9 мин.

Коронный удар Федора Емельяненко. Он либо попадет им, либо проиграет

Пушка страшная. Федор Емельяненко – невероятный боец. В лучшие годы у него практически не было слабых мест, он одинаково хорошо чувствовал себя в борьбе, партере и стойке. Но если спросить, за что вы любите Федора, большинство ответит – за пушечный удар с правой.

Этот удар называется оверхэндом (overhand – над рукой). Он максимально сильный и неприятный – спортсмен вкладывает в него вес всего тела, а из-за диагональной траектории от него сложно защититься. В современных единоборствах бьют его редко – он слишком рискованный. Но врожденный талант Федора сделал этот удар его главным оружием.

Почему оверхэнд такой опасный?

Из-за диагональной траектории соперник не знает, куда ему прилетит. Прямые удары попадают только в переднюю часть лица, боковые залетают сбоку. Защита в каждом случае своя: если от прямого удара лучше уходить уклоном, то тот же уклон в сторону бокового удара усилит его в разы. Оверхэнд сочетает в себе элементы и прямого, и бокового. В зависимости от расположения бойцов и траектории, этим ударом можно попасть в любую точку головы: в челюсть спереди, в челюсть сбоку, в висок и даже за ухо.

Из-за маленьких перчаток оверхэнд сложно заблокировать, а из-за того, что спортсмен переносит вес всего тела на переднюю ногу и делает мощный толчок, удар получается чудовищно сильным.

В чем его минусы?

В случае промаха боец потеряет равновесие, может даже упасть. Диагональная траектория (он бьется сверху, наискосок) уводит руку вниз, корпус поворачивается в сторону от соперника и какое-то время боец не может атаковать. Из-за этого оверхэнд сложно продолжить комбинацией – колени, ноги, локти и ударная рука полностью выключаются вместе с поворотом корпуса.

Федор промахнулся оверхэндом в бою против Антонио Родриго Ногейры. В таком положении он максимально беззащитен и не может вовремя ответить ударом.

Чтобы донести оверхэнд до противника, приходится делать мощный толчок ему навстречу и отрывать заднюю ногу от настила. В этот момент соперник легко сможет повалить бьющего.

Оверхэнд – это всегда максимальный риск.

Как от него защититься?

Можно поставить плотный блок. Такой вариант приемлем, если соперник избегает комбинаций. Бойцы ММА редко используют блоки: маленькая перчатка может попасть в просвет между плечом и предплечьем. К тому же блок закрывает обзор, а поднятая рука полностью раскрывает бок под удар ногой. Тем не менее в случае с одиночным оверхэндом блок может быть эффективен.

Из-за высокого риска оверхэнд – довольно редкий удар в ММА. Но как пример можно рассмотреть размашистые боковые Чака Лидделла и Вандерлея Сильвы – они похожи на оверхэнд и защищаться от них можно ровно так же.Тито Ортис полностью закрыл голову – кулак Лидделла не проскочит между предплечьем и плечом, область за ухом прикрыта. Одновременно он поворачивает локоть, чтобы закрыть подбородок от возможного прямого. При этом левая часть корпуса беззащитна – сильный удар ногой мог бы сломать ему ребра.Но Лидделл пробивает защиту Ортиса. Комбинацией мощных ударов он вынуждает Тито поставить блоки от боковых, а сам заряжает прямым в просвет между руками. Нокаут.Защита получше – нырок. При нырке боец использует один из главных минусов оверхэнда – сильный поворот корпуса в случае промаха. Атакующий проваливается и оказывается за линией атаки – он не может защититься и вовремя донести следующий удар комбинации.Куинтон Джексон ставит блок и одновременно ныряет под боковой Вандерлея Сильвы. Удар пролетает мимо, и Сильва оказывается слева от линии атаки. Удар левой он будет доносить слишком долго – корпус сильно повернут.Джексон остался на линии атаки и ударил левой быстрее, точно в челюсть.

Но лучший вариант противодействия оверхэнду – проход в ноги. В момент удара боец отталкивается задней ногой и переносит вес тела на переднюю. Повалить его легко.Весь вес Федора – на передней ноге. Задняя повисла в воздухе.

Очень здорово под удар ныряет Чейл Соннен – боец с сильной школой борьбы, который вместе с Федором участвует в Гран-при тяжеловесов Bellator.

Здесь уже классический оверхэнд. Чейл Соннен видит, как соперник заряжает правую руку…...и ныряет под удар, чтобы соперник промахнулся и лишился равновесия.

Почему Федор так часто доносит этот удар?

Чтобы эффективно бить дальний оверхэнд, у бойца должны быть длинные руки и чудовищная скорость. Размах рук Федора – 198 см. Безумная скорость удара тоже при нем – в лучшие годы Емельяненко был самым быстрым тяжеловесом, и сейчас уступит немногим. Но самое важное качество, которое не измерить, – тайминг. Это умение нанести удар в ту долю секунды, когда он будет максимально эффективным. Для этого нужно интуитивно чувствовать соперника и подбирать момент, когда он максимально не готов к атаке.

Натренировать тайминг невозможно, и как раз в этом компоненте Федор до сих пор один из лучших. К тому же, в отличие от других бойцов, Федор практически не заботится о равновесии и каждый раз жертвует защитой ради максимально возможной силы и скорости. Чаще всего этот риск оправдан.

Оверхэндом Федор чаще доставал ударников: Бретт Роджерс, Андрей Орловский, Фабио Мальдонадо, Мэтт Митрион не могли позволить себе главное оружие против оверхэнда – проход в ноги. Федор гораздо более сильный борец, а оказаться с ним в партере для них равно поражению.

Менее эффективные, но рабочие варианты с нырком и блоком соперники Федора не использовали. В ММА их просто мало тренируют: нельзя тратить время на отмирающие виды защиты только ради теоретического боя с Федором. Но все равно не понятно, почему Мэтт Митрион так низко держал руку в бою против Емельяненко, хотя оверхэнд, пожалуй, единственный удар Федора, которого все еще стоит бояться. Возможно, так Мэтт выманивал Федора, но тогда он сильно рисковал.Мэтт Митрион держит руку очень низко. Федор ждет, когда тот выйдет на удобную дистанцию, чтобы пробить оверхэнд.

Митрион успевает немного сместиться и смягчить удар. Против Федора помоложе такое бы не прокатило. Оба бойца упали, но Мэтт поднялся быстрее и добил Емельяненко.

Что сейчас?

Раньше Федор был одинаково опасен в любом компоненте и не зацикливался на оверхэнде. В случае промаха смело лез в клинч, переводил соперника в партер и ломал его там. Благодаря рефлексам, скорости и силе, он мог не бояться небольших тяжеловесов Pride. Но против огромных современных тяжей Федор уже не может использовать борьбу – вспомните, как легко Антонио Сильва оказывался на нем сверху.Если ты значительно меньше соперника, хорошая техника не сильно поможет.

Сложно надеяться на болевые и удушающие, когда на земле ты раз за разом оказываешься в невыгодной позиции. Классический бокс Емельяненко так и не поставили. С такими длинными руками Федор мог бы натренировать хороший джеб, но, видимо, это просто не его. Получается, что из когда-то обширного арсенала Федора остался лишь оверхэнд.

Может ли Фрэнк Мир нырнуть под оверхэнд и повалить Федора? Да, если позволит разбитое колено. А заставить Федора сдаться в партере? Безусловно – там он сильнее, больше и техничнее.

От того, попадет ли Федор по Фрэнку Миру оверхэндом, в их бою зависит все.

Он выжил в страшной аварии и снова стал звездой. Кто такой Фрэнк Мир?

Топовое фото: РИА Новости/ Владимир Астапкович