6 мин.

Риззо-то готов

PROспорт посмотрел, как жестко Федор Емельяненко добил Педро Риззо, и до сих пор не может отойти. К этому бою Емельяненко был излишне готов – и в результате готовым оказался Риззо, а Федор объявил о завершении карьеры. Но мы-то знаем, что он не уйдет.

Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

Ничего не могу с собой поделать и чувствую необходимость начать именно так: смотрелось это ужасно. Сейчас я даже рад, что не поехал в Петербург. Вы пытались на этой неделе забронировать места в отелях Петербурга? Это ведь жуть: все было съедено экономическим форумом и Белыми Ночами – и от идеи ехать туда, стоя в стремительном «Сапсане», я отказался. И это правда большое счастье, потому что на арене я мог бы чего-нибудь не разглядеть. А потом – часов пять спустя – посмотреть повтор и загрустить.

Я ничего бы не имел против, если бы так был добит Дэн Хендерсон, Антонио Силва или Фабрицио Вердум. Сам Хендерсон добивал Федора ударами по затылку – это неправильно, но это нормально: сильный добивает сильного. Если ты не уничтожишь его сейчас, он встанет и уничтожит тебя. Это ММА, ребята: тут Антонио Силва заливает своей кровью ринг, а его экзекутор Веласкез, покончив с Силвой, идет по этой крови – и жалеют здесь, кажется, только победителя: судя по этим красным следам, у него плоскостопие.

Но вчера был растоптан Педро Риззо – некогда славный ветеран, два года не выступавший и наглухо пробитый. Шесть лет назад Федор из первого ряда смотрел, как его товарищ Роман Зенцов роняет Риззо первым же ударом, заносит над ним руку и смотрит на судью: «Останавливай скорее». Можно, конечно, предположить, что за эти шесть лет Риззо стал опаснее, стал быстрее, стал лучше держать удар. Что два года он копил силы для боя с Федором. Но ощущение, что вчера вечером страна увидела прямое включение со скотобойни, никуда не исчезнет.

Вот ведь штука: Федор владел собой, когда в Новый год не пошел добивать юного японца Ишии. Но тут Риззо лежал тихо, руки были раскинуты в стороны, как если бы он готовился кого-то обнять и застыл в этой позе, – и все равно получил пять размашистых ударов. Может быть, так влияет сидящий в зале Путин.

Я не виню в этом Федора: он не следит за ММА и, вероятно, в его памяти Риззо застыл опасным соперником, каким он был в середине 2000-х. Федор бьет того, кого ему даст менеджер, и бьет до тех пор, пока его не остановит судья, так что сплоховали эти двое: судья должен был останавливать раньше, а менеджер не должен был привозить бразильца.

Это ведь выглядело печально еще на стадии выбора соперника – и было понятно, что именно станет с Риззо в первом раунде (я чудовищно ошибся, написав в твиттер, что все кончится на 49-й секунде: кончилось на 84-й). Риззо давно представляет собой руину прекрасного кикбоксера. Его последний бой закончился победой, но с кем был этот бой – с 46-летним Кеном Шемроком, чье прозвище из 90-х «Самый опасный человек в мире» в 2010-м уже звенело шутовским бубенцом.

Год назад после третьего поражения подряд главной задачей для Федора Емельяненко виделось как раз это: не превратиться в Шемрока. Емельяненко объективно лучший тяжеловес в истории ММА – и когда в России о нем не было принято говорить на федеральных каналах, в США уже снимали фильмы «Самый опасный человек на планете» (сравните с прозвищем Шемрока). Слава в родной стране пришла к Федору слишком поздно. В день, когда в Японии случился триллер Федор Емельяненко – Мирко Крокоп (от этого боя до сих пор мурашки по коже), у страны были дела поважнее: в 21 туре футбольного чемпионата-2005 судья Сухина поставил три пенальти в матче «Амкар» – «Локомотив». Да что там – четыре года назад я встречал Федора в аэропорту после 36-секундной победы над Тимом Сильвией. Не было ни одного федерального телеканала, ни одной федеральной газеты.

Бой с Риззо назван последним в карьере Федора, он сам сообщил, что пришло время уйти, но тут надо бы понять: билеты продавались под вывеской «Последний бой императора» – и сообщать после этого дату следующего боя не слишком-то порядочно. Поэтому в то, что это был последний бой, я поверю только после перерыва года в полтора.

Если Емельяненко продолжит выступать дальше, у его менеджмента будет много путей.

Простой: привозить в Россию людей вроде Боба Саппа – шута в полтора центнера весом, который с готовностью проигрывает бойцам ниже среднего класса в Индии, Польше, Казахстане, Австралии, Корее (это только за последние сто дней). Впрочем, может быть, Сапп просто любит путешествовать. Еще сравнительно неплохой вариант: Мариуш Пудзяновский, победитель чемпионатов по силовому экстриму, чей переход в ММА оказался несколько комичным. Но вывеска «Федор против самого сильного человека планеты» – это же красиво, правда? Наконец можно завоевать пояс своей же организации М-1 в тяжелом весе – и уйти на покой «чемпионом мира по версии М-1». Широкой публике, которая ММА называет М-1, этого будет достаточно, хоть версия М-1 и не учитывает примерно 20 сильнейших тяжеловесов планеты.

Не самый простой: организовывать депутату Емельяненко бои с более-менее достойной оппозицией. Принято думать, что все такие бойцы собраны в UFC, куда Федора раньше звали, а теперь не зовут, но есть, например, бывший чемпион UFC Брок Леснар. Леснар пришел в ММА из рестлинга и давил всех своей мощью, пока на его пути не случились Кейн Веласкез и Алистер Оверим. Что мешает организовать с ним бой, которого так ждали с 2009 года?

Сложный: договариваться о контракте с UFC. Сложно тут все. В UFC не дадут тех денег, которых Федор просит. В UFC есть бойцы вроде Веласкеза и Джуниора Дос Сантоса, ко встрече с которыми 35-летнему Федору надо готовиться так же, как семь лет назад он готовился к Крокопу. Избежать встречи с ними можно, похудев и спустившись в категорию до 93 кг (сейчас вес Федора 107 кг). Там, правда, тоже придется не очень сладко: есть, например, 25-летний Джон Джонс, чьи острые локти для подверженного рассечениям Федора станут катастрофой. Забирать титул чемпиона у Джонса, к слову, в сентябре пойдет 42-летний Дэн Хендерсон.

Да, сейчас Федор находится, пожалуй, в лучшей форме за последние два года: к бою с Риззо он, как выяснилось, был даже излишне готов. Продолжит или уйдет? Емельяненко целое десятилетие был непобедимым, а потому волен выбрать любой вариант. Единственное уточнение: если продолжит, то как? Чемпионов просят остановиться вовремя, когда они начинают бить мешков, постепенно становятся с мешками на один уровень и внезапно – под всеобщие смешки – их начинают бить мешки. Вот это и есть превращение в Шемрока. А пойти в UFC – это вызов, это путь, достойный воина: в том, чтобы проигрывать сильным, нет ничего стыдного.

Но не это волнует меня больше всего.

Во всей этой истории я пытаюсь понять одно: каково это – быть вчерашним Педро Риззо. Тебе звонят из России, предлагают бой с Федором, обещают большие живые деньги, которые тебе очень кстати: ты же не выступаешь два года. Ты едешь, тебя принимают, тебе улыбаются, тебя кормят, фотографируют, берут интервью. Все это так здорово, что бой кажется далеким. Но знаешь, брат, перед казнью тоже ведь неплохо кормят и даже иногда фотографируют. И вот ты идешь по темному, взрывающемуся вспышками залу и понимаешь, что идешь на убой. Все знают, что ты ляжешь, потому что не для того Федор ездил в Голландию переворачивать покрышки и бегать с парашютом, чтобы ты долго перед ним стоял. Нет, это очень страшно – быть в шкуре усталого 38-летнего кикбоксера Педро Риззо 21 июня 2012 года.

Сегодня журнал PROспорт опубликовал архивное видео, снятое 20-21 января 2011 года в Старом Осколе в тренировочном лагере Федора Емельяненко перед боем с Антонио Силвой. Видео можно посмотреть по этой ССЫЛКЕ.