11 мин.

Конец «Сатурна»

«Сатурн» не вылетел из премьер-лиги, но может покинуть ее из-за финансовых проблем. Капитан команды Алексей Игонин две недели назад рассказал журналу PROcпорт, как «Сатурн» сперва процветал, а потом перестал.

«Сатурн» и деньги

Серьезные деньги здесь были до моего прихода. Я перешел в «Сатурн» в 2004 году и получилось, что чуть-чуть опоздал: зарплаты пошли немного на спад. Года за три до этого у меня было конкретное предложение из «Сатурна», и там зарплата была в два раза больше той, которую я получил в 2004-м. Не угадал.

«Сатурн» и база

Первое время я жил на старой базе. Тоже недалеко от Раменского, но условия грандиозно отличались даже от скромной бетонной коробки в Удельной – базы «Зенита» в Петербурге. Обычный советский пансионат, причем клуб занимал только один из этажей. Стройка новой базы тогда шла полным ходом, и в середине следующего сезона мы переехали на новое место. Первая мысль: красиво, грандиозно, со стороны может даже вызывающе показаться. Но если посмотреть чисто по функционалу, задумывали базу люди, не особо разбирающиеся в футболе. Наличие на таком большом пространстве всего двух полей – по-моему, не очень серьезно. Есть пруд, чуть ли не теннисные корты, но поля всего два. Или бассейн на 40 метров, а тренажерный зал, который футболистам гораздо важнее, раза в три меньше. В общем, есть нюансы. Но так – пять звезд, не поспоришь.

«Сатурн» и бандиты

С людьми, о которых так говорят, я столкнулся, как только пришел. От них у меня только положительные впечатления. Реально это люди, которые разбираются в футболе. После них на самых разных должностях в клубе были те, кто разбирались в нем гораздо меньше. Люди хотели что-то делать. И когда была ситуация, что в раздевалку кто-то влетает и начинается крик, я сидел спокойно. Потому что знаю: я играл хорошо, и они это понимают. Да, я не могу забить гол через себя, зато у меня вся жопа в подкатах, я отдавался игре, и ко мне вопросов нет… Впрочем, всего этого уже давно нет.

Легионеры

Был в «Сатурне» один легионер, который делал только одну вещь – ходил по базе и пел песню. Песню одну и ту же: «Девушка Прасковья из Подмосковья». Больше по-русски он ничего не знал. Да и желания здесь оставаться, работать, учить язык у него не было. Но тренер был от него в восторге, говорил: «По потенциалу я никогда никого лучше не видел». Человек не сыграл ни одной игры и уехал так же незаметно, как и приехал. Как его зовут? Не помню, но это и не так важно. Кто был тогда тренером? (усмехается).

Президент Воронцов

Президент креативный, современный, принимал решения, которые, наверное, только сейчас начинают применяться в других местах. Вот например. Когда у нас была тяжелая ситуация в чемпионате, он привел психолога, который начал проводить тренинги. Такого подхода я еще не встречал: кто-то давал триста прыжков, кто-то закрывал на базе, а тут позвали психолога. Он нас собирал в конференц-зале и раскладывал по психотипам. Рисовал дерево и сразу становилось понятно, кто крона, кто корни, кто паразиты. Но доработать ему не дали – вместе с Воронцовым он ушел.

Машины

У Андрея Гусина был «Макларен-Мерседес». Утром он был на «Макларене», вечером – на «Майбахе», а иногда прокатывался и на «Ферарри». Как я относился? Какая-то зависть, может, и была, но это же не тот случай, когда человек родился и ему стали все это дарить. Гусин – величина, он сам все себе заработал. В «Сатурне» играли Гусин и Онопко, вот они игроки очень высокого уровня, а мы – так. Что говорить, я Лигу чемпионов только по телевизору видел. Какая машина у меня? Да вот умудрился купить Audi A5 как раз перед тем, как перестали платить зарплату. Говорю «умудрился», потому что понимаю: деньгами, которые тогда потратил, сейчас мог бы распорядиться иначе.

5-е место

В 2007 году мы заняли рекордно высокое место – пятое. Это был единственный год, когда с деньгами все было хорошо и когда мы что-то серьезное заработали – ну, для своего уровня. Так-то, еще раз скажу, в «Сатурне» огромных денег нет. У нас в свое время был человек, который ушел из «Сатурна» в команду, которая вылетела из премьер-лиги, но заработал он в два раза больше, чем мы, закончив чемпионат в середине. А в 2007 году руководство нас поздравило, устроило банкет и заявило: раз все так хорошо, цель на следующий год – третье место. Все. Ну еще на следующий год сыграли в Кубке Интертото, где в первом круге обыграли команду из Люксембурга. Для меня это, кстати, не такой уж и необычный соперник. Когда я играл в «Зените», нам в УЕФА попался клуб из Андорры. Тогда «Зенит» тренировал Юрий Андреич Морозов, так он прям с бровки кричал: «Ты чего?! Маляра обыграть не можешь?»

Реклама 18+

Президент Жиганов

В 2007 году были не только деньги, но и отношение, и постоянные диалог с игроками. Вот мы хорошо идем, впереди матч с еще одной хорошей командой, и мы говорили: давайте поднимем ребятам премиальные? И руководство соглашалось. И так во всем. Я как капитан ходил к Жиганову каждую игру и канючил. И премиальные – это только то, что мы видим. А медицина? Он пригласил иностранных мануальщиков, которые нам очень помогали. Сейчас не платят зарплату, но это только часть айсберга. А то, что у докторов остался только лед и зеленка, это тоже важно. Сейчас не только зарплат – ничего нет. А тогда все было. Нужен самолет, чтобы не ехать три часа по пробкам во Внуково – пожалуйста, летите из Быково. Лететь в Томск пять часов и хочется вытянуть ноги – пожалуйста, берем большой самолет.

Татуировки

Мода на татуировки – наследие «Крыльев Советов». Люди, которые пришли оттуда – Немов и Топич – привели с собой мастера. Как женщины передают друг другу маникюршу, так и здесь ценятся проверенные спецы. Парня зовут Андрей Викинг, причем это не псевдоним, а настоящая фамилия. Он москвич, но колол татуировки футболистам из разных городов. В ту же Самару его вызывали на пару дней, оплачивали дорогу и жилье, он делал всем татуировки и уезжал. Свою первую татуировку – трехслойную, с именем жены и сына, – я сделал года три назад. Еще на руке есть ключ из египетской мифологии.

«Сатурн-Химки»

Проблемы у нас начались после пятого места – то ли эйфория, то ли еще что. Где-то на полгода денег хватило, а потом пошло туда-сюда. В конце года дошло до того, что нас чуть не объединили с «Химками». Что подумали? Было все равно. Мне-то какая разница? Ну, возьмем оттуда пару человек, а название будет общее. Если разговор идет о том, будет команда или нет, пусть она лучше будет, а название – хоть какое.

Деньги

Да, я говорю: сейчас денег нет. Я долго ждал и вчера вот впервые пошел занимать. У меня ипотечный кредит – каждый месяц я должен платить определенную сумму. Причем брал-то я его, когда все было хорошо. Объяснить это людям со стороны тяжело. Они скажут: «Ну а че? У футболистов такая зарплата, что он может пять месяцев пожить без нее». Ну если только покупать продукты, то может, конечно. Они же не понимают: сколько человек зарабатывает, столько и тратит. Получаешь ты сто тысяч – тратишь сто тысяч. Получаешь 150 – живешь в квартире побольше, покупаешь вещи подороже, в общем, тоже тратишь 150.

Долги

Сейчас совсем туго. Пошел по другим командам. Вот ходил к друзьям в «Спартак» – брать в долг. Месяцев пять назад Громов сказал: этот год все точно будет нормально, все деньги выплатим. Три недели назад, со слов нашего президента, он это подтвердил. Оснований не верить Громову нет и никогда не было. Так что пошел там занял, тут занял – сидишь, ждешь. Дали зарплату за несколько месяцев – начинаешь выплачивать. А потом снова сидишь и ждешь

Шутки

Понятно, что активы «Сатурна» сейчас – это Махмудов и Сапета. Некоторое время назад мы шутили: не дай Бог их кто-то тронет на тренировке, потому что один – это наша зарплата за июнь, другой – за август. И пусть они спокойно тренируются, сумки им будем сами носить, еще супчиком покормим и проследим, чтобы спать вовремя легли. Не шуметь, Махмудов и Сапета спят... Так и шутим.

Резонанс

Как такового болельщицкого ажиотажа у нас нет. Мы так отстраненно в своем мирке играем. Болельщиков хоть и немного собирается, приятно удивить они могут – баннером как-нибудь, например. Но сейчас, когда все плохо, на трибунах ничего про это невидно и неслышно. Вот и не поймешь: то ли сказать нечего, то ли неинтересно это никому.

Lifestyle

Почему я назначил встречу во «Временах года», а не в «Шоколаднице»? Во-первых, это по пути, во-вторых, здесь можно поговорить. Вообще, у меня три периода жизни в Москве. Первый – когда только пришел в «Сатурн» и в любой момент мог из него вылететь. У меня была травма голеностопа, сидел во-о-от с такой ногой. Полтора года у меня был простой график: тренировался, ехал в съемную квартиру, включал телевизор и смотрел сериалы. Даже не знал, где находится Садовое кольцо. Второй этап – подписал долгосрочный контракт, начал адаптироваться, потихоньку стал выезжать. Третий – когда уже и с деньгами было хорошо, начал узнавать места, в том числе рестораны. И сейчас, когда я очень редко куда-то выбираюсь, от любого выхода хочу получить максимум. Вот я приехал сюда, выпил чашечку кофе, съел пирожок и все. Такого как раньше – мясо, кальян, куча народу – уже нет. Но почувствовать-то атмосферу все равно хочется…

Отпуск

В отпуск я не поеду. И у «Сатурна» перспективы неясные, и вообще... Хотя некоторые ребята из команды едут. Может, в лотерее путевку выиграли. Или в «Пятерочке» конкурс какой.

Журнал PROспорт. №23-24 (20 декабря – 21 января)

Номер с 15 самыми красивыми спортсменками России в продаже С ПОНЕДЕЛЬНИКА.

Подписаться на блог