по-тихоньку начинал искать возможные пути отхода в более дешёвые гоночные серии. Первым шагом стало выступление за Швецию в Формуле Acceleration. Это был чемпионат, до боли напоминающий некогда весьма интересный A1 GP - пилоты там выступали за свои страны, и победителем гонки становился не гонщик, а государство, флаг которого он защищал. Розенквист выиграл там пару гонок, но, учитывая явную непопулярность серии, покинул её до окончания первого сезона. Параллельно он продолжал выступать в Европейской Ф3, где полностью провалил сезон - в тот год блистали Окон и Ферстаппен. Победа в Гран-При Макао стала лишь небольшим облегчением, однако если год назад шведа в Ф1 не приглашали, но он явно был у команд на карандаше, то сейчас о Королеве Автоспорта можно было уже забыть.

Феликс в Формуле Acceleration

Следующий год стал последним в Формуле-3 и самым успешным. Невероятные 13 побед и отрыв более сотни очков над вторым местом. Позади в тот год остались Джовинацци, Леклер, Стролл, Расселл, Албон и Рагунатан. После такого успешного сезона Розенквист даже принял участие в тестах ГП2, однако денег всё также не было, а ситуация с кризисом в мире продолжала ухудшаться. Поскольку чемпиону оставаться в Европейской Ф3 было нельзя по регламенту первенства, а денег на ГП2 всё также не было, выхода не оставалось - нужно было отклоняться от курса "на Формулу-1" и искать пути обхода. Разочарованный отсутствием шанса в Королевских гонках Феликс сказал так: "Команды ищут хороших гонщиков с большими карманами. Я не подхожу по второму критерию".

Попутно выиграв второй подряд Макао, шведский пилот уже принял участие в тестах серии Indy Lights (младшей категории Индикара), где проявил себя очень неплохо и получил контракт с одной из команд. Помимо этого, он стал резервным гонщиком Мерседес в ДТМ и пилотом этого бренда в серии Blancpain GT. И везде он показал очень достойные результаты - за океаном Феликс смог даже выиграть несколько гонок, правда, на овалах он ехал не очень сильно, но тут уже сказалось полное отсутствие опыта. В Бланпэне дела шли похуже, сезон был весьма средним, однако окончание его вышло ударным - включая победу на этапе в Барселоне в своей категории. Дебют по ходу сезона в ДТМ тоже был средним, однако, то был ещё невероятно сильный ДТМ, в котором на старт выходил по 24 участника - поэтому дважды набрать очки за несколько этапов было хорошим результатом для абсолютного новичка.

ДТМ также был в послужном списке Феликса

И даже несмотря на все эти результаты, главным событием для Розенквиста в 2016 году стал дебют в Формуле-Е. В своей дебютной гонке за команду Махиндра швед показал лучший круг, а во второй стартовал с поула и приехал на подиум. В большинстве гонок сезона он был очень быстр, и лишь пара обидных сходов и проблем помешали ему повести прямую борьбу за титул. Всего за чемпионат он пять раз финишировал в тройке и трижды стартовал с поул-позиции, а также однажды смог выиграть гонку - покорена оказалсь первая гонка в Берлине. Столь ярким дебютом он снова продемонстрировал всем свой высочайший уровень и талант крайне быстро адаптироваться к абсолютно новой для себя технике. Далее последовал ещё один очень сильный сезон в электроформуле - трижды Феликс стартовал с первого места и дважды на этом первом месте финишировал. Кроме того, в обоих сезонах опытнейший напарник по Махиндре - Ник Хайдефельд, был попросту уничтожен, а ведь его опыт даже в этой серии был несоизмеримо большим.

Понимая, что чтобы всё-таки подняться до каких-либо гоночных вершин нужно как можно больше практики, наш сегодняшний герой отправился в Японию - в местную Супер Формулу, которую в этом году с треском проваливает Маркелов и уже провалил Тиктум. И что вы думаете? Три подиума, стабильные результаты по ходу всего сезона и в итоге бронзовая ступенька пьедестала. Надо также учесть, что последний, сдвоенный этап в Сузуке был отменён из-за тайфуна, а отставание в зачёте от первого места оказалось на финише очень небольшим. Получается, Розенквист боролся за титул в этой очень непростой серии в свой дебютный сезон. К слову, серебряным призёром тогда стал нынешний пилот Ред Булла Пьер Гасли. В ту же осень он дебютировал за Торо Россо. Кроме того, летом швед проехал 24 часа Ле-Мана, а весной будущего года - те же 24 часа, но уже Дайтоны. В последней гонке был собран очень интересный экипаж - экс-конкуренты Розенквиста по Ф3, а также ещё один так и не добравшийся до Ф1 талант - голландец Робин Фрянйс.

Сезоны в электро-формуле были очень успешными для шведа

По ходу гонки их экипаж преследовали проблемы, и поэтому они на финише оказались даже вне первой десятки. Но сути дело не меняет - Феликс вновь на малознакомой (в один из прошлых сезонов он уже ехал данный марафон) для себя технике показывает очень хороший темп. Прошлый год получился не самым лучшим, но и даже тут были свои положительные моменты - основным чемпионатом стал японский Супер ГТ, где Розенквист выступал в паре с местным гонщиком, чьё имя вряд ли кому-то о чём-то скажет, поэтому я его даже указывать не стану. Сезон выдался сложным, и на подиуме экипаж финишировал лишь однажды. В конце года швед отправился за океан, на тесты Индикара, работать за рулём болида команды Chip Ganassi. Надо отметить, что в 2016 году он уже тестировал машину той же команды, ещё будучи пилотом Indy Lights, и тогда один из руководителей коллектива даже сказал: "Я думаю, он готов к повышению. Если взглянуть на его результаты в других сериях, то видно, что он успешен везде". Доподлино неизвестно была ли возможно у Розенквиста оказаться за рулём Индикара уже в 2017 году, но это всё же произошло в текущем. И начало было просто невероятным. В своей первой в карьере гонке на такой технике швед долгое время лидировал и победить ему помешали лишь проблемы с нервом в локте, вследствие чего фактически управлял машиной он только одной рукой. Но даже финиш на четвёртом месте в дебютной гонке - результат сногсшибательный. Затем были ещё успешные гонки, достаточно регулярно он заканчивал гонки в десятке. Настоящим прорывом для Феликса стал этап в Мид-Огайо. Всю гонку борясь за победу, шведский новичок серии на последнем круге вплотную догнал своего опытнейшего напарника Скотта Диксона, шины которого были уже очень сильно изношены. До первой победы в карьере не хватило буквально пары поворотов. На данный момент Розенквист является лучшим новичком в общем зачёте серии и, самое главное, опять производит на всех очень хорошее впечатление.

До победы в Мид-Огайо не хватило совсем чуть-чуть

Исходя из всего, что было описано выше, можно с увереностью сказать - Феликс Розенквист это пилот, по гоночному таланту превосходящий добрую половину пилотов первой Формулы, и его результаты главное тому подтверждение. А ведь многие подшучивают над пилотом, который с пятой попытки стал чемпионом в Формуле-3. Видимо, при этом не учитывается то, что он был там конкурентоспособен с первого сезона, а во втором и третьем останавливался в шаге от титула. Именно отсутствие миллионов евро в кармане не дало шведскому гонщику возможности добраться Формулы-1. Из-за финансовых трудностей он был вынужден начинать карьеру в Формулах со слабых азиатских серий, поднявшись до Евро Ф3 только к 20 годам. То, что в Ф3 было проведено целых пять лет - исключительно вопрос финансов. Из нынешних пилотов, никогда до неё не доходивших, с ним может быть сравним разве что Робин Фряйнс, причём сравнение не обязательно должно быть в пользу шведа.

Феликс Розенквист успешно ехал в абсолютно разных сериях, на абсолютно разных машинах и на абсолютно разных трассах. Вряд ли удастся найти пилота, который столь же быстро адаптируется к новым условиям. Даже сейчас, когда ему уже 27 лет, лично для меня он остаётся очень перспективным пилотом. Если швед сможет надолго остаться в команде Ганасси, то, скорее всего, он и здесь будет вести сражение за титул. В данном случае это просто вопрос времени.