6 мин.

Эй, пропаганда. Дмитрий Киселев как идеальный представитель меньшинства

Вчера министр пропаганды России Дмитрий Киселев впервые в своей жизни публично заговорил о хоккее. Sports.ru впервые публикует текст, в котором нет ни одного слова о спорте. Игорь Порошин – о главном хоккейном аналитике последних суток.

Дмитрий Киселев, обьясняющий нам правила хоккея, похож на закон о гей-пропаганде. Вопрос этот – не то чтобы магистральный для русского общества, а шуму вокруг столько, как будто обсуждается самый главный национальный интерес. Так – «Национальный интерес» – кстати, называлась программа, которую вел Дмитрий Киселев до того, как с ним случилось преображение. У нее был самый низкий рейтинг на главном канале ВГТРК. Но самое важное – ее никто, нигде, никогда не обсуждал. Во всяком случае, чтобы это можно было услышать. Скучные и разумные люди рассуждали там на скучные и важные темы.

Парадокс нынешнего триумфального признания Дмитрия Киселева состоит в том, что он, как и прежде в «Национальном интересе», работает на маленькую целевую группу. Теперь это -несчастное озлобленное меньшинство, сгорающее от ненависти к соседу, миру и жизни – меньшинство, которое встревоженные зрители Киселева именуют «половиной России». Чему эта «половина» равняется на самом деле, – математически установлено. Владимир Вольфыч вот уже третье десятилетие мотает срок, к которому его приговорил Кремль. Все это время Жириновский служит Кремлю барометром национального умопомрачения. Возбудителем и дразнителем демонов общественного сознания. Незабываемые 23 процента на выборах-93. 6 – в 99-м. И последние – 12. Кто-то видит в этих данных опасную кривую, но где же тут «половина России»? 12 процентов – это всего лишь в два раза больше, чем тех, кому в России нельзя себя пропагандировать.

«Вести» Киселева – попытка сделать пропагандистский арт-проект, если не уровня 20-х годов, то хотя бы дотянуться до «Времени» Сергея Доренко, при том что его творец не обладает даже десятой долей таланта Сергея Леонидовича. В итоге получается газета «Правда» примерно 1937 года. То есть времени, когда госпропаганда вооружилась самыми простыми, самым варварскими орудиями производства – кувалдой и щипцами для истязания человеческой плоти. Действительно, жутковатое напоминание. Однако тревога и страх большинства зрителей Киселева решительно не понятны – какими машинами-компьютерами можно реконструировать в России-2014 37-й год?

Пропаганда – это не этический, а технологический феномен. Пропаганда, чего бы она ни касалась, всегда глуповата. Когда же она побеждает в себе глупость, она перестает быть только пропагандой. В Советском Союзе 1937 года от газеты «Правда» никуда нельзя было скрыться. А в СССР 1976 года ей уже подтирали задницы и, тут же на горшке, еще читая ее и посмеиваясь, придумывали анекдоты.

В России-2014 есть примерно миллиард способов уйти от свидания с Дмитрием Киселевым или, если уж невмоготу хочется смотреть на это, проверить его слова миллиардом детекторов лжи. До какой же степени нужно не понимать, не знать и, в конечном счете, не любить людей, которые живут в твоей стране, чтобы представлять ее сбывшимся кошмаром блокбастера про зомби. Я вот не видел ни одной программы Киселева, до тех пор пока меня сегодня руководство Sports.ru настоятельно не попросило дать отпор Киселеву. Назовите это слабостью, но я не выношу демонстрацию увечий, пусть даже и умственных.

Более того. Ничто меня не убеждает так сильно, как Киселев, в том, что власть в России по-настоящему боится не Навального, Америку и уж, тем более, гей-пропаганду, а только одного – русского бунта, бессмысленного и беспощадного, с вилами, хоругвями и патриотическими лозунгами. Я бесконечно далек от идеи пройтись по жизни русским маршем. Но неужели жизнь национализма в России и в самом деле так ничтожна, что собрания под черно-желто-белым флагом назначают виновниками всех бед кавказцев, а не Жириновского, который уже четверть века высмеивает, выдрючивает, полоскает в помоях патриотизм, не давая никакой возможности сколько-нибудь здоровому человеку почувствовать себя патриотом?

Почему я не слышу протестов православных дружинников и рунополицейских по поводу русофобсского шоу Киселева, представляющего человека, который думает, скажем, об Америке больше плохо, чем хорошо – невменяемым болваном? Почему говорить о кризисе института брака в Европе – это привилегия бесноватых?

По сути, у меня есть только одна настоящая претензия к нынешнему государству, и я по поводу шоу Киселева ее выскажу.

Государство очень плохо думает о своем народе, самое печальное – откровенно боится его. Что такое народ – бог его знает. Скорее всего, народ подобен конкретному человеку, а не абстрактному крокодилу. А в голове конкретного человека каждую минуту проносится тысяча мыслей. Борющихся, сражающихся друг с другом, взаимоотрицающих. Светлых и мрачных, высоких и ничтожных, таких, от которых мы отмахиваемся, как от мерзейших насекомых. Государство считает, что народ не отмахивается от этих мыслей, что он лелеет их, живет с ними. Что эти мысли в нем побеждают. А для того, чтобы знать, что за гадость задумал народ, и нужен сканер вроде Жириновского или Киселева, собранный на заводе имени В.Ю.Суркова. Такой, немножко отдающий доктором Менгеле, опыт во спасение России от бесов. Как считают в Кремле.

С телевидением все тоже очень понятно. У России-1 неважно с рейтингами. Шоу Киселева – это что-то вроде средневекового цирка с бородатыми бабами, гермафродитами и душевнобольными под видом госинтересов. Отвратительно и притягательно.

Самое интересное в этом шоу для меня сам Киселев. Неожиданно я нахожу здесь проявление одного из магистральных сюжетов европейской культуры двух последних столетий. Гете о Киселеве писал. У Достоевского почти в каждом романе скачет козлом Киселев. Если ближе к нашему веку – Томас Манн внимательно и гневно наблюдал Киселева в своих немецких современниках.

Блестящий выпускник блестящего питерского филфака. Европеец, бОльший, чем сами европейцы, он как и положено идеальному гражданину Величайшего Континента, поклонялся богу Разума. Его добродетели вполне воплощались в профессии – все тоскливые проекты Киселева были отмечены холеным лоском беспристрастности, ученической верностью принципам западной журналистики. Как и во всяком европейце, в нем жил бес. Как и положено разумному европейцу, он материализовал этого беса, подьезжая к скучному присутствию на спортивном мотоцикле в боевом байкерском облачении. Но вдруг он понял, что борзый байк – это от лукавого. Лучше и интереснее вверить всего себя Лукавому, без железных посредников. Как скучно, неодолимо скучно жить в своем уме! Именно я, тонко чувствующий и очень много знающий об истории смыслов человек, должен делать госпропаганду. А не косматый, только что из валежника Мамонтов или вертлявые молодые лакеи, эти рабы Википедии.

Нет, конечно, в этом мире зрелища страшнее, чем раскаявшийся гуманитарий-европеец. Радикальный перформанс, Pussy Riot в десятой степени, интеллектуальный каминг-аут; Дмитрий Киселев работает, конечно, не для марьиванны с петромпетровичем, уже лишившихся всех чувств, кроме ненависти. Он показывает жопу тебе, дорогая образованная, работающая, думающая и чувствующая Россия. Она его и смотрит большей частью. Не может оторваться.

Способов борьбы с газетой «Правда» в 1937 году было не много. По сути, один – стараться не читать. В 2014-м, где границы идей проходят не по берегу реки или полю, а на пульте дистанционного управления телевизора и в адресной строке окна браузера, этот способ в тысячи раз действеннее. Если вам не нравится Киселев, а он вам не нравится – не смотрите и не говорите о нем: я не кликаю, следовательно – ты не существуешь.

Вот увидите, ваше молчание аннигилирует его. Если же вам нравится наблюдать отвратительное – кто из нас не без греха, – тогда хотя бы канализируйте свои эмоции так, как это пользователи Sports.ru в комментариях.

Изумительное согласие. Убедительный ответ тем, кто считает, что Россия возвращается к своим недавно пережитым кошмарам. Кремль, вне всякого сомнения, сканирует. Это не «пол-России», ребята. Это сильно больше.

Фото: Fotobank/Getty Images/Bruce Bennett; РИА Новости/Владимир Трефилов