10 мин.

Кабардинец балканский

Миодраг Джудович приехал в Нальчик ищущим работы гастарбайтером, а уедет уважаемым человеком. В большом интервью журналу PROспорт капитан кавказского «Спартака» рассказал, как жить скромно, но играть хорошо. 

Кум, снимок, кости

Миодраг Джудович — открытие, сделанное Юрием Красножаном во время его первого похода на премьер-лигу. Вырвавшись из омута первой лиги в 2005 году, тренер «Спартака» принялся собирать новую команду, насмотрелся на сборах на сотню игроков и полтора десятка из них оставил в команде. Центральный защитник Джудович, бегавший до того в чемпионате Украины, даже среди нальчикских новичков был далеко не первой звездой.

«В НАЛЬЧИКЕ я оказался благодаря куму. Друг, с которым он когда-то играл в футбол, — агент. Мы познакомились в декабре 2005 года, я как раз разорвал контракт с луцкой «Волынью». У нас произошел конфликт с тренером, с Виталием Кварцяным. В игре с киевским «Динамо» я получил серьезную травму: покатился, а Верпаковский случайно наступил мне на колено. Я повредил боковые связки мениска, начался воспалительный процесс. Мне надо было сделать паузу, а я тренировался, сыграл пару игр — и все, не мог ни бежать, ни ускоряться. Кварцяный думал, что я не хочу играть, про деньги говорил.

В ИТОГЕ САМ поехал в Киев, сделал обследование и привез бумагу: месяц покоя. К концу года тренер меня позвал и сказал: «Если хочешь, я тебя отпущу. Только оставь в клубе то, что тебе должны». Это, кстати, достаточно крупная сумма была. Сегодня никто такого шага не сделал бы — оставить деньги плюс отказаться от двух лет контракта… Я просто вышел на улицу безработным. Поехал домой, отдохнул. И тут агент, друг кума, вышел на Нальчик, и меня пригласили на сбор.

НА ТОМ СБОРЕ Нальчика футболистов и правда было очень много. Понятно, почему клуб приглашает их на просмотр, — возможности покупать футболистов нет. Я поработал и на третьем сборе подписал контракт на три месяца — как раз до перерыва по поводу ЧМ-2006. Помню разговор с Юрием Анатольевичем (Красножаном. — PROспорт): «Мы предлагаем тебе контракт. Но должен приехать футболист, он был чемпионом России, играл за серьезный клуб. Отнесись правильно: играет тот, кто сильнее». Он тогда удивился, когда услышал мой ответ: «Первый тур буду играть я». Не буду называть имя этого футболиста, все и так поймут, кто это. Но в первом туре я действительно вышел на поле. Использовал шанс, и вопросов больше не возникало.

КОСТИ НА тренировках в межсезонье не трещат. Перед тренировками — хоть обычными, хоть просмотровыми — тренер говорит: «Борьбу позволяем. Но телом. Ноги не трогать». Можно сыграть корпусом, руками придержать, но в ноги прыгать нельзя. Это закон».

Горки, система, галактикос

За четыре года, которые прошли с тех пор, из безвестного балканского легионера с большими ушами Джудович превратился в капитана самой симпатичной команды российской провинции. Когда летом прошлого года в «Спартаке» грянули финансовые проблемы и казалось, что красивый роман с премьер-лигой подходит к концу, Джудовичу поступило предложение от одного из российских клубов. «Я не стал бросать пацанов», — просто объяснил Миодраг. Во втором круге «Спартак» одержал семь побед и катапультировался с 15-го место на 11-е.

«ЗИМОЙ ЗВАЛИ в Румынию — в «Клуж», есть такой клуб, да? Я взял паузу, а в декабре руководство Нальчика предложило продлить контракт. Я посчитал, что ехать в новую страну неправильно. Еще были слухи про российские команды — тоже провинциальные. Но переходить в клуб того же уровня смысла нет. Да, выиграл бы 15—20% в деньгах, но это того не стоит.

Я НЕ УДИВЛЕН, что весной Нальчик шел на первом месте, да и сейчас довольно высоко. Еще когда шли сборы, мы поняли, что наша игра поднялась на более высокий уровень, и тренер нам это не один раз говорил. Игра со «Спартаком» это подтвердила — сыграли 0:0, показали, что можем играть на равных. Еще физическая подготовка на этот раз у нас особенно серьезная была. В межсезонье было много специальных упражнений. Горки короткие и длинные, много бегали без мяча. В итоге мы готовы играть с 1-й по 95-ю минуту. Жалко, возможности у клуба маленькие. Сейчас Амисулашвили ушел в «Кайсериспор», Филатов выбыл до конца сезона, а найти замену будет тяжело.

КРАСНОЖАН МНОГОМУ меня научил. Например, по тактике. Вот начало атаки бывает разное. Длинная, средняя передача. Через опорного, через крайнего защитника, прямой пас на нападающего, пас за спину, диагональ. Нет, я и раньше это знал. Но когда систематизировал, стало лучше получаться.

САМЫЙ СМЕШНОЙ легионер, который проходил через Нальчик, — бразилец… Как там его? Забыл, как зовут. Он был опорным и в состав не попадал (речь об Алвару. — PROспорт): у нас играли Машуков и Файзулин. Он был у нас полгода, не заиграл и после Нальчика поехал в «Лос-Анджелес» — играть вместе с Бекхэмом. Из Нальчика — к Бекхэму, представляете?

В РОССИЙСКОМ футболе я не могу понять нескольких вещей. Например, календарь. Для футболистов он сейчас очень сложный, для тех, кто играет за сборную, еще хуже. В мае мы заканчиваем чемпионат, потом надо сыграть две игры за сборную, потом семь дней паузы, потом сборы, потом снова чемпионат, Кубок, снова сборная. Получается, у нас один месяц отдыха — декабрь. Это очень мало. Летом после таких нагрузок футболист должен отдохнуть. Поэтому я бы хотел, чтобы перешли на «осень — весна». Ну или хотя бы иногда играли два раза в неделю, чтобы летом перерыв был больше. Летом человек отдыхает лучше, чем зимой. К тому же в России мы столько летаем! Чтобы увидеть солнце зимой, надо лететь еще 10 часов куда-нибудь в Таиланд. Я к этому не готов. Я живу в городе Плав — это 180 км от моря. Но последний раз на море я отдыхал девять лет назад».

Овчарка, жара, 197 см

Перед тем как переехать в Нальчик, Джудович заряжался впечатлениями на Украине: луцкую «Волынь» уже много лет тренирует удивительный Виталий Кварцяный. Если бы Игорь Гамула, Валерий Овчинников и другие тренеры, которые имеют свойство жечь глаголом, объединились в труппу и поехали на гастроли, Кварцяный совершенно точно был бы хедлайнером. «Если бы на Украине я вел дневник, это был бы бестселлер», — чуть жалеет об упущенной прибыли Джудович.

«МЕНЯ ТОГДА ЕШЕ не было в команде, но местные сербы рассказывали, как после одного из поражений Кварцяный зашел в раздевалку с овчаркой и теннисным мячом. Деталей не знаю, но он кидал ей этот мячик. Вроде чтобы показать, что за мячом надо бегать быстро. Кварцяный не любит, когда команда не бьется, не цепляется. Было много матчей, когда мы проигрывали, а он приходил в раздевалку спокойный: «Вы все делали правильно». А бывало, срывался. Если видел, что защитник боится, играет мягко, входил в раздевалку, разбегался и сам падал в подкате: «Вот так надо было!» А если кто-то на фланге не отработал, пропал, спрятался, он сам начинал прятаться по всей раздевалке. Вдруг из-за стула выскакивал: «Ку-ку». Или из массажного кабинета: «Ку-ку». Или из-за входной двери: «Ку-ку». И потом спрашивал: «Что это за футболист, который прячется на футбольном поле?»

КАК ТОЛЬКО z приехал, Кварцяный меня сразу полюбил. У него я очень многому научился — как в футболе, так и в жизни. На одном из собраний кто-то из игроков стал считать, сколько не дали зарплаты, премиальных — в Луцке с этим были проблемы. Повернулся Кварцяный: «Никто в жизни не заработал всех денег, которые запланировал. Ты подписал контракт и планируешь деньги. Не начал играть — начал считать. Считать то, что еще не заработал». Вот я так и отношусь к деньгам сейчас. Спокойно.

КАК-ТО МЫ КРУПНО проиграли киевскому «Динамо». На следующий день с утра мне позвонили: «У подъезда автобус с командой, все тебя ждут». «Ох, сейчас будет собрание», — думаю. А в автобусе тренеров нет, только администраторы. Оказалось, поехали к кому-то на дачу, где Кварцяный накрыл стол, и мы вместе с семьями сидели там целый день. После этого команда не проигрывала три месяца! Первый круг чемпионата мы закончили на третьем месте.

МЕНЯ ЧАСТО принимают за баскетболиста. На сборах видят в спортивном костюме, спрашивают: «Баскетболист?» Раньше в футболе рост 180 см считался большим, а сейчас… У нас в семье все большие. Нас пять братьев, я четвертый по счету. Четверо примерно такие же, как я, — 197 см. А вот у Александра — 207 см. Он как раз и был профессиональным баскетболистом. Когда собираемся с братьями, играем в стритбол.

Я ХОРОШО КАТАЮСЬ на горных лыжах. В детстве занимался в секции и участвовал в соревнованиях. Потом закончил университет, получил звание профессора физкультуры, два года у нас были 15-дневные лыжные курсы в горах.

МОЯ СЕМЬЯ живет в Черногории. В прошлом году приезжали, но потом уехали — в декабре у меня родился второй ребенок. Почти до года каждый месяц ему надо делать прививки: если начал прививаться там, то и закончить должен там. Воспитывать детей через «Скайп» очень тяжело. Ночью заснул, утром звонишь — а они в больнице. «Что случилось?» — «Температура». Ночью заснул, утром звонишь: «Ангина». Так же — с хорошими новостями. Зуб первый вырос, впервые пополз. Такие события, а меня рядом нет…

НА КАВКАЗЕ МЕНЯ удивили неписаные правила. В Черногории это тоже есть, а в Сербии уже потерялось. В Нальчике после тренировки мы ходим или в магазин, или в кафе. Женщины, которые там работают, говорят «добрый день» и привстают. Кто я им такой, чтобы они вставали? Но они это делают. Приятно — уважение к мужчине. Удивление в негативном плане? Может, слишком много серьезности в людях. Того, кто много шутит, считают не совсем нормальным человеком. Хочется больше расслабленности и улыбок. Как в Черногории.

БОГ ОТВОДИТ от меня несправедливость. В отборе на ЧМ-2010 Черногория играла в Ирландии. Я заслуживал играть, но меня не ставили: «Подожди, другого надо не обидеть». А на матче 40 000 зрителей — так хотелось сыграть! Сидел на лавке и говорил пацанам: «Я расстроен не потому, что не играю. Просто здесь праздник, а я в нем не участвую». Пять минут играем, у Ирландии ничего не получается. И тут все 40 000 встают и начинают хлопать. Я встаю, кручу головой: что случилось-то? Оказалось, они видят, что у команды не идет, и хлопают, чтобы поддержать! Не буду говорить, что произошло, но на 20-й минуте я вышел на поле. Нормально сыграли — 0:0.

МОЯ МЕЧТА — что-то выиграть. Мне это пока ни разу не удавалось. Закончится карьера, а никакого трофея, никакой медали. Как-то в Юго­славии выиграл второе место во второй лиге. И все. Так что мечта — чтобы что-нибудь было».

В новом номере журнала PROспорт поговорил с агрономами стадионов российской премьер-лиги по футболу, и узнал, как спасают натуральные газоны полей от аномальной жары.

PROспорт посчитал, сколько ударов за одну встречу могут нанести друг-другу участники боев без правил, профессиональные боксеры, тафгаи НХЛ и один ОМОНовец.

PROспорт углубляется в понятие нокаут и подробно рассказывает, что такое нокаут в медицинском понимании, как нокауты влияют на карьеру боксеров и кто чаще всего отправлял или попадал в нокаут.

С обложки нового номера журнала PROспорт, на читателей смотрит новичок футбольного «Динамо» Кевин Кураньи, который рассказал о своем детстве в Бразилии, юности в Панаме, и о том, что когда Кевину исполнилось 16 лет, его отец последовал примеру известного гасконского дворянина. Только вместо беарнского мерина вручил сыну билет через океан, а на конверте рекомендательного письма значилась не фамилия де Тревиль, а адрес футбольного клуба «Штутгарт». Поведал о двух нашумевших историях с непопаданием в сборную Германии на два последних мундиаля. Признался, что не смущается сравнения с «вечно вторым» Баллаком. И объясняет, чем его мотивирует «Динамо».

До старта сезона в КХЛ еще есть полтора месяца, и хоккейная жизнь еле теплится везде – но не в Петербурге. Корреспондент PROспорт отправился в город над темной Невой посмотреть на источник информационных хоккейных возмущений и пришел к выводу, что СКА — клуб, ответственный за то, чтобы в межсезонье не было скучно.

Новый центровой клуба НБА «Нью-Йорк Никс» Тимофей Мозгов уничтожает многоэтажные бургеры и представляет PROспорту свою девушку.

Три дня «на кухне» «Тур де Франс» провел собственный корреспондент журнала PROспорт, где разговаривал с Российским велосипедистами о псхологии, тактике, эмоциях и ожиданиях. Не забыв при этом рассказать о собственных ощущениях от увиденного.

PROспорт встретился с Верой Душевиной, которая в 15 лет была первой в мире и выигрывала юниорский Уимблдон. В 23 – замыкает ТОП-50 и регулярно сходит с турниров на старте большого шлема. PROСПОРТ предложил Вере нанять нового тренера , завести бойфренда или поменять ракетку на кисть.