10 мин.

«Зенитный расчет»: главные итоги первой части чемпионата

Текущие расклады и весенние перспективы

Расписав ничью в выездном матче с донскими покорителями «Баварии», зенитовцы завершили осеннюю часть чемпионата на второй строчке с пятиочковым отставанием от лидера. Много это или не очень – вопрос скорее философского свойства, хотя очевидно, что нынешняя ситуация гораздо благоприятнее той, в которую ровно год назад угодила команда Виллаш-Боаша перед зимней паузой.

Несмотря на уход двух лидеров, обилие травм травм (особенно игроков защитной линии) и игровую перестройку, которую Мирча Луческу вынужден осуществлять по ходу сезона, «Зениту» удалось существенно снизить количество незапланированных очковых потерь в чемпионате.

В этом сезоне команда идет с заметным опережением собственного прошлогоднего графика как по набранным очкам (+5), так и по потерянным (+8). К слову, если бы «Зенит» год назад придерживался нынешнего графика набора очков, на перерыв ему удалось бы уйти в статусе единоличного лидера.

Если разбираться в ситуации более детально, нетрудно заметить, что основного прироста команде Луческу удалось добиться благодаря более четкому и уверенному отъему очков у команд из нижней части турнирной таблицы (+ 24% в абсолютном выражении). Интересно, что в весенней части сезона 2015/16 «Зенит» смог выиграть все 7 матчей у представителей низов, но даже с учетом этого итоговый показатель оказался хуже текущего (77,1% против 83,3%).

Что же касается матчей с командами лидирующей группы, то и здесь видна положительная динамика (+3,7%), однако существенного прогресса по отношению к прошлому году пока не наблюдается.

Схожий расклад наблюдается и в отношении домашних/гостевых поединков. В текущем сезоне на «Петровском» удалось зацепить очки только «Локомотиву» и ЦСКА – да и то, во многом благодаря тому, что им посчастливилось не нарваться на грозную зенитовскую связку Дзюба – Жулиано. Таким образом, качественный очковый прирост в домашних матчах в абсолютном выражении составляет аж 26,7%, и остается лишь сожалеть, что на весеннем отрезке у «Зенита» осталось лишь 5 поединков в родных стенах.

С гостевыми матчами текущая ситуация практически идентична прошлогодней (по потерянным очкам – полное равенство). Однако с учетом того, что традиционно сложные выезды в Грозный, Махачкалу, Уфу, Ростов и Краснодар уже состоялись, в весенней части чемпионата стоит ожидать значительного прогресса в добыче очков и «освоении» чужих территорий.

Почти не заметив потери бойца

Ни для кого не секрет, что необходимость быстрого и эффективного «халкозамещения» была едва ли не главной задачей тренерского штаба Луческу в первой половине сезона. В период работы Андре Виллаш-Боаша основная креативная нагрузка лежала именно на Живанилду, причем личный вклад бразильца в общекомандное созидание с каждым годом становился все более значительным. Так, например, по итогам сезона 2014/15 доля результативных атак с его участием составила 54% (43 из 82), а в сезоне 2015/16 – уже 70% (63 из 90).

Теория атакующей активности

Понятно, что о прямой персональной замене Халка столь же масштабной фигурой речи не шло изначально, да и тренерской философии Луческу, основанной на принципах коллективизации и атакующей многополярности, это бы явно противоречило. Именно поэтому команду пополнили игроки пусть и не звездные, но обученные, разносторонние и по футбольной натуре гораздо более альтруистичные.

И Мак, и особенно Жулиано вписались в игровые схемы Луческу легко и органично, причем гораздо быстрее, чем можно было ожидать. Практически сразу им удалось наладить рабочий контакт с прошлогодними лидерами Дзюбой и Шатовым, да и Кокорин, заручившись доверием тренера, стал приносить команде все больше практической пользы.

Несмотря на некоторое снижение полезной активности (количества созданных голевых моментов), результативность команды осталась на том же солидном уровне (+3%) благодаря значительному приросту в реализации. А все потому, что в лучшую сторону изменилось качество этих самых моментов.

Если при Халке почти каждый пятый голевой момент «Зенита» возникал после ударов из-за штрафной (19%), то на сегодня доля дистанционных шансов (которые априори реализуются гораздо реже и, соответственно, не обладают высоким качеством) в общей массе сократилась до 14%, а доля высококачественных моментов (удары с близкого расстояния в пределах 6 метров от ленточки + пенальти), напротив, возросла с 36% до 45%.

Особенно выраженно этот эффект проявляется в разности качественных показателей позиционного нападения (поскольку понятно, что дальние удары в контратаках – явление редкое). По сравнению с прошлым сезоном реализация моментов в «позиционке» выросла с 24% до 42%, а результативность – почти на треть (0,89 до 1,24 гола за матч).

К однозначно позитивным итогам работы Луческу можно отнести и рост количества острых многоходовых комбинаций, в том числе и результативных.

В нынешнем чемпионате «Зенит» провел больше всего опасных (40) и результативных (15) многоходовок с участием как минимум четырех игроков. Впрочем, и «Спартак» в этом компоненте выглядит очень прилично (38/12). Кстати, индекс качества коллективных взаимодействий, который численно определяется средним количеством игроков, активно задействованных в создании голевых моментов, у двух лидеров чемпионата практически равнозначен — 3,45 против 3,42.

В то же время контратакующая эффективность «Зенита» в отсутствие Халка чуточку снизилась (с 33% до 31%), однако наибольшую тревогу вызывает существенное падение уровня опасности стандартных положений (речь, естественно, не о пенальти). Не исключено, что подписание Эрнани, способного не только плотно приложиться со штрафного, но и как следует побороться вверху при навесных «стандартных» подачах, в понимании Луческу является одним из возможных решений этой проблемы.

Крайние меры

Характерной чертой атакующей модели «Зенита» при Луческу можно смело назвать выраженную децентрализацию.

Если в прошлом сезоне через центральную зону, куда часто и с удовольствием смещались Халк, Данни и Шатов, «Зенит» провел ровно половину голевых комбинаций (24 из 48 по итогам чемпионата), то с приходом Луческу ударный вектор явно начал смещаться на периферию. Особенно продуктивно пока действует левый фланг нападения, через который было проведено уже 14 результативных наскоков (по итогам сезона 2015/16 – только 12!).

Успехи на этом направлении во многом были связаны с тем, что именно здесь  у Луческу на протяжении осени имелись лучшие возможности для ротации: Шатова по мере необходимости и без потери качества можно было заменить на Мака, а Жиркова – на Кришито или Чернова.

На противоположной бровке после выхода из строя Смольникова выбор был, по сути, ограничен связкой Кокорин – Анюков (альтернативы в лице Новосельцева или Юсупова нельзя назвать полноценными – все же ни тот, ни другой должного опыта игры на фланге не имеют), и на обоих режим игровой нагрузки «два матча в неделю», в конце концов, сказался негативно.

Усталостный спад

Каким образом нехватка сил и ресурсов влияла на атакующую мощь «Зенита» наглядно показывает график голевого созидания.

После динамичного роста количества голевых моментов в августе-сентябре, последовал относительно стабильный октябрь с одним локальным экстремумом, после чего активность зенитовской атаки плавно снижалась вплоть до последнего матча с «Ростовом».

В то же время число угроз воротам собственным в последних турах возросло хоть и не так равномерно, но достаточно выраженно.

В чем главная проблема «Зенита» в этом сезоне

Как следствие, в пяти последних турах чемпионата «Зениту» не удалось провести ни одного «позитивного» матча с явным созидательным преимуществом в свою пользу, и потери очков в таких условиях были практически неизбежны.

А так ли все плохо с защитой?

Впрочем, слишком уж ругать обескровленную, непостоянную и оттого априори недостаточно сыгранную зенитовскую оборону было бы тоже не очень правильно. По сравнению с тем же осенним отрезком прошлого сезона нынешняя ситуация выглядит вовсе не настолько критично, а ведь тогда в строю были все лучшие силы, включая Гарая.

На том же игровом отрезке год назад остроты у ворот «Зенита» было ничуть не меньше, чем сегодня, а пропускала команда чуть ли не вдвое чаще. Кроме того, можно выделить еще несколько интересных сходств и отличий:

1. Количество допущенных моментов при контратаках по сравнению с прошлым сезоном практически не изменилось (1,11 против 1,17 в среднем за матч), да и норма пропуска осталась той же (по 7 пропущенных мячей).

2. Количество допущенных моментов при позиционных атаках соперника уменьшилось в полтора раза (с 1,78 до 1,17), а пропускная способность снизилась в разы (с 0,78 до 0,18 голов за матч).

3. Ситуация с противодействием «стандартам» коренным образом не поменялась – два пропущенных мяча в прошлом сезоне и три в нынешнем.

4. В первой половине прошлого чемпионата уязвимым местом зенитовской обороны были фланги (33 доп. моментов/ 15 проп. мячей), тогда как в нынешнем ситуация кардинально улучшилась (16/2). Вполне вероятно, это связано в том числе и с тем, что сам «Зенит» стал гораздо активнее атаковать в периферийных зонах, тем самым загружая черновой работой фланговых игроков соперника.

5. В центральной зоне, напротив, проблем значительно стало больше – среднематчевое количество допущенных голевых моментов выросло на треть (с 1,05 до 1,41), а пропускная способность – с 0,33 до 0,48 мячей за матч. Памятуя о многообразии сочетаний в центре обороны, которые опробовал Луческу после отъезда Гарая, что в общем-то и логично.

Брачный период. Что творится с обороной «Зенита»?

Понятно, что поиски оптимальной пары центрдефов затянулись не от хорошей жизни, а каждый из опробованных вариантов имел как свои плюсы, так и очевидные минусы. Тот же Кришито в силу недостатка опыта игры на этой позиции частенько ошибался позиционно, но при этом был практически незаменим в начальной фазе развития атак (4 результативных стартапа в чемпионате и 8 в сезоне – лучший показатель в команде).

Нету традиционно хорош при игре на опережение, но при этом порой необъяснимо чудит и потому нуждается в подстраховке не меньше итальянца. Ломбертс слишком медлителен и оттого уязвим при опеке скоростных оппонентов, зато эффективен в воздушных дуэлях и хорошо читает игру. Ну а Новосельцеву еще только предстоит адаптироваться к непривычной для него схеме, но в любом случае ждать от него «гарайств» в ближайшей перспективе точно не стоит. Хотя бы лишь потому, что даже в «Ростове» Иван был хоть и основным, но все-таки ведомым защитником.

Проблема в том, что в целях повышения надежности и обороноспособности «Зениту» необходимо и достаточно отыскать именно ведущего. Зимнее трансферное окно не очень годится для подобных поисков, но если задачу все-таки удастся решить, остаток сезона для команды Луческу может сложиться не в пример успешнее предыдущего.

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.