5 мин.

«Зенит» презентовал тактическую модель под ЛЧ: новички не подкачали, подстраховка работала, а Азмуна наконец прорвало

Матчем во Франции для «Зенита» стартовала не только Лига чемпионов, но и самая насыщенная часть сезона, когда играть и восстанавливаться приходиться куда больше, чем тренироваться. Весь тактический репертуар, который команда успела наработать и отрепетировать к этому моменту, фактически может быть использован вплоть до зимней паузы, однако времени на изучение чего-то концептуально нового больше не будет.

В этом календарном году 4-4-2 от Сергея Семака были почти незыблемой константой, но против «Лиона» мы увидели «Зенит» в новом образе, в котором здоровый прагматизм сочетался с разумной агрессией. Переход на схему с тремя центрдефами, во-первых, помог скомпенсировать дефицит скорости возрастной зенитовской обороны по отношению к мобильной атакующей тройке французов Депай-Дембеле-Траоре, а во-вторых, обеспечил дополнительную степень свободы не флангах.

Жирков слева и дебютировавший в старте Караваев справа имели возможность для более высоких включений в атаку, и практиковали их достаточно регулярно. Несмотря на то, что «Зенит» все-таки играл «вторым номером», фулбэки гостей гораздо чаще встречались с мячом именно на чужой половине поля (47 касаний против 23) – очевидный признак того, что план Семака не был сугубо сдерживающим и контратакующим.

Карта касаний Караваева и Жиркова в матче с «Лионом»

«Зенит» чередовал отрезки сдерживания с среднем оборонительном блоке с фазами позиционной активности, атакуя достаточно большими силами. Опорная связка Барриос-Сантос обеспечивала надежный контроль в середине поля при выходе в атаку (92% и 88% точности передач соответственно), традиционно хорош на мяче был Дриусси (85%), да и оба нападающих очень качественно отыграли в подыгрыше (79% у Азмуна и 83% у Дзюбы).

У Артема в кои-то веки возникли сложности с тем, чтобы цепляться за верховые мячи: он выиграл только 4 из 13 воздушных единоборств, его основной оппонент Марсело – 11 из 15. Впрочем, сильно удивляться этому все же не стоит, потому как в прошлом сезоне мощный бразильский защитник «Лиона» был с отрывом лучшим в Лиге 1 в этом компоненте (78% выигранных дуэлей – в РПЛ центрдефов такого уровня просто нет).

И всё же если до Дзюбы удавалось доводить мяч низом, он регулярно находил перспективные продолжения – здесь можно вспомнить и эффектную пятку на Караваева в середине первого тайма, и изящный голевой пас на Азмуна, и классную скидку на Оздоева, который имел отличный шанс вырвать для «Зенита» победу. Хладнокровия Артему не хватило лишь в самой концовке, когда самолюбие форварда взяло верх над альтруизмом диспетчера, и он предпочел решить момент дальним ударом, хотя пас на Кузяева виделся куда более логичным решением.

У хозяев было умеренное преимущество по владению (58% против 42%), но при этом контроль был довольно стерильным с редкими попытками обостряющих передач и ставкой на индивидуальный обыгрыш. Депай и Рен-Аделаид были достаточно эффективны в дриблинге (12 из 16 удачных попыток на двоих), но втащить мяч в штрафную «Зенита» у лионцев за весь матч получилось лишь трижды – подстраховка у гостей работала на очень приличном уровне.

Когда Депаю удавалось обмануть Караваева, перед ним тут же вырастала мощная фигура Осорио (6 заблокированных ударов/передач; 2 отбора + 2 перехвата – очень неплохо для дебюта), если не у дел оставался и венесуэлец – за ним на опыте подчищал Иванович.

Тем обиднее, что в одной из таких ситуаций неаккуратность только вышедшего на замену Оздоева обернулась глупейшим фолом на углу штрафной против Депая, который обыгрывал в сторону своих ворот и для Лунева не представлял никакой опасности.

За исключением этого момента, ничего путного в позиционном нападении лионцы за весь матч так и не придумали. Реальные угрозы воротам Лунева возникли только после одного из многочисленных угловых (Марсело сумел продавить Ивановича с Ракицким, но в контактной борьбе бразильцу сложно было скоординироваться и попасть в угол), а также в контратаке, которая началась с невынужденной ошибки Ракицкого и закончилась неточным ударов Рен-Аделаида с убойной позиции.

В остальном оборона «Зенита» в новой расстановке и с двумя полноценными новичками отработала без нареканий, и не исключено, что в дальнейшем эта игровая модель будет использована не только в Лиге чемпионов, но и в матчах чемпионата.

Самым неприятным итогом вояжа во Францию стала травма Азмуна, который наконец-то размочил свою безголевую серию, да и вообще на протяжении первого тайма больше остальных напрягал оборону соперника (гол + два неплохих дальних удара + ключевая скидка под удар Сантоса на первых минутах). После вынужденной замены иранца резко возросло давление на Дзюбу со стороны Марсело: бразилец уже не беспокоился о подстраховке своего напарника Денайера и сосредоточился на персональной опеке Артема.

Несмотря на универсализм Дзюбы и Дриусси, альтернативы Сердару на позиции выдвинутого форварда сейчас нет: Артем более продуктивно действует в оттяжке и помогает сбрасывать прессинг, а Себа освоился в роли свободного художника и основного дирижера атак. Азмун едва ли сыграет против «Рубина» в субботу, но его возвращение в строй к связке важнейших матчей против «Локомотива» и «Бенфики» очень желательно.

В нашем паблике ВК еще больше интересностей по "Зениту", российской премьер-лиге и национальной сборной России. Подключайтесь!

Плюсы и репосты традиционно приветствуются: больше плюсов – больше аналитики – больше текстов! Подписывайтесь на блог, чтобы знать все об РПЛ.