22 мин.

Развитие координации ребенка футболиста через дворовые игры

В 2000-х Петр Андреевич Пономаренко, выдающийся специалист в детско-юношеском футболе, воспитавший не одно поколение игроков донецкого "Шахтера”. Написал статью о том, что в футболе методика не менялась более 50 лет. Более полувека существуют футбольные школы, а вопрос о технической подготовке игроков и по сей день остается открытым, хотя этому аспекту игры всегда уделялось колоссальное внимание. В чем же дело? Стало быть, есть какие-то серьезные противоречия в процессе обучения?

Сравнивая уроки по технике прошлых лет с уроками настоящего времени, анализируя методы и средства тренировочной работы педагогов разных концепций, можно убедиться в следующем. Методика технической подготовки, несмотря на происшедшие изменения в тактике ведения игры, физической подготовке, преобразования в инфраструктурах клубов, осталась почти такой же, как 50 лет назад. Упражнения и методы, которыми мы пользуемся на тренировках, превратились в некую символическую дань старой традиции. В реальной же действительности нам чаще всего приходится наблюдать, как наши воспитанники не могут реализовать свой тактический замысел из-за технического брака. Думаю, коллеги не будут оспаривать ту непреложную истину, что футбольные школы остро нуждаются в более современной системе обучения по технической подготовке. О том, какой она мне представляется, я и хочу рассказать читателям.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №2

ТЕХНИКА ДЛЯ ТАКТИКИ – КЛЮЧ ДЛЯ ЗАМКА

Известный теоретик и практик, видный немецкий педагог Карл-Хайнц Хеддерготт в книге "Новая футбольная школа” писал: "Нет ни одного вида спорта, где техника движений была бы столь многообразной, как в футболе. Чем упорнее защита, тем более умелой должна быть игра с мячом. Причем столь важный игровой компонент, как техника, должен вырабатываться в стрессовых ситуациях, приближенных к игре. Игрок обязан научиться владеть мячом в самых сложных различных условиях действий партнеров и соперников”. Мы же технику, тактику, волевые качества тренируем в тепличных условиях, а потом удивляемся, почему футболист не может реализовать 100%-ный голевой момент, проявить умело силу воли в единоборстве, сделать своевременную и точную передачу, найти оптимальный вариант действия до приема мяча.

Футбол – это игра. Значит, и урок в детском футболе должен быть похожим на игру, даже если он проводится без мяча. Моделью же нашего тренировочного урока служит не игра, а упражнение. Отсюда и убеждение, что все происходит от идеи (упражнения), а не от природы (игры). Игру – средство для развития абстрактного мышления – мы подменяем арифметикой. Но сколько не подсчитывай ТТД – это всего лишь количественный показатель, следствие. Причину надо искать в мастерстве, а мастерство зависит от качества обучения. Чрезмерное увлечение упражнениями, отсутствие в тренировочном процессе адекватных игре обстоятельств, тенденция воспитания мастерства с акцентом на физическое, а не технико-тактическое развитие привели к сегодняшнему положению дел. Футболист, владеющий приемами техники, приобретенными в неигровых условиях, как правило, плохо видит поле из-за привычки концентрировать свое внимание на мяче, выработанной в связи с отсутствием отвлекающих факторов. Он не обладает тонким глазомером и ощущением точности и своевременности передачи мяча из-за неразвитости чувств восприятия времени и пространства. Нерационален в выборе способов и приемов из-за отсутствия навыков действий в условиях постоянно меняющихся ситуаций. Распространенное заблуждение в том и состоит, что, обучая по существу только форме движения, мы полагали, что способствуем и развитию технико-тактического мастерства.

Техническую подготовку нельзя рассматривать отдельно от тактики. Техника должна подходить к тактике как ключ к замку. Только в таком соответствии техника становится игровой. А ведь другой в футболе не бывает.

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №3

ТРИ ЭТАПА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

С методической точки зрения техническую подготовку целесообразно разделить на три этапа. Поэтапная система подготовки создает благоприятные условия для постепенного обучения. Ныне это особенно важно, потому что обучение приходится начинать с нуля, а не так, как 50 лет назад, когда в футбольные школы приходили мальчишки с 5-6-летним стажем игровой практики в так называемом "дворовом футболе”.

Задача первого этапа – заложить разностороннюю базу общих и специальных двигательных навыков. Без фундамента, слагающегося из превосходной координированности, специальных движений, доведенных до автоматизма, о техническом росте не может быть и речи, потому что дальнейший уровень развития технического мастерства во многом зависит от уровня развития ловкости. Кроме того, если до 12-летнего возраста не заниматься развитием специальной координации, то позже овладеть этим качеством значительно труднее.

Задача второго этапа решается при помощи комплексных упражнений. Футболист должен научиться технично владеть мячом в разных взаимосвязанных с игрой действиях. Комплексные упражнения – одна из ступенек в бесконечной лестнице совершенствования от простого к сложному.

Задача третьего этапа – научить мальчишек эффективно и качественно применять технические приемы в экстремальных условиях, решать тактические задачи до приема мяча. Удары у щита, передача и обработка мяча в парах, обводка стоек и т.д. при многократном повторении, конечно же, совершенствуют технический навык, но мяч здесь является всего лишь предметом, без которого нельзя добиться прочного навыка в специальном движении. Другое дело – игра. Здесь мяч – "объект борьбы”. Поэтому, до какого бы автоматизма и совершенства не доводили мы на тренировках тот или иной технический прием, это никак не гарантирует четкости и эффективности его применения в реальной игровой ситуации. Этой формы организации обучения (выполнение технических приемов в экстремальных условиях) нужно придерживаться на каждом уроке, несколько видоизменяя только содержание.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №4

ИГРА В ФУТБОЛ – ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬ

Ничто так положительно не влияет на воспитание юного футболиста, как урок, приносящий радость и удовольствие. И ничто так не повышает качество обучения, как хорошее душевное настроение. Как провести урок, чтобы он принес мальчишкам радость, удовольствие и в то же время был целенаправленным? Как учить играть, чтобы знания и умения приобретались с учетом природных сил и наклонностей?

Известно, что развитие видов в природе зависит от трех факторов – изменчивости, наследственности, отбора. Изменчивость создает условия для развития материала, наследственность его закрепляет, а отбор оставляет приспособленных. Чем полезнее изменения, тем плодотворнее и качественнее развивается материал. И наоборот, если изменения вредные, то виды особей обречены на постепенное вырождение. Таковы законы эволюции естественного отбора.

 

В основе искусственного отбора, который фактически и применяется в наших ДЮСШ, лежит инкубаторский метод развития. Он снижает, нивелирует адаптационные способности, превращает тренировки в дрессировки, а футболистов – в оловянных солдатиков. Мальчишек, играющих творчески, с выдумкой, становится все меньше и меньше, а беспрекословно выполняющих задания – все больше и больше. Дарвин назвал такое явление "массовой изменчивостью”, когда все особи данного вида, под влиянием определенной причины, изменяются одинаковым образом в одном направлении. Нечто подобное происходит и в наших футбольных школах, где процесс воспитания юных футболистов поставлен на поточный метод обучения, а главным фактором отбора, движущей силой развития игровых способностей служит упражнение. Но разве можно научить импровизации, фантазии, спонтанности, творческому мышлению при помощи системы упражнений, порядок действий которых заранее известен и одинаков для всех? Сравните возможности игры и упражнения, и вы воочию убедитесь, что в первом случае полезных условий для развития и совершенствования навыков будет намного больше. В игре, хотим мы этого или нет, одновременно развиваются все компоненты футбола, в упражнениях – только отдельные элементы техники или тактики. В игре футболист живет чувством времени и пространства, в упражнениях эти понятия относительны. Игра создает необходимые условия для развития внешнего и внутреннего внимания – качеств, способствующих воспитанию очень ценного умения: не теряя из-под контроля мяч, визуально и мысленно воспринимать игру. В упражнениях научиться искусно владеть мячом и одновременно видеть поле также невозможно, как научиться плавать без воды. 

Приведу два любопытных примера. В начале 80-х годов, из-за дефицита полей и времени, я занимался сразу с двумя группами вместе. На одной половине поля тренировались ребята 11-12-летнего возраста, на другой – 10-летние. Старшей группе я уделял больше внимания и проводил занятия "по конспекту”, применяя поточный и круговой метод, а младшей группе давал мяч, и они после 15-минутной разминки самостоятельно играли в футбол. Но вот что интересно. Когда подошло время подводить итоги, то ребят из старшей группы, которые умели и быстро бегать, и ловко прыгать, и неплохо владели мячом почему-то не взяли в команду "Шахтер”, а предпочли ребят из младшей группы с единственным талантом – умением играть. Кстати, занимались в этой группе три Сергея: Попов, Ковалев и Щербаков. Думаю, комментарии излишни. Пример второй. Один мой знакомый коллега перед каждым занятием любил делить ребят на две группы – сильных и слабых. С сильной группой он занимался с большим желанием и страстью, разучивал и оттачивал в упражнениях разные технические приемы и тактические комбинации, а слабые в это же время на другой половине поля самостоятельно играли в футбол. Примерно года через два слабые подтянулись к уровню сильных, а в игровой импровизации даже их превзошли. Радуясь прогрессу слабых, он, к сожалению, не заметил причин деградации сильных, потому что видел только следствие. Я специально привел эти примеры, где связываю теорию с практикой, чтобы сравнить и определить, что же дает больше в обучении – игра или упражнение? Если игра, то почему в каждом уроке 60-70% времени отводим упражнениям? Если упражнение, то почему так плохо играем?

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №18

ТАЛАНТ НЕ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ПО УКАЗКЕ

Футбол, как и все в природе, имеет свои законы развития. Команды мастеров не возникают из ничего, они начинаются из футбольных школ, а школы – с улицы. Раньше улицы – "сеяли”, школы – "выращивали”, команды мастеров – "собирали урожай”. Исчез "дикий футбол”. Из цепи системы (улица – футбольная школа – команда мастеров) выпало очень важное первое звено – улица. В физиологии есть такое выражение: "Функция формирует орган”. Так вот - улица как раз и являлась той функцией, которая формировала ярких самобытных футболистов. Посадив мальчишек за футбольные парты, заменив игру на упражнения, мы фактически обучение малышей начинаем с истребления в них всякого стимула к самостоятельному действию, отбиваем охоту к свободному мышлению, вколачиваем чувство беспрекословного выполнения задания. Напрочь забыли, что творчество детей – это самовыражение, самоутверждение, а не выучка, что означает по словарю Ожегова "приобретенное обучением умение”.

Но ведь талант – это врожденное качество, ему нельзя научить. Эволюционная особенность, универсализация специализации футбола – это накопление, обработка и передача информации из поколения в поколение. Это – адаптация игрока к природе футбола. Мы же, наоборот, приспосабливаем футбол для своих нужд, формируя его по своему подобию.

    Диего Марадона

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №19
Диего Марадона

С ловкостью хирурга, расчленив на четыре части футбол, мы полагали, что каждый компонент в отдельности будет развиваться быстрее и качественнее. Увы, не получилось. Игра – живой организм футбола, в котором техника, тактика, физические и волевые качества не просто взаимосвязаны, а качественно взаимозависимы. Чем выше уровень техники, тем рациональнее расходуется физическая энергия. И наоборот, хорошая физическая готовность – залог уверенности и эффективности в технико-тактических действиях. Талант – дар Божий. Его воспитание требует определенных условий и исключений из общих правил педагогики. Талантливый футболист играет не столько по заданию, сколько по наитию, вдохновению. Его высокий класс игры определяется не "по науке”, а по творческой интуиции. Показательным примером может служить игра Пеле и Марадоны, Шевченко и Ван Нистельроя, Зидана и Анри.

Наблюдая за игрой мальчишек на протяжении многих лет, каждый раз убеждался в том, что яркими самобытными игроками становились только те ребята, которые вопреки всевидящему оку тренера, постоянным окрикам и подсказкам шли не только по проторенной школьной программе, но и по собственному, спонтанно выбранному пути.

Многолетняя практика, опыт подсказывают: пусть, став учеником футбольной школы, мальчишка продолжает делать то, что делал вчера на улице. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. Пусть его ум воспитывается у истока мысли – игры. Не спешите одомашнивать "диких футболистов”, дайте им свободно поиграть. Все, что делается свободно – делается хорошо.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №21

ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА

В моей учебно-тренировочной программе нет малых, средних, больших нагрузок. Я работаю не с мастерами футбола, а с мальчишками, которых учу учиться играть. Мой принцип: каждый все делает на оптимальном режиме индивидуальных возможностей, на грани высокой, но преодолимой трудности. Никаких упражнений на месте – все делать в движении, на скорости. Никаких дополнительных нагрузок со штангой, гирями, на беговых дорожках – все занятия проводить на футбольных площадках и как можно больше – в игровых условиях. Для мальчишки-школьника этого будет вполне достаточно, чтобы развиваться гармонично, без сколиозов, лордозов и кифозов, без патологий всех систем организма, с учетом режима дня, возрастных особенностей, исходных физических и игровых данных. Каждое упражнение, действие должно быть обосновано, продумано. Мальчишка должен знать, почему нужно выполнять тот или иной технический элемент именно таким способом, а не другим, и какая от этого польза. Технике и тактике надо учить рациональной, эффективной, как можно меньше связанной с передачей мяча ради передачи, с обводкой ради обводки. Увлекаясь на тренировках упражнениями без цели (ворот), мы отучили ребят принимать мяч в движении, с уходом в сторону или с разворотом на 180 градусов, стоять вполоборота, а не спиной к противнику, чтобы одновременно видеть мяч, своего визави и партнеров, отучили играть целеустремленно. Не по этой ли причине в играх такое изобилие передач поперечных и назад, а не за спину противника? Не по этой ли причине так мало создаем острых атак и выполняем ударов по воротам? Складывается впечатление, что команды играют не в футбол, а в "квадрат” 11х11 человек, где главное не гол, а держание мяча. Очевидное – невероятное?! Нет, закономерное явление, но нами еще не осознанное.

 Талантов не учат упражнениями, а развивают. Игра и игроки определяют задачи и новые направления в развитии футбола, поэтому основной темой футбольного урока должен быть "играющий мальчишка”. Он – стимул, он – цель тренировки.

Принцип тренировки Петра Андреевича Пономаренко:

  • Каждый все делает на оптимальном режиме индивидуальных возможностей, на грани высокой, но преодолимой трудности.

  • Никаких упражнений на месте – все делать в движении, на скорости. 

  • Все занятия проводить на футбольных площадках и как можно больше – в игровых условиях.

  • Каждое упражнение, действие должно быть обосновано, продумано. Мальчишка должен знать, почему нужно выполнять тот или иной технический элемент именно таким способом, а не другим, и какая от этого польза.

  • Технике и тактике надо учить рациональной, эффективной, как можно меньше связанной с передачей мяча ради передачи, с обводкой ради обводки.

 

  Криштиану Роналду

Криштиану Роналду

 

Задача первого этапа - тренировка координированности! Возраст - до 12 лет.

С помощью дворовых игр:

  1. Салки

  2. Колдунчики

  3. Сифа

  4. Гандбол

  5. Пионербол

  6. Вышибалы

  7. Квадрат

  8. Тише едешь-дальше будешь - стоп!

  9. Резиночки

  10. Классики

  11. Царь Горы

  12. Рыбак и рыбки

  13. Горячая картошка

  14. Козёл

«Салки»

Правила игры. По жребию или по считалке выбирают одного водящего. Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - осален!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №5

«Колдунчики» (разновидность салок)

Правила игры. Участники убегают от водящего. Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

«СИФА»

Еще одно «мальчуковое» развлечение. Девочки редко вступали в такую игру, потому что в качестве снаряда выступала грязная тряпка.

Как играть:

Первый игрок берет тряпку в руки и бросает ее в рядом стоящего участника, крича «Сифа!». Задача второго – поскорее задет тряпкой какого-то другого участника, иначе «грязный» статус закреплялся за играющим до конца дня.

Обычно игру начинали внезапно, не договариваясь заранее, и далеко не все играющие вообще хотели принимать участие в подобном развлечении.

  

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №6

«Вышибалы»

Правила игры. Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда (за границу зоны). Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №7

«Квадрат»

Правила игры. Для этой игры нужна компания из четырех человек и мяч. Для начала нужно создать игровое поле. На земле чертится квадрат произвольного размера, разделенный на четыре меньших квадрата, по одному на каждого участника. В центре поля рисуется круг, предназначенный для подачи. Игра начинается с подачи мяча игроком, которого выбирают с помощью жребия (считалки). Мяч бросается одной или двумя руками в центральный круг, так, чтобы он отскочил к игроку, находящемуся по диагонали. Игрок, находящийся по диагонали, должен отбить мяч после одного касания о землю в его четверти. Отбивать мяч нужно ногами, коленом, головой, руками трогать нельзя.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №8

Тише едешь-дальше будешь - стоп!

Правила игры. На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров. Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит: "Тише едешь-дальше будешь. Стоп." Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру. В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №9

«Резиночки»

Правила игры. Главный атрибут этой игры— бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Резинку либо держат два человека -по-одному с каждой стороны, либо привязывают к столбу, дереву или любому другому статичному предмету на нескольких разных уровнях: чем сложнее уровень, тем выше поднимается резиночка.

Участники по очереди выполняют разные прыжки-упражнения на всех уровнях. Тот, кто ошибается задевает резиночку, передаёт эстафету следующему игроку. Затем, когда снова подойдёт его очередь, начинает игру с того места, где ошибся.

Можно играть и парами, тогда сбившегося игрока может выручить второй участник.

Уровни игры:

1) Резиночка находится на уровне щиколоток держащих.

2) На уровне колен

3) На уровне бёдер

4) На уровне талии

5) На уровне груди

6) На уровне шеи.

Можно и выше, тут снова все зависит от фантазии, готовности играть и акробатических способностей прыгающих.

Упражнений, которые могут выполняться играющими -бесчисленное множество:от простых прыжков, до изощренных «ступенек», «конвертиков» и «бантиков». В каких-то задевать резиночку категорически запрещается, а в других главное-наступить на правильную область.

Игра остается примером того, как, используя минимум реквизита, обеспечить досуг детской компании на несколько часов!

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №10

«Классики»

Еще одна известная почти всем игра – «прыгалка». Наверняка вы помните расчерченные мелом, а то и краской поля почти в каждом дворе.

Кстати, говорят, что игра появилась в европейских странах еще в Средние века, а возможно, ее корни идут еще от древнеримских развлечений. Тогда в классики играли, в основном, мальчики.

Как играть:

На асфальте расчерчивается поле из нескольких равных по площади квадратов (традиционным считают прямоугольное поле 5х2, но наши дворы помнят множество вариаций). В конце поля обычно рисуют полукруг (в разных вариантах его называют «котел», «огонь», «вода» и т.д.).

Игроки поочередно бросают битку/биту (ей может быть все, что можно бросить – камень, жестяная коробочка, игральный кубик) в первый квадрат поля. После этого игрок перепрыгивает по разным квадратам, толкая битку за собой.

По классическим правилам, в первом и втором квадратах прыгают на одной ноге, в третьем и четвертом - левая на 3-м, правая на 4-м, в пятом - двумя ногами, в шестом и седьмом – как и в третьем и четвертом, в восьмом- на одной, в девятом и десятом – левая на девятом, правая – на десятом.

После этого игрок разворачивается и по тому же пути движется обратно. Если игрок или его битка задели черту, ход переходит к следующему участнику.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №11

«Пионербол»

Дворовый упрощенный вариант волейбола, в который играли как на спортивной площадке возле дома, так и на уроках физкультуры.

Как играть:

Участвуют две команды от трех до восьми человек в каждой. В центре поля натянута сеть или даже веревка.

Задача команды – забить мяч на поле противника так, чтобы он коснулся пола/земли.

Отличие от волейбола заключается в том, что мяч не обязательно отбивать, его можно и ловить. Правда с мячом в руках игрок может сделать всего три шага, а после он обязан отдать снаряд соратнику по команде.

Обычно игра продолжается до определенного счета, допустим, 25. После этого команды меняются полями.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №12

«Царь Горы»

А в этой игре можно продемонстрировать ловкость, напористость, и, конечно, амбиции начинающего монарха.

Как играть

Один из игроков взбирается на небольшую гору из снега или песка и кричит другим участника: «Я – царь горы»! Затем все остальные пытаются лишить «царя» его титула, захватив горку. Играющие пытаются столкнуть друг друга с возвышения и получить импровизированный престол.

Лучше играть в нее составом не более десяти человек и под присмотром взрослых , если участники совсем маленькие и могут заиграться до такой степени, что веселый поединок станет весьма травмоопасной забавой.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №13

«Рыбак и рыбки»

Эта игра подходит даже для самых маленьких. Для нее тоже не требуется особого инвентаря, только любая резиночка/скакалка, которая может сойти за удочку.

Как играть:

Игроки становятся в круг, а ведущий, «рыбак», – в центр круга. Задача «рыбака» - раскручивать «удочку», чтобы обеспечить себе улов, цель «рыбок» - перепрыгнуть веревку. Тот, кого поймали, должен выйти из круга.

 

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №14

«Горячая картошка»

Еще одна простая детская игра с мячом, в которую могут играть даже самые маленькие.

Как играть

Участники встают в круг и начинают очень быстро перекидывать друг другу мяч. Тот, кто не поймал, садится в центр круга на четвереньки.

Другие игроки могут спасти «наказанных», кинув мяч в центр круга и попав в нужного им игрока.

«Спастись» самостоятельно тоже можно. Если сидящий в круге, не вставая, поймал летящий над ним мяч, все «наказанные» могут снова войти в игру, а в круг садится тот, кто до этого бросал мячик.

Для того, чтобы игра стала более динамичной, мяч часто не ловят, а отбивают.

  

Развитие координации ребенка через дворовые игры. ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА., изображение №15

«Козёл»

Дети поочередно бьют в стенку мячом, гася друг друга. У каждого одно касание. За каждый промах по стене начисляется буква из слова «Козел». Тот, кто собрал пять букв вылетает из игры.