7 мин.

«Абрамович хотел, чтобы тренировочная база «Челси» была в Риджентс-парк, пока не узнал, что он принадлежит королеве»

Перевод выполнен администрацией паблика в ВК - vk.com/blues_news. Подписывайся и не пропусти самый интересный контент о «Челси»!

В канун двадцатилетия продажи «Челси» Роману Абрамовичу Кен Бэйтс, бывший владелец клуба, вспоминает подробности сделки, которая навсегда изменила английский футбол.

Роман Абрамович покупает у Кена Бэйтса ФК «Челси» за 140 млн фунтов стерлингов в 2003 году. Фото: telegraph.co.uk

Этот материал раскрывает детали истории «Челси» эпохи Бэйтса. В нашей группе выложен документальный фильм на эту тему — на русском языке. Посмотрите его, чтобы было интереснее читать статью. 

Telegraph Sport получил эксклюзивный доступ к подкасту The Blueprint. В нем 91-летний Бэйтс почти три часа рассказывал о своих ключевых и самых спорных решениях за время своего управления клубом, который он купил в 1982 году за 1 фунт стерлингов, а через 21 год продал уже за 140 миллионов. Со свойственными ему честностью и иронией Бэйтс поведал, как впервые встретил миллиардера в простой футболке, договорился о продаже «Челси» в баре отеля, поставил в неловкое положение главу Футбольной ассоциации Англии. Кроме того, Бэйтс упомянул о предметном интересе Романа Абрамовича к другому английскому топ-клубу и его желании выкупить землю у королевы Англии.

День сделки: бар фешенебельного отеля, Абрамович в футболке и его охрана

Тревор Бёрч, который в то время был главным исполнительным директором «Челси», сказал Бэйтсу, что некто готов заплатить за клуб 140 млн фунтов стерлингов. Бэйтс назначил встречу с покупателем в лондонском отеле «The Dorchester».

«Мы встретились в баре отеля. Если зайти и повернуть направо, попадешь в зону ресторана The Grill at The Dorchester, но у нас был столик слева, у итальянского бара (возможно, речь идет о лобби-баре отеля — удобном зале для встреч. — Прим. пер.)».

Бар отеля «Дорчестер», Лондон. Фото: bighospitality.co.uk

«Я помню, что прямо напротив бара два человека сидели на диване и наблюдали за обстановкой. Потом двери распахнулись, и в зал вошли еще двое. Тревор сказал мне: «Вот и они».

«Я заметил, что в этот момент те два человека поднялись с дивана и направились к нам вместе с Абрамовичем. Конечно же, это были его охранники. И вот мы встретились, сели за угловой столик, пожали друг другу руки и несколько часов обсуждали «Челси».

«Абрамович сидел, кивал головой и слушал. Они (речь об Абрамовиче и его спутниках. — Прим. пер.) сказали примерно следующее: «Мы не хотим устраивать из переговоров целую историю. Нам нужно оформить сделку быстро». Все потому, что он хотел купить «Манчестер Юнайтед», но клуб отказались продавать».

«Человек, который говорил от имени Абрамовича — от его лица, кстати, говорили двое, — был очень культурным, образованным, спокойным, скромным, непафосным». 

«На Абрамовиче были джинсы и футболка — его типичный костюм миллиардера, хотя тогда я не знал, какое у него состояние. Мы перекусили, обсудили дела и ударили по руками. В тот же вечер мы договорились о сделке».

«Потом мы встретились на «Стэмфорд Бридж» утром, в 8:30, а к 14:00 все документы были подписаны. Вот так я веду дела: сначала оформили сделку, и только потом объявили о ней».

О желании Абрамовича купить королевский парк, «МЮ», и его планах на «Челси»

Бэйтс рассказал о том, что 36-летний Абрамович сначала хотел купить «Манчестер Юнайтед», а потом настаивал на быстром оформлении сделки, когда приобрести «Юнайтед» не получилось. 

«Он был в Манчестере, хотел купить «Манчестер Юнайтед», а когда во время разговора всплыл «Челси», он купил «Челси».

При этом, по словам Бэйтса, русский миллиардер долго не думал. Сделка была закрыта менее чем за 24 часа, и до её официального подписания Абрамович даже не побывал на «Стэмфорд Бридж».

«Я не проводил для него экскурсию или что-то подобное по «Стэмфорд Бридж», да он и не просил». 

Бэйтс приветствует Абрамовича и его жену на «Стэмфорд Бридж» на первой игре сезона 2003/04. Фото: telegraph.co.uk

Бэйтс признает, что не был осведомлен о масштабах планов Абрамовича на «Челси», но раскрыл одну его идею, которую невозможно было реализовать ни за какие деньги.

«Абрамович арендовал вертолет для экскурсии по Лондону. Он увидел парк и сказал: «Выглядит, как отличный парк. Давайте купим его и сделаем там тренировочную базу для «Челси». Но ему сказали: «Не думаем, что ты можешь это сделать. Это Риджентс-парк, и он принадлежит королеве».

Риджентс-парк с высоты птичьего полета. Фото: royalparks.org.uk

У Бэйтса спросили, знал ли он, сколько Абрамович собирается потратить денег. «Конечно же я не знал. Не имел представления, каково его состояние». 

Абрамович продал «Челси» нынешним владельцам, Тодду Боэли и «Clearlake Capital», в прошлом году за 4,25 млрд фунтов стерлингов. На вопрос, не жалеет ли он, что не потребовал у Абрамовича больше денег, Бэйтс ответил: «Нет, это головная боль Даниэля Леви», скорее всего, ссылаясь на всем известный факт: русский миллиардер интересовался ещё и «Тоттенхэм Хотспур».

Ситуация с Ходдлом: пикировка с Футбольной ассоциацией и её руководителем

Бэйтс нанял Ходдла на должность играющего тренера в 1993 году. За три года под его руководством специалиста «Челси» дошел до финала Кубка Англии, который проиграл, но квалифицировался в Кубок обладателей кубков УЕФА, а потом Футбольная ассоциация Англии захотела, чтобы Ходдл сменил на посту главного тренера сборной Терри Венейблса после ЕВРО-1996.

Грэм Келли (слева) сделал Глена Ходдла (в центре) преемником Венейблса (справа) до того, как Футбольная ассоциация Англии запросила разрешение у «Челси» — так считает Бэйтс. Фото: telegraph.co.uk

Бэйтс обвинил Футбольную ассоциацию Англии в том, что она нарушила собственные правила при назначении Гленна Ходдла на должность главного тренера сборной Англии.

«Футбольная ассоциация Англии искала нового тренера сборной, так что мы назначили встречу с агентом Ходдла. Во время рабочего завтрака в отеле «Chelsea Harbour» обсудили условия нового контракта Глена. Договорились, пожали руки». 

«В 14:00 того же дня Глен Ходдл звонит мне и говорит: «Босс, я принял решение возглавить сборную, так что подаю в отставку». Я сказал, чтобы он не волновался по этому поводу. «Я в курсе, Глен, с самого утра», — добавил я и не услышал ответа. Пожелал ему удачи. Это его разозлило».

«В 17:00 звонит Келли: «Могу я получить разрешение установить контакт с Гленом Ходдлом и провести с ним собеседование на должность главного тренера сборной Англии?». Я ответил: «Грэм, ты и так это делаешь на протяжении последних 6 месяцев, не так ли? Я все это время знал об этом. Как бы там ни было, ты опоздал с просьбой о разрешении установить с Ходдлом контакт, потому что в 14:00 он позвонил мне и сказал, что уже дал согласие».

«А дальше у нас состоялся вот такой диалог: — Грэм, можно тебя кое о чем спросить? — Да. — Могу я напомнить тебе о правилах твоей же ассоциации? — Да, Кен. О чем речь? — А ты знаешь, что гласят эти правила? — На память — нет, не знаю. — Они гласят, что если кто-то незаконно устанавливает контакт с тренером или игроком другого клуба без разрешения этого клуба, об этих действиях нужно сообщить в Футбольную ассоциацию Англии, чтобы определить подходящее для этого лица наказание. Кому из членов ассоциации мне позвонить, чтобы сообщить, что ты только что подтвердил незаконный контакт с моим тренером?». По голосу Бэйтса ясно, что он был раздражен поведением Келли, ведь сам он так дела вести не привык. Большой знаток юридических споров, Бэйтс хотел, чтобы все было сделано правильно, по закону. Но поднимать шум бывший владелец «Челси» не стал. Только поставил Келли в неловкое положение в конце разговора.

«Наступила мертвая тишина. Грэм страдал от серьезного заикания, так что я продолжил: «Подумай об этом, Грэм, и дай ответ позже, пожалуйста».

У Бэйтса спросили, какой ответ в итоге дал Келли. «Никакой», — ответил Бэйтс.

Кен Бэйтс. Фото: reddit.com

P.S. «Челси» выиграл все внутренние и европейские клубные трофеи за время 19-летнего правления Абрамовича. Отвечая на вопрос, гордится ли он своей ролью в трансформации клуба, Бэйтс ответил: «Статистика говорит сама за себя. Я все сказал».

Оригинальный материал: The Telegraph

Перевод и адаптация текста: Антон Баранов