12 мин.

«Печально, что нынешние дети предпочитают смартфоны и компьютеры футболу». История Сеада Колашинаца

Приход Сеада Колашинаца в «Арсенал» этим летом многими был воспринят с большим скепсисом: мол, снова Венгер берет свободных агентов вместо того, чтобы потратиться на реально хорошего защитника. Но прошло менее, чем половина сезона, а уже сейчас можно сказать: Арсен попал в яблочко с трансфером боснийца. Он стал одним из главных открытий АПЛ, а заодно и наглядно доказал гениальность французского тренера: Венгер лучше всех в мире умеет отыскивать недооцененные таланты и доводить их до совершенства.

 Боснийская война в начале 1990-ых гг. заставила семейство нашего героя переехать из пылающей в огне Боснии в благополучную Германию, где и родился Колашинац, в городе Карлсруэ. Все вечера напролет маленький Сеад пропадал на футбольной площадке вместе с друзьями. Босниец вспоминает о тех временах с большой теплотой: «Это было действительно классное время. Порой, семь-восемь ребят были вынуждены ждать, потому что на площадке и так было полно народу. Мы играли до тех пор, пока наши мамы не загоняли нас домой».

Сеад отмечает, что сейчас, проезжая мимо футбольных площадок, он редко видит там ажиотаж: «И этому есть простое объяснение: смартфоны и компьютеры. Вместо того, чтобы встретиться и погулять, как делали мы, нынешние дети торчат в соцсетях и онлайн-играх. С нами все было по-другому, и я счастлив, что проводил свое свободное время на улице, играя в футбол. Печально, что сейчас дети мыслят иначе. Но они должны сами принимать решения».

На летние каникулы Сеад постоянно ездил в Боснию, к родственникам. Больше всего ему нравилось бывать в Куковине – деревне, откуда родом его мать. Там Сеад набирался позитива на год вперед – настолько целебно на него действовала природа. Те чудесные деньки в Куковине стали одним из самых ярких воспоминаний его детства.

В восемь лет его заприметили селекционеры местного «Карлсруэ» и пригласили в академию клуба. В «Карлсруэ» он провел долгих восемь лет. Уже тогда он любил исполнять знаменитую вертушку Зидана. По словам Сеада, этот финт он тренировал до посинения. Результат налицо: уже в матче 1 тура АПЛ против «Лестера» левый фулбек «Арсенала» оставил в дураках Рияда Мареза, исполнив тот самый финт.

В 2009 году, в возрасте 16 лет, Сеад решился на кардинальные перемены, перейдя в «Хоффенхайм». Тогда ему казалось, что этот шаг был  оправдан необходимостью дальнейшего роста. Но сейчас, оглядываясь назад, босниец признает, что это была ошибка – в «Хоффенхайме» все изначально пошло не так, как того хотел Колашинац. Пытаясь исправить ситуацию, в следующем году он снова сменил клуб – перебрался в «Штуттгарт». Но и там талантливый защитник не пришелся ко двору. Возник серьезный риск того, что карьера перспективного юнца пойдет под откос.

Нужно было что-то делать, и наш герой решился на новый переход – в «Шальке». Это решение изменило всю его карьеру. Главным образом, благодаря тому, что защитнику довелось встретить своего человека – того, который в него поверил. Зовут его Норберт Элгерт. Он был тренером команды «Шальке» до 19 лет, и в его команду попало боснийское дарование. «Однажды он подозвал меня и сказал, что если я буду слушать его и делать все так, как нужно, то смогу прорваться в основную команду. И как только я начал работать с ним, я сразу заметил свой прогресс – я реально становился лучше, в том числе и в тактическом плане», –  говорит Сеад о человеке, который внес решающий вклад в его становлении как профессионального футболиста.

Норберт Элгерт – действительно знаковая фигура в «Шальке». Он помог многим молодым игрокам стать на ноги во взрослом футболе. Но, пожалуй, самый известный его воспитанник – это Месут Озил, партнер Колашинаца по «Арсеналу». Озил не раз в своих интервью признавал, что своими успехами обязан именно Элгерту. Тот по-прежнему работает в структуре «Шальке», подготавливая все новые и новые кадры для главной команды.

Благодаря своему трудолюбию и поддержке Элгерта, Сеад постепенно дорос до основы «Шальке», превратившись в одного из самых многообещающих защитников всей Бундеслиги. В сезоне 2013/2014 он уже стал полноценным игроком стартовой обоймы и завоевал бронзовые медали.

Прогресс Сеада не остался незамеченным на его исторической родине. По юношам Колашинац выступал почти за все возраста немецкой сборной, но за главную команду «бундестим» он еще не был заигран, что дало повод боснийской федерации подсуетиться и взять Сеада в свои ряды. Сам защитник, получив предложение выступать за Боснию, согласился без вопросов. Значительное влияние на выбор игрока оказала его семья: «У каждого футболиста на протяжении карьеры бывают и взлеты, и падения. Поэтому очень важно иметь рядом семью. Мой отец, особенно в непростые времена, всегда давал мне дельные советы, и поэтому я очень дорожу тесным взаимопониманием в нашей семье».

Сезон 2013/2014 стал вдвойне особенным для защитника «рудокопов», когда он узнал о том, что попал в заявку сборной Боснии и Герцеговины на мундиаль в Бразилии. Вернее, первым об этом узнал его отец: по боснийскому телевидению озвучили состав команды на грядущий турнир, и отец Сеада в прямом эфире узнал счастливую новость. И не преминул немедленно позвонить сыну и поделиться радостью.  У защитника были двойственные чувства: с одной стороны – бешеный приток адреналина, с другой – некоторая настороженность из-за отсутствия официального письма от боснийской федерации футбола на имя клуба. Письмо в «Шальке» все-таки пришло, но лишь через несколько дней – только тогда Колашинац по-настоящему осознал, что путевка на мундиаль у него в кармане.

Чемпионат мира начался для Колашинаца обескураживающе: уже на третьей минуте первого матча против аргентинцев (1:2), на переполненной «Маракане», Сеад отметился автоголом. «Когда ты молодой игрок, такое трудно принять, но это помогло мне в моем дальнейшем развитии, потому что я уверен, что такой опыт многому учит. Было стыдно, что это случилось, но тот эпизод помог мне развиваться дальше», – говорит Сеад о том досадном недоразумении.

На следующий матч Сафет Сушич, главный тренер боснийцев, не поставил Колашинаца, дав ему возможность психологически отойти от произошедшего. Боснийцы снова уступили, на этот раз нигерийцам (0:1), и лишились шансов на проход в плей-офф. Игра третьего тура с Ираном уже ничего не решала.  Боснийцы ее все же выиграли (3:1), а Сеад отыграл от звонка до звонка, и на этот раз – намного увереннее. И хотя Босния не вышла в следующий раунд, атмосфера мундиаля доставила Колашинацу огромное удовольствие: «Играть на чемпионате мире – особенное чувство. Воспоминания о том турнире всегда останутся со мной».

После мундиаля к боснийцу потекли первые серьезные предложения от других клубов, но Сеад трезво поразмыслил и понял, что еще рано уходить из «Шальке»: «Нельзя сыграть один хороший сезон и сразу переходить в другую команду. Ты должен быть последователен несколько сезонов подряд, демонстрируя стабильно высокий уровень игры. Я не чувствовал себя готовым к переменам. Посоветовался с семьей и с агентом и понял, что нужно оставаться в Бундеслиге. Время показало, что я принял правильное решение». Это был тот самый случай, когда не нужно было покидать зону комфорта.

И все же летом 2017 года талантливый защитник покинул стан «рудокопов». У Колашинаца был солидный выбор клубов, но он почти сразу принял предложение «Арсенала»: «Я всегда следил за «канонирами». Поэтому, как только я узнал об интересе клуба и встретился с Арсеном Венгером, я точно знал, что хочу перейти именно в «Арсенал». Еще один показательный эпизод, когда личная заинтересованность Венгера решила исход дела. Футболисты хотят с ним работать, и это красноречивый ответ всем тем, кто говорит, что француз себя исчерпал.

Едва придя в «Арсенал», Колашинац продемонстрировал, что так понравилось в нем Венгеру. Босниец идеально подходит для АПЛ: потрясающе одарен физически, очень хорош в единоборствах, полезен при стандартных положениях, вдобавок весьма скоростной – тихоходом его явно не назовешь. С начала сезона Сеад сыграл почти во всех матчах, и его место на левом фланге обороны не подлежит сомнению.

Вистов новичку «канониров» добавляет и его хорошая левая нога. Он здорово подает, да и удар у него поставленный – матч со «Суонси» тому яркое подтверждение. Но даже этот аспект тускнеет рядом с главным достоинством боснийца: он – нежадный игрок. Еще раз вспомним фееричную игру против «Лестера» (4:3). А именно – гол Дэнни Уэлбека. Колашинац случайно оказался в центре штрафной прямо перед Шмейхелем, но не стал бить, а сделал пас на стоявшего рядом Уэлбека, который закатил мяч уже в пустые ворота. Минута личной славы для боснийца значит куда меньше, чем интересы команды.

Но не все так гладко в боснийском королевстве. У Колашинаца хватает недостатков. И одна из его слабостей вытекает как раз из его вышеупомянутого достоинства: будучи нежадным игроком, он зачастую стесняется взять игру на себя или отдать пас кому-то, чей номер на спине – не «семерка». Да-да, Колашинац львиную долю передач вперед отдает именно на Алексиса, и это не есть хорошо. К Санчесу никаких вопросов нет: просто Колашинац предпочитает дать пас ему даже в тех случаях, когда чилиец изначально находится в невыгодном положении. Показателен момент в конце первого тайма недавней игры с «Манчестер Сити»: «канониры» провели классную атаку, Озил открылся в зоне левого полуфланга, будучи в полном одиночестве… Но Колашинац сделал навес в центр штрафной на невысокого Алексиса.

 Логику боснийца понять трудно. Хотя можно: у него ярко выраженная «алексисозависимость». Колашинац упорно продолжает искать взглядом Санчеса, в любой игровой ситуации. Такая заточенность на передачу чилийцу резко ослабляет атакующий потенциал команды: соперникам достаточно просто закрыть Алексиса, ведь все передачи с левого фланга идут только на него.

Еще один камень в огород фулбека «Арсенала»: он все еще слабоват в тактическом плане. Примеров его тактических провалов – море. Вот лишь один из них, из матча с «Вест Бромвичем»: Гарет Барри делает кросс в штрафную, Колашинац зевает рывок Ливермора, который забегает за спину Монреалю. В результате Монреаль остается наедине с двумя нападающими. Возможно, кому-то покажется, что Ливермор – игрок Монреаля, но ведь известно простое правило: когда один центрдеф прерывает навес, другой его страхует. Мустафи не успел на перехват, его подстраховал Монреаль. А вот Монреаля не подстраховал никто. То, что «Вест Бромвич» не забил в этом эпизоде – чистая случайность.

Но там, где не наказывает «Вест Бромвич», накажет команда посильнее. И самую мощную взбучку боснийцу устроил «Манчестер Сити». Тот матч стал своеобразным рентгеном, высветившим все недостатки Колашинаца. Игру против «Сити» он провалил и вот почему:

1)    Постоянно застревал в атаке при стандартах у ворот «горожан». Только за один первый тайм было минимум 3 момента, когда, перехватив мяч, «Сити» молниеносно улетал в контратаку, оставляя Колашинаца не у дел. Первый из таких моментов случился уже на второй минуте. И пока Бельерин несся во весь опор назад, босниец никуда не торопился, возвращаясь в оборону пешком. Чем вызвана такая расхлябанность – непонятно. Еще более неясными такие действия покажутся, если вспомнить, что это только первый тайм, т.е. речи об усталости быть не может.

 

2)    Проваливался в построении искусственного офсайда. В конечном счете, именно ошибка Колашинаца привела к пенальти на Стерлинге. Можно сколько угодно рассуждать о склонности юркого англичанина падать при любом контакте, но всю кашу заварил именно босниец. Колашинац застрял в полупозиции, не успев выйти на линию с другими защитниками и при этом не побежав за Стерлингом. Тот воспользовался ошибкой левого фулбека «канониров» и умчался на рандеву с Чехом. А потом был фол Монреаля и пенальти. 

 

Вывод: фланг Колашинаца в игре с «горожанами» сквозил на полную катушку. Стерлинг разделал боснийца под орех, потому великое счастье для команды Венгера, что она проиграла всего лишь со счетом 3:1. Объективно, счет должен был быть крупнее.

Арсен Венгер провернул отличную сделку, взяв задаром Сеада Колашинаца. Игрок он действительно перспективный. Выцепить такого добротного игрока за бесплатно – огромная удача. Но фанатам «Арсенала» не стоит обольщаться: Колашинац еще далек от идеала. Здесь и сейчас играющий на противоположном фланге испанец Бельерин выглядит сильнее, чем босниец. Тот же Бельерин куда лучше комбинирует с партнерами, очень полезен в атаке, да и в оборону всегда возвращается. Вчерашний матч с "Юнайтед", когда в концовке Венгер поменял именно Колашинаца, а Бельерина передвинул в центр защиты, это наглядно показал.

Сеаду Колашинацу есть над чем работать. Впрочем, всей своей карьерой босниец доказывает, что терпение и труд все перетрут; посему, искренне верю, что наш герой исправит свои недостатки и будет играть более качественно и полезно. Все задатки для этого у него есть.