7 мин.

Семейное дело: Школа пар Великовых

 Людмила Великова и Николай Великов - фигуры в мире парного фигурного катания. Команда супругов десятилетиями тренировала фигуристов в Санкт-Петербурге, и семейный бизнес расширился, когда их внук Василий Великов, бывший фигурист в одиночном и парном катании, присоединился к тренерской команде. 

Хотя сегодня их имена не являются громким брендом, Людмила и Николай были силой в 1990-х годах. Среди их историй успеха - чемпионы мира 1994 года Евгения Шишкова и Вадим Наумов; двукратные чемпионы мира среди юниоров Мария Петрова и Антон Сихарулидзе (1994, 1995); и чемпионы мира и Европы 2000 года Мария Петрова и Алексей Тихонов. 

 

Team Velikov

 Николай привел Максима Транькова и его бывшую партнершу Марию Мухортову к титулу чемпионов мира 2005 года среди юниоров. Когда эта пара распалась, Людмила попыталась договориться о партнерстве Транькова и Татьяны Волосожар, но в то время это не сработало. Ксения Столбова и Федор Климов также тренировались с Великовыми, прежде чем перейти в группу Нины Мозер.   

Тренерское трио Великовых - это удачное сочетание опыта и юношеского вдохновения. Людмиле и Николаю около 70 лет, а Василий, которому 25 лет, младше почти на 50 лет. Василий рассказал, что он никогда не планировал тренировать пары - это произошло само собой. Когда ему было 3 года, он катался на коньках по углам катка, пока его дедушка и бабушка обучали свои пары, и часто вместе с ними ездил в тренировочные лагеря.   

До 2016 года он соревновался в одиночном разряде, затем тренировался в парном разряде, но завершил карьеру из-за проблем со спиной. «Я изучил все элементы в парах, и это дало мне мощный толчок в развитии в качестве тренера», - поясняет Василий.   

Людмила рассказала, что знания ее внука о тройных прыжках являются ценным ресурсом. «Я делала все прыжки, но я прыгала более легкие версии. Теперь у нас есть тройные прыжки и каскады, и теперь в парах мы делаем тройные лутцы . Хорошо, что он умеет хорошо кататься. Мне уже немного неудобно кататься. Я могу стоять на льду и объяснить что-то, но не могу больше демонстрировать».   

Николай также рад, что его внук находится на борту, теперь у них с Людмилой есть тот, кому они смогут передать свои знания. «Ему нравится учиться у нас, и он очень любопытный парень. Он ищет, он смотрит, он пошел своим путем, и это здорово»,- замечает Николай.   

Трио связано крепкими семейными узами, и в случае возникновения каких-либо разногласий «мы приходим к общему знаменателю, общему мнению», объясняет Василий.   

Дмитрий Ялин, юный парник в школе, считает, что наличие сплава опыта и молодости в его тренерской команде является положительным моментом. «Иногда легче найти компромисс, если вы говорите на одном языке и не так уж далеки друг от друга по возрасту. Впрочем, я также нахожусь на одной волне с Николаем. Он заставляет меня шутить с ним, даже если в тот день я не в духе».   

Хотя в последние несколько лет на взрослой парной сцене в России доминировала  команда Мозер, Великовы развивают сильную группу будущих звезд. В прошлом сезоне три их пары вышли в финал Гран-при среди юниоров: золотые медалисты Анастасия Мишина и Александр Галлямов; серебряные призеры Полина Костюкович и Ялин, а также Ксения Ахантьева и Валерий Колесов, занявшие четвертое место.   

Две пары, подготовленные Великовыми, стояли на подиумах чемпионатов мира среди юниоров 2018 и 2019 годов: Мишина и Галлямов, действующие чемпионы мира среди юниоров, были также третьими в 2018 году, а Костюкович и Ялин, бронзовые призеры чемпионата мира среди юниоров 2019 года, год назад взяли серебро.   

«Как мы это сделали? По-видимому, именно эта группа фигуристов поддерживает друг друга», - рассуждает Людмила. «В течение сезона небольшие столкновения иногда случаются из-за избытка эмоций, но в целом дети очень доброжелательны».   

«Все соревнуются друг с другом, и в группе есть постоянная конкуренция - не только во время соревнований, но каждый день на тренировках. Они подталкивают друг друга », - добавляет Василий.  

Организация их группы впечатляет. В настоящее время с Великовыми тренируются восемь пар, которые в зависимости от их темперамента делятся на две подгруппы. «Мы собираем тех, кто может кататься с Галлямовым, в одну группу, потому что он очень трудный мальчик. Он очень эмоциональный, и ему не нравится, когда его беспокоят», - объясняет Людмила. «С ним хорошо работают Ахантьева и Колесов, Татьяна Кузьмина и Алексей Хвалько. Они спокойны и миролюбивы, никогда не давят и всегда уступают путь. В другой группе у нас заводная Полина».   

«Когда вы их соединяете, получается бомба. Поэтому мы их разделили », - рассказывает Василий с улыбкой. «Когда Полина катается на льду, ей нравится, чтобы другие расступались, поэтому она катается с молодыми командами, которые точно уступят ей путь».   

Фигуристы говорят, что они чувствуют себя комфортно в группе и не против ежедневного соперничества. «Это здорово, потому что без соревнований практически невозможно хорошо кататься», - уверяет Мишина. «Мы видим, как другие пары катаются на коньках, и мы стараемся быть лучше их, и они стараются быть лучше нас. Таким образом, мы все вместе растем».   

«Соперничество не позволяет нам расслабиться. Мы пытаемся расти, и молодые, восходящие пары догоняют нас. Это и выводит парное катание на новый уровень», - добавляет Галлямов.   

Костюкович и Ялин соглашаются. «Когда есть конкуренция, вы развиваетесь сами», - говорит Ялин. «Иногда вы смотрите даже на молодую пару, которая только что начала и которая может сделать что-то вроде шага лучше, чем вы, и вы смотрите на них и думаете: «Мы занимались этим в течение трех лет и как это возможно, что они делают его лучше?» У всех наших лучших пар есть что-то особенное, и наблюдая за ними, очевидно, вы что-то перенимаете».   

Ахантьева и Колесов также с удовольствием работают в этой группе. «Мы разделили время на льду, поэтому каждому всегда уделяется достаточно внимания», - объясняет Ахантьева. «У нас все хорошо, и мои лучшие друзья - Полина Костюкович и Таня Кузьмина. Мы общаемся и тусуемся вместе в наши выходные».   

Мишина и Галлямов перейдут на взрослый уровень в следующем сезоне. Костюкович и Ялин вместе с Ахантьевой и Колесовым продолжат обучение в юниорах, а Кузьмина и Хвалько присоединятся к ним в этом году.   

Николай сказал, что в прошлом было сложно создать сильную группу, так как не было достаточно хороших фигуристов-одиночников. «Теперь нам повезло, у нас есть хорошие девочки», - сказал он.   

Фактически это стало побочным эффектом нынешней глубины состава в российском женском фигурном катании. Фигуристки из группы Этери Тутберидзе в Москве доминируют в этой дисциплине, и, поскольку, так трудно пробиться, многие талантливые девушки переходят в пары. «Это позор, что тренеры теперь думают, что им не нужны девочки, потому что в любом случае все заберут девочки Этери», - говорит Людмила. «Я не думаю, что это правильно, но благодаря этому мы получаем девушек с прыжками. Тренеры сами приводят их нам - мы их не крадем».   

Так было с Ахантьевой, тренер которой сказал ей, что она подходит для пар, и предложил ей попробовать. «Я так и сделала, и через некоторое время появился Валерий, и мы начали кататься вместе», - подтверждает Ксения.   

В январе прошлого года Великовы наняли хореографа Дениса Лунина, бывшего танцора на льду и друга Василия. Он помогает с работой ног и в создании программ. Недавно он поставил новую короткую программу для Мишиной и Галлямова под «трагическую и лирическую музыку» (так они ее описали). Также они сохранят свою могущественную «Мастера и Маргариту» из прошлого сезона в качестве произвольной программы.   

Хотя Николай не всегда согласен со вкусом Лунина в музыке, ему нравится «что он делает вещи совершенно по-другому. Он только недавно начал работать с нами, но результаты уже видны. Он делает очень хорошую работу».   

Тренерская команда сейчас смотрит в новый сезон и надеется, что Мишина и Галлямов окажут влияние на взрослом уровне. Людмила считает, что они способны сделать это, «но мы посмотрим, как все пойдет, потому что многое зависит от того какие конкуренты будут противостоять».   

Пара заинтересована в том, чтобы выучить четверной выброс, но Людмила против этой идеи, потому что «риск получения травмы для девочки очень высок. Я против этого - вам нужно принять валидол, чтобы смотреть на такое», - признается тренер. «Были ужасные падения, но вы не можете остановить прогресс. Если кто-то делает четверной, остальные все равно пойдут следом».   

Тем не менее, после изменений в правилах, которые предлагают более высокие награды за чистые программы, большинство команд прекратили делать квады в прошлом сезоне, включая Костюкович и Ялина, которые раньше приземляли четверную подкрутку. «Работало хорошо, но потом они снизили стоимость, и теперь вы получаете за четверной меньше, чем за тройку с плюсами. Делать не имеет смысла », - поясняет Василий.   

С четвертными выбросами или без них юные пары Великовых выглядят очень многообещающе. Пары будут соревноваться только на четырех из семи этапов Гран-при среди юниоров в этом сезоне (Лейк-Плэсид - Нью-Йорк, Челябинск - Россия, Гданьск - Польша и Загреб - Хорватия), поэтому борьба за место в финале Гран-при среди юниоров будет сложнее, чем когда-либо прежде.   

А Мишина и Галлямов надеются на сильный первый взрослый сезон. В декабре прошлого года они заняли пятое место на чемпионате России и выиграли взрослые соревнования на челленжере  Inge Solar Memorial в Австрии.

 Перевод статьи Татьяны Фладе в Ifsmagazine