6 мин.

Феномен Витора Белфорта

             

Витор Белфорт

             Ровно семнадцать лет назад в смешанных единоборствах дебютировал Витор Белфорт. Да не просто дебютировал, а буквально ворвался словно ураган, разметавший своих соперников. И до сих пор Витор входит в элитный клуб бойцов, продолжая оставаться опаснейшим соперником, для любого кто согласится выйти против него. А то, что Витор звезда, и говорить не нужно. Менялись времена, организации, весовые категории, да и сами смешанные единоборства с тех пор стали совершенно иными и лишь Витор продолжает оставаться заметной фигурой.       

            Фигура Витора Белфорта, меня интересовала давно, и тут появился повод высказать свой взгляд на этого бойца. Маленький юбилей. Я не являюсь его поклонником, но подобную карьеру трудно проигнорировать. Скорее всего, Белфорта включат в зал славы UFC и, наверное, это должно значить, что он великий боец. Но великим бойцом я его не считаю и попробую свою позицию объяснить.

            Что может сделать бойца великим? Титулы и победы над серьезными противниками!  И если с первым более или менее порядок (Победитель турнира UFC 12; Чемпион UFC в полутяжелом весе; чемпион Cage Rage) то с победами над серьезными противниками выходит загвоздка.

            В свое время я выразил мысль, что у Витора никогда не было пика карьеры. И он, показывая на протяжении всех семнадцати лет высокий уровень, в нужный момент не мог прыгнуть выше собственной головы. Все поражения Витора пришлись на две категории бойцов: 1) великие бойцы – те, кто длительное время владел чемпионскими титулами, добился впечатляющей победной серии, и в целом воспринимается поклонниками единоборств как неоспоримая величина. Чак Лиделл, Андерсон Силва, Дэн Хендерсон и Джон Джонс. 2) бойцы знаковые для определенного периода, доминировавшие в своем весе короткое время или те, кого можно назвать медийными лицами единоборств – Казуши Сакураба, Тито Ортис, Рэнди Кутюр, Алистар Оверим.

            В любом случае список более чем достойный. Но именно поражения этим соперниками наводят на мысль, что Витор представлял из себя надежного охранника, стерегущего подступы к бессмертию. Середняков или равных себе побеждал уверенно, но как только на горизонте маячил поединок из категории, победа = имя в истории. Сразу что-то шло не так.

            И это странно. Мне всегда казалось, что у Витора есть абсолютно все, что бы стать величайшим бойцом в истории этого спорта. Витор очень разносторонний боец, о чем свидетельствует участие в турнирах по грэпплингу (ADCC) и поединок по профессиональному боксу. Но прежде всего Витор ударник, всего три победы приемами, обладавший жесткими ударами с обеих рук, умевший взрываться мощными затяжными сериями, уверенно чувствовал себя в партерной работе, как сверху надежно контролируя противника, так и под соперником, благодаря огромной физической силе мог затащить в партер любого оппонента, даже природного тяжеловеса (Хирринг). Но главное даже не это. А то что Витор, мог вести свои поединки абсолютно по разному. Мог вести поединок в стойке, а мог тянуть любыми силами в партер. Он мог быть невероятно зрелищен (Вандерлей, Эббот, Рокхольд), а мог быть до скрежета в зубах скушен (Мацуи, Айвелл).

            Истинным великим чемпионам, не обойтись без еще одного существенного козыря в кармане. Силы духа, помогающего преодолевать тяжелейшие моменты в бою и буквально вырывать победы на зубах. У Белфорта как у любого человека занимающегося боевыми искусствами, есть характер, он не боится пропустить удар, но мне неоднократно доводилось замечать в его значимых боях, некий надлом. Я уверен, что Витор мог раздавить Сакурабу, я даже видел в том бою моменты, вот здесь, да, да, жесткая серия и … Нет показалось. Белфорт в разы талантливее Сакурабы, но Витор не смог сломить дух японца, хотя проще стереть камень в порошок, чем подавить Сакурабу. Белфорт должен был нокаутировать Ортиса в первом раунде, забивать во втором, но Ортис выходил из сложных ситуаций и именно Тито буквально бежал к своему сопернику в конце третьего раунда. Ему нужна была победа он ее и получил.  И такие моменты я замечал во всех ключевых боях Белфорта. И каждый раз было готово оправдание, Японии слишком далеко, травмы, судьи, температура, ошибка с тактикой, длительный простой, Андерсон Силва маску белую одел, а Джона Джонса я вообще в первом раунде почти победил

            Обратите внимание, у всех кого можно назвать великим, были тяжелейшие моменты в победных боях или досаднейших поражения после которых великие возвращались. У Фёдора был Ренделман и удар в висок от Фуджиты. У Паука было пятираундовое избиение Соненном. У Джонса испытание Густаффсоном. Ногейра вообще должен был несколько  раз умереть в ринге. Но великие выгрызали эти бои, они шли до последнего, они терпели и в большей степени именно такие победы сделали их великими.

            Витор Белфорт не смог преодолеть себя, когда было тяжело, когда уже не было сил, когда кровь текла ручьем. Вместо этого он избирал путь выживания, что он делал против Сакурабы и Джонса, падал на задницу. Он же понимал, что значат эти бои, но с его стороны не было риска. Он мог за минуту уничтожить Эббота и Теллигмана, но как только его встречал менее талантливый, но более упорный малый и всё не осилил, надломился.

 

Витор после Рэнди. Эпизод III

            Всего три победы в карьере Белфорта можно выделить как что-либо значащие.  Вандерлей Силва, Рэнди Кутюр и Хит Хирринг (да именно Хирринг, в тот период находившегося в отличной форме и уверенно двигавшийся к титулу PRIDE), Рича Франклина оставим в стороне, я всегда считал его заурядностью. И каждый раз, возникает выделенное caps lock НО. Вандерлей побит еще до своего пика, да и элемент случайности конечно присутствовал. Кутюр – рассечение менее чем за минуту, не устроившее ни того ни другого. Хирринг – равный бой, победу можно дать в обе стороны, по видимому руководство PRIDE с упорством достойным лучшего применения надеялось выжать из Белфорта максимум, превратить его в лицо организации.

            Ладно, не буду больше о грустном. Не каждому дано стать заметным, великим тем более. Но Витор вписал свое имя в историю и у него еще есть шанс, по крайне мере переубедить меня. Так в чём же феномен Витора Белфорта? А вот в чём. Ни один боец дебютировавший семнадцать лет назад, не находится сейчас в кондициях, которые бы позволили ему решать серьезные задачи, кроме Витора. Я не удивлюсь, если лет через десять, Витор Белфорт выйдет на бой против того кто будет являться сильнейшим бойцом мира на тот момент. И, конечно же, проиграет! Вот почему я твердо уверен, что из Люка Рокхольда не выйдет выдающегося бойца, не прошел проверку Белфортом.

            Несмотря на все вышесказанное, я уважаю Витора Белфорта, как человека и как атлета. Он достойный пример для подражания, в том числе и для меня. Это лишь мой взгляд на отличного бойца. Бойца, который мог положить весь мир у своих нот, о котором могли говорить с придыханием, как о Андерсоне Силве или Фёдоре Емельяненко. Но он остался лишь уважаемым бойцом.

            Хотя уважение тоже нужно заслужить. И Витор заслужил уважение. 

 

Витор и его семья