5 мин.

Чужой карман. Вся правда о новом контракте Колина Каперника

Вы когда-нибудь слышали про человека по имени Трент Дилфер? Вот только честно, без всяких Гуглов и Википедий – известно ли Вы хоть что-то про такого парня? Если да – то Вы, наверняка, уже поняли, причем он здесь и о чем конкретно сейчас пойдет речь. Если не слышали – не беда (мне самому пришлось погуглить, чтобы выяснить, как его фамилия пишется), присаживайтесь поудобнее, будем разбираться в зарплатных ведомостях вместе.

Все мы привыкли, что квотербэки являются лицом франчайзов и всего NFL. Привыкли, что львиная доля зарплатной ведомости приходится именно на них – это нормально и объяснимо, т.к. именно они отвечают за результат больше, кто кто-либо другой. А уж если квотербэку посчастливится привести свою команду к победе в Супербоуле – тут уж не миновать огромному и долгосрочному контракту. Но так ли это было всегда? Является ли такой подход многолетней догмой для лиги или же инфляция в зарплатных ведомостях квотербэков все же идет быстрее, чем у остальных?

Трент Дилфер, раз уж мы о нем упомянули, ни много ни мало - обладатель чемпионского перстня. В 2000 году он, пусть и с изрядной помощью своей защиты (той самой, которой согласно известной поговорке положено выигрывать Супербоул) привел Baltimore Ravens к первому в истории франшизы Трофею Ломбарди. Его заслуга, повторюсь, была не столь велика, как вклад воронов-оборонцев, но он исправно делал свою работу и не подводил команду неуместными перехватами. Как Вы думаете, какой контракт получил Дилфер после того, как надел на палец заветный чемпионский перстень? Никакого. Вместо контракта Трент получил билет в Сиэтл и пожелания дальнейших успехов. Можете ли Вы представить себе такую ситуацию сейчас? Как вообще получилось так, что за 12 сезонов, разделивших 2 титула, завоеванных Ravens, контракт квотербэка команды-чемпиона проделал путь от зеро до 120 миллионов долларов (см. Флакко, Джо)?

Из ныне действующих квотербэков первыми подписали по-настоящему долгосрочные и прибыльные сделки Бен Ротлисбергер (2008) и Илай с Филиппом Риверсом (2009). Первые двое уже имели к этому времени чемпионские перстни как универсальный ответ на вопрос о целесообразности таких сумм. Риверс же, как был одним из топовых QB до переподписания, так и продолжил оставаться на ведущих ролях в лиге в последующую пару лет. Средняя цифра за год на тот момент составляла 15 миллионов долларов.

Следующая волна переподписания контрактов с топовыми и около-топовыми QB пришлась на 2013 – помимо познавших вкус победы в Супербоуле Роджерса и Флакко новые гигантские контракты получили Мэтт Райан, Тони Ромо и Мэттью Стэффорд. Троица последних, хоть и не могла похвастаться высшим достижением в NFL, все же получила свои контракты более-менее заслуженно. Райан провел отличный сезон и, наверняка, не упал бы ниже определенной планки и в 2013, не случись в Атланте того коллапса с ресиверами и линией нападения. Скорее наоборот – вопреки всем проблемам Райан выглядел сносно, что скорее подтверждает правильность выбора его руководства. Ромо же со Стэффордом, пусть и не борются всерьез за Трофей Ломбарди, вполне адекватно справляются со своими основными функциями – в списке виноватых в том, что Даллас и Детройт, соответственно, пролетели мимо плейофф, они не будут ни первыми, ни вторыми, ни десятыми.

За 4 года сумма по контрактам выросла до 18-20 миллионов в год. Значит ли это, что Роджерс, к примеру, был достоин больших денег, нежели Бен и Илай в свое время? Совсем необязательно. Просто цены имеют обыкновение расти. И цены на квотербэков – отнюдь не исключение.

Вместе с тем, росли не только цифры в зарплатных ведомостях – росло и желание владельцев команд обезопасить свои инвестиции. Не складывать слишком много яйцедолларов в одну корзину. Ну или, на худой конец, иметь возможность оперативно их спасти в случае непредвиденных проблем. Идеальной иллюстрацией такого подхода стал самый, пожалуй, обсуждаемый контракт последнего времени – 7 лет и 126 миллионов для Джея Катлера. Как только не костерили менеджмент Чикаго фанаты команды и просто любители посчитать деньги в чужом кармане. Катлеру припомнили все – и трусость, и неспособность вот уже четвертый год провести сезон «от звонка до звонка», и отсутствие перстня. Понятно, что цифра в 126 миллионов выглядит устрашающе и парализует мыслительную активность у многих счетоводов. Но люди, составлявшие этот контракт – вовсе не идиоты (как бы болельщикам Грин-Бэя и Миннесоты того не хотелось) и они прекрасно понимали, что именно и как именно они хотят предложить Катлеру. Беглый взгляд на условия контракта – и вот уже сделка не выглядит такой монструозной, а менеджмент Чикаго – таким перекрытым. А сам «семилетний и многомиллионный» оказывается на поверку всего лишь трехлетним с опциями продления. Захотят – отправят Катлера на все четыре стороны уже в конце 2016.

Аналогичная история и с новым контрактом Колина Каперника (вот мы и дошли до главной сегодняшней темы сквозь дебри предысторий). Если Вы слышали лишь две цифры: 61 миллион «гарантии» и 126 миллионов «всего», то у меня для Вас сюрприз – Вы не знаете о контракте Колина Каперника ничего.Единственное, что гарантировано Колину по-новому контракту, это:

- $12.3 миллиона подписного бонуса

- $100,000 так называемого workout бонуса

- и собственно $645,000 заработной платы за 2014

Все. Остальное – только при определенных условиях. Базовая зарплата Каперника за каждый из сезонов, начиная с 2015, становится гарантированной только после 1 апреля. Остался в команде – зарплата на год гарантирована. Обменяли/уволили – извини. Кроме того, еще 12 «плавающих» миллионов привязаны к общему количеству снэпов, которое Кэп отыграет за сезон (нужно не менее 80%) и факту попадания в Супербоул или Олл-Про. Иными словами, контракт составлен так, что оплата труда у Каперника теперь сдельная. Отыграет на топовом уровне – получит за сезон 21 миллион. Отыграет средне – получит ощутимо меньше. Будет обменен/отчислен – не получит ничего.

Контракт Каперника - настоящее произведение искусства в своем весьма специфическом жанре. Он и содержит красивые цифры (действительно лучшие в лиге), подтверждающие, что 49ers готовы по достоинству оплачивать труд тех, кто сражается за шестой комплект перстней, и усиливает мотивацию ключевого игрока команды, вместо того, чтобы просто превратить его в Джамаркуса Рассела. Браво, Трент! Я аплодирую стоя.