3 мин.

Вокруг света за 20 месяцев: проект SolarWave

Авторов проекта зовут Хайке Патцельт (Heike Patzelt) и Михаэль Кёлер (Michael Köhler).  Кёлер, инженер из Клагенфурта, поясняет: "Мы задумали этот проект, чтобы показать, что не только жить, но и перемещаться в пространстве можно совершенно автономно, добывая электроэнергию за счёт солнечных батарей. Представленное здесь, на выставке, судно должно стать доказательством того, что это реально".

По двум кормовым трапам посетители могут взойти на борт катамарана. Его корпус изготовлен из кевларового волокна и эпоксидной смолы. Судно имеет весьма внушительные размеры: длина - почти 14 метров, ширина - 7,5, водоизмещение - 10 тонн. Крейсерская скорость - до 8 узлов, то есть до 15 километров в час. На плоской крыше палубной надстройки расположены солнечные панели общей площадью около 80 квадратных метров, а на корме возвышаются четыре двухметровые мачты с ветрогенераторами. "У нас здесь электромоторы, только электромоторы, - говорит Михаэль Кёлер. - Два подвесных мотора производства фирмы Toqueedo по 4 киловатта каждый и еще два стационарных мотора по 10 киловатт. Этой мощности вполне достаточно, чтобы не только плыть вверх по течению реки, но и преодолевать высокие встречные волны в открытом море. Источниками энергии служат солнечные батареи и ветрогенераторы".

И сплошные тучи - не помеха

Максимальная мощность солнечных батарей составляет около 11 киловатт, максимальная мощность ветрогенераторов - 2,5 киловатта. Моторы же способны развивать мощность в 28 киловатт. То есть бортовых источников электроэнергии хватает на то, чтобы моторы работали в полсилы на скорости примерно 8 узлов, не прибегая к помощи аккумуляторов. Аккумуляторные батареи, размещенные под рубкой, способны накапливать до 48 киловатт-часов электроэнергии и тем самым обеспечивать надежное энергоснабжение ночами и в пасмурные дни.

"Даже если небо затянуто иссиня-черными тучами, мы все равно получаем еще какую-то энергию от солнечных батарей, только ее очень мало, - говорит Михаэль Кёлер. - Поэтому, хотя маневренность судна сохраняется, мы в такой ситуации предпочитаем из соображений безопасности все же лечь в дрейф и, прежде всего, полностью зарядить аккумуляторы, чтобы иметь запас энергии на непредвиденный случай"

На свой кругосветный вояж путешественники отвели 20 месяцев. Сейчас, после выставки в Дюссельдорфе, на судне полным ходом завершаются внутренние отделочные работы. Отплытие из Кельна запланировано на начало марта. Катамаран пройдет по Рейну, Майну и Дунаю до Вены, затем вниз по течению Дуная в Черное море, через Босфор в Стамбул, оттуда мимо Греции, Италии, Испании в Гибралтар, потом - Канарские острова, пересечение Атлантики, Карибское море, Панамский канал, пересечение Тихого океана, Новая Зеландия, Австралия, Юго-Восточная Азия, Индия, Аденский залив, Суэцкий канал и, наконец, возвращение в Европу.

Экологичность не исключает комфорт

Инициаторы проекта решили, что долгое путешествие - вовсе не повод отказываться от комфорта, особенно если он не вступает в противоречие с принципом экологичности. А потому на борту судна - просторная кают-компания, душ и туалет с электроприводом, а также камбуз, больше напоминающий современную домашнюю кухню, оборудованную самой современной энергосберегающей электроникой, будь то микроволновая печь, холодильник или индукционная варочная панель. "Под палубой расположены помещения хозяйственного назначения, - поясняет Михаэль Кёлер. - Здесь у нас установлен второй морозильник и стиральная машина. Она имеет повышенную коррозионную защиту, поскольку морской воздух с высоким содержанием соли быстро разъедает металлы и резину".

В тех широтах, где катамарану предстоит совершать кругосветное путешествие, вероятность сплошной облачности, по расчетам Кёлера, гораздо ниже, чем вероятность полного штиля, поэтому основная ставка сделана на солнечные батареи. Но как быть, если несколько дней подряд нет ни ветра, ни солнца, и аккумуляторы почти на исходе? "Это та же проблема, с которой сталкивается любой парусник, попавший в штиль, - говорит Михаэль Кёлер. - Значит, мы ляжем в дрейф и будем ждать ветра или солнца. Вот и все".

Между прочим, инициаторы проекта ищут попутчиков - не обязательно на весь кругосветный маршрут, можно и на отдельные участки. Правда, придется раскошелиться: одна неделя пребывания на борту SolarWave на всем готовом обойдется пассажиру от 500 до 900 евро на человека в двухместной каюте.