9 мин.

Каспар Хаузер

Дарюс Каспарайтис вновь поменял место обитания, теперь судьба забросила его в заснеженный Петербург. PROспорт побеседовал с легендарным найденышем об Эрмитаже, Мэрилине Мэнсоне, динамовском духе, но так и не приблизился к тайне его происхождения.

Главная неожиданность нынешнего хоккейного сезона – феноменальные результаты питерского СКА. Сейчас СКА уверенно второй, хотя кто бы мог представить себе это каких-то два месяца назад. Успехи петербуржцев впечатлили и одного из самых фактурных хоккейных героев – в ноябре Дарюс Каспарайтис перебрался в Петербург.

- У меня первый вопрос вовсе даже не про хоккей, а про футбол. Как вам выход сборной России на чемпионат Европы?

- Я смотрел матч Англии с Хорватией, очень понравилось. (Отвлекаясь на слова фотографа) Надо тормозить? Левой или правой? Да, матч получился что надо. Для Англии это была большая-большая честь – играть дома, на таком стадионе. Верил ли я в хорватов при счете 2:2? Это спорт. Вот у нас часто говорят: купили игру, не купили. Для хорватов эта игра ничего не значила, но они бились. Думаю, сейчас в Англии хорватов ненавидят.

- В Петербург вы давно приехали?

- Где-то месяц назад, до того бывал, но только с хоккеем, пару раз. Мало удавалось повидать. Сейчас, конечно, есть время посмотреть все достопримечательности. Мне, кстати, было важно, в какой город ехать. Хоккей хоккеем, но хочется еще, чтоб жить было комфортно. Санкт-Петербург – город большой, европейский, близко к Европе. Интересней было ехать сюда, чем куда-нибудь в Сибирь или в Хабаровск. Я снимаю квартиру около Невского проспекта, в центре. Везде хожу пешком, передвигаюсь на метро, живу, как жил в Нью-Йорке.

- Да ладно?

- Да, потому что с пробками тут неинтересно ездить на машинах: сидишь и ждешь, пока проедешь 10 м. Так что я все время пытаюсь передвигаться на своих двоих или на метро. В метро на куски не рвут. Все какие- то задумчивые. Наверное, мечтают о чем-то своем.

- Есть такой стандартный вопрос про Эрмитаж…

- Не ходил еще. В планах есть, если будет время. Я просто не знаю, когда он открыт. Я хочу сходить в Эрмитаж, в Исаакиевский собор – было бы интересно посмотреть. Я люблю посмотреть на здания, зайти внутрь. Но этим надо увлекаться.

- Другой игрок СКА, нападающий Андреас Йоханссон приглашал вас на концерт Мэрилина Мэнсона.

- Да, мы ходили на Мэнсона.

- И как оно?

- Да ничего хорошего. Музыка такая сумасшедшая.

- А Йоханссону понравилось?

- Он сказал, что понравилось. Но я думаю, что обманывал.

- А вы что слушаете?

- Мне тоже рок нравится, но не такой, конечно. Я человек, который слушает музыку по настроению. Один день могу слушать рок, другой – танцевальную музыку, даже r'n'b могу слушать. Дисков у меня нет, я айподом пользуюсь. В машине, когда я был в Америке, слушал сателлитовое радио. А тут у меня машины нет. И без машины, кстати, и останусь. Мне здесь машина не нужна. Есть ребята, которые могут довезти, а так – еще раз говорю – или пешком, или на метро. Зачем перевозить сюда машину или покупать ее тут? Чтоб потом стоять по пять часов в пробках? От этого удовольствия не получишь.

- Вы же Йоханссона давно знаете? Еще в Питтсбурге вместе жили?

- Да, а потом еще пару раз были – как это сказать – соседями по комнате.

- Даже ваши собаки дружили?

- Да, моя собака регулярно прибегала к нему в гости, поиграть с его собакой. Время было хорошее. Здесь я без домашних животных. Совсем один, одинокий, да.

- Один из ваших первых матчей в России – против московского «Динамо», вашего первого клуба. Настоящий профессионал ничего не испытывает в таких случаях?

- Да это было 16 лет назад. Я про это много не думал. Но все-таки – когда видишь «Динамо», чувствуешь – это что-то родное. Потому что я там был с 14 до 19 лет, пять лет провел в этом обществе, они проложили мне путь в большой хоккей. Так что, если время останется, попробую поиграть в «Динамо». Потому что «Динамо» сердцу близко. Если динамовцем был один раз, то динамовцем остаешься на всю жизнь. То же самое, к слову, относится к любой другой команде. Ты играешь и остаешься в сердцах, в памяти болельщиков. Это очень важно.

- А для вас быть динамовцем – это что значит?

- Ну, не знаю, когда я был молодой, у меня были кумиры: Васильев, Первухин, ребята, которые играли в команде «Динамо». Я приехал и стал динамовцем. Раньше же все болели за ЦСКА, потому что ЦСКА был самым сильным. А я приехал в «Динамо», и моей командой стало «Динамо».

- Вы во времена локаута играли в Казани. И можете сравнивать, как изменилась суперлига за это время.

- Ну, не знаю. Судейство не поменялось. Первые две игры мне понравились, я думал, что все хорошо. А потом началось – иногда складывается такое ощущение, что судьи хотят тебя удалить просто для того, чтоб они могли сказать: «Я удалил Каспарайтиса». Неприятно. Не дают играть. Я надеюсь, что потом они успокоятся и все будет нормально. Сейчас пока удаляют ни за что. Но и самому мне надо быть умнее во взаимоотношениях с судьями. Они все-таки смотрят. А лига – да, изменилась. Ребят много хороших появилось. Другая команда, другой город, другая обстановка – это я уже про СКА.

- Стало сложнее? Интереснее?

- Интереснее, да. Потому что все стали профессионалами. У всех свои самолеты, все летают, хорошие гостиницы, хорошее отношение к хоккею, новые дворцы. Играешь, к примеру, подальше, где-нибудь в Сибири – так там все дворцы забиты, яблоку негде упасть. Стало больше похоже на НХЛ. Если отменят правило, которое запрещает брать больше легионеров в команду, станет еще интереснее смотреть.

- Вы как-то сказали, что готовы смириться с тем, что «издавать звуки у борта», бороться вам здесь вряд ли позволят.

- Ну да. Не знаю почему, но в России силовая борьба не принята. В НХЛ это очень любят, это очень красивое зрелище. А здесь стукнешь – и сразу удаление. Даже если это по правилам. Я думаю, что надо играть аккуратно и, пока здесь не будет судей из-за океана, играть в России в силовой хоккей не разрешат.

- У вас в СКА много знакомых: тренер Юрий Леонов, тренер Браташ.

- Ну да. Но на моем решении ехать в Петербург это не сказалось. Я просто выбирал команду, которая больше всего меня хотела и где были хорошие условия. Тренеры – да, хорошо, что я их знаю, но все зависит от меня – как я буду тренироваться, как я буду играть. Я профессионал. Мне не важно, какой у меня тренер: друг или кто-то, с кем я раньше играл, – мне надо приходить и работать. C Леоновым у меня нормальные отношения. Я был молодой, когда он играл. Это уважение осталось у меня. Как сказать? Уважать старших по званию.

- Вы приехали в Омск, и СКА там выиграл впервые за последние шесть лет.

- Да я даже не знал, что мы там не выигрывали так долго. Мне ребята только после игры сказали. Я знаю, что я у «Динамо» еще ни разу не выиграл с тех пор, как уехал оттуда. С тех пор я играл с «Динамо» в составе «Ак Барса» два раза, мы проиграли, и сейчас опять со СКА проиграл. Так что «Динамо» для меня более больное место.

- А вы зачем блог завели на одном сайте?

- Девушка попросила. Я подумал – почему бы нет. Болельщикам надо всегда давать что-то обратно. И для меня, и для болельщиков это хорошо. Можно переписываться.

- Комментарии читаете?

- Довольно часто. Последний раз два дня назад читал.

- А морально готовы к тому, что вас там будут критиковать?

- Да меня всю жизнь критиковали, что ж тут поделаешь. Тем интереснее. Иногда читаешь, а там тебя обзывают и все такое. Люди чаще всего, когда ненавидят, они любят.

Федор ЛАСОЧКИН

Примечание: Каспар Хаузер – один из самых загадочных персонажей в истории Европы, человек ниоткуда. 16-летний найденыш, обнаруженный в 1828 году на площади Нюрнберга, мог произнести лишь одну фразу: «Я хочу быть кавалеристом, как мой отец». Выяснилось, что первые 12 лет жизни мальчик провел взаперти в двухметровой комнате, играя с деревянной лошадкой и не видя ни одной живой души. Через несколько лет Каспар, научившийся говорить и читать и проявивший паранормальные способности, стал жертвой наемного убийцы. Многие считали, что он великий обманщик, другие – что он отпрыск знаменитого рода, третьи изучали его как уникальный случай в истории медицины. В культурном контексте имя Хаузера стало синонимом неразгаданной загадки – не только «человека ниоткуда», выросшего в полной изоляции, но, в каком-то смысле, и всего человечества. Феноменом Хаузера интересовались все великие визионеры, самыми известными произведениями о его судьбе стали роман Якоба Вассермана «Каспар Хаузер» и выдающийся фильм Вернера Херцога «Каждый за себя и Бог против всех». Фантаст Роберт Хайнлайн назвал Каспарами Хаузерами людей, путешествующих между параллельными мирами и нигде не находящих пристанища; вот и PROспорт считает, что Дарюс Каспарайтис прозван Каспаром не только из-за созвучия имен.

Свежий номер журнала PROспорт – уже в продаже:

Год – в топку

Страх и ненависть Анатолия Федоровича, фривольное поведение легионеров и беспомощность руководства сделали московский «Локомотив» чемпионом России по скандальности. В откровенном разговоре с PROспорт итоги всем железнодорожным кошмарам подвел лучший форвард команды Дмитрий Сычев.

Рад хорват

После матча сборных Хорватии и Англии звезда «Шахтера» Дарио Срна получил букет в цветах российского триколора. После нежданного фиаско донецкого клуба в Лиге чемпионов был освистан. А между этими двумя событиями успел пообщаться с корреспондентом PROспорт.

100 процентов Венгера

Арсен Венгер, создатель и символ лондонского «Арсенала», рассказал о своем сходстве с Рэем Парлором, о видении футбола, тактике, игроках, ошибках, Алексе Фергюсоне, сборной Англии, британской кухне и лимите на легионеров. Теперь мы знаем о нем практически все.

Аляска Кид

История Траджана Лэнгдона, единственного в нашей суперлиге американца, который учит русский, читает Булгакова, позирует фотографу в библиотеке и точно знает, чем европейский баскетбол лучше североамериканского.

Дюжина дюжих

Окидывая мысленным взором последние 12 месяцев сезона в мире профессионального бокса, PROспорт пришел к выводу, что этот самый мир стал гораздо интереснее, и определил 12 человек, ответственных за такую перемену.

Панночка

Анна Бессонова, чемпионка и дочь чемпионов, героиня Украины и главный оппонент школы Винер в художественной гимнастике, показала корреспондентам PROспорт свой дом, свой зал и свой Киев. А по дороге рассказала о том, как себя чувствует молодая и хрупкая красавица в мире тренировок, судейских интриг и политических митингов на Майдане.

Программка

Все самое главное на ближайшие недели: новогодняя битва в футбольной Англии, страшная месть молодых российских хоккеистов, лыжный «Тур де ски», Турне четырех трамплинов, биатлонный Кубок мира, возвращение Плющенко и автопробег по пустыне. PROспорт подготовил для читателей такой гид, после прочтения которого становится ясно, что и когда нельзя пропустить.

Мифы

Сергей Овчинников развенчивает стойкое фанатское убеждение, что на первый сбор футболисты приезжают с лишним весом, шлейфом курортных романов и обгорелыми телами. Реальность оказалась интереснее мифов.

Место

Накануне матча «Спартака» с «Тулузой» PROспорт разведал в столице Лангедока те места, посещение которых сделает осмысленным даже самый неудачный выезд. Пивбары в этот список не вошли.

Live

Корреспондент PROспорт провел в Финляндии четыре дня и увидел, что сопровождало наши первые победы в биатлонном сезоне – бумажная волокита, долгие путешествия на поезде и салат оливье, нарезанный российскими болельщицами специально для тренеров.