7 мин.

Круче Нойера. Игрок с самой неповторимой карьерой на Евро-2016

История не пастуха, почтальона или юриста, а профессионального игрока сборной Северной Ирландии.

alt

«Из него бы вышел неплохой форвард», – Нил Ардли, руководивший академией «Кардиффа», сделал, возможно главный комплимент в жизни Джоша Мадженниса, когда заглянул на одну из тренировок семнадцатилетних парней. Но все лишь посмеялись. Не игроки, а тренеры, сам же Джош в тот момент был на поле и не слышал ни похвалы, ни смеха.

Спустя три года в 2010-м клубная карьера Джоша Мадженниса по-настоящему стартовала в шотландском «Абердине», куда он в двадцать лет перешел из того самого «Кардиффа». Тренер видел его в центре поля, хоть там он и не играл раньше. «Окей», – сказал Джош, ведь ему хоть вратарем быть – плевать. Выходил, где нужен, пока следующий тренер не увидел в нем молодого и перспективного крайнего защитника – высокий, мощный и скорость есть. «Окей», – сказал Джош и начал просматривать диски с нарезками игры новых коллег по амплуа, ведь тренер знает, что делает.

«Эшли Коула я изучал больше всего. Знаю, что он играет на противоположном фланге, но это та же роль», – говорил он. – Я наконец рад сконцентрироваться на одной позиции на поле. Говорил с тренером перед началом сезона и он сказал, что справа в защите – лучшее место для меня».

Такое уважение к мнению каждого тренера можно понять, ведь в семнадцать ему чуть не пришлось закончить с игрой. И не сказать, что он был совсем плох для профессионального футбола, ведь играл за сборную Северной Ирландии U17, да и в клубе, едва ему исполнилось семнадцать, уже появился на скамейке «Энфилда» в матче Кубка Лиги против «Ливерпуля», когда Каспер Шмейхель получил травму. Был готов подменить того, кто подменял, но день вышел спокойным.

И всё равно терзали сомнения, то ли продолжать, то ли воспользоваться запасным планом и переключится на регби, то ли и вовсе бросить всё, уехав из академии «Кардиффа» в Уэльсе обратно домой в Северную Ирландию. «Когда я рос там, у меня было 5 близких друзей, 3 их них уже мертвы», – дает понять в одном из интервью, что третий вариант был весьма паршив. И он цепляется за футбол.

Настолько мертвой хваткой, что через год становится единственным из 15 игроков в своей команде, кому «Кардифф» предложил подписать профессиональный контракт. Восторг! А тут еще и домой зовут. Север помнит, и его вызывают уже в национальную сборную U19. Прибывает на сбор, а тренер смотрит на него и с диким непониманием спрашивает: «Что вообще происходит?». Он еще не знал.

«Из него бы вышел неплохой форвард… Не смейтесь. Вышел бы! Как, кстати, как вратарь?» – за год до этого интересуется Нил Ардли у тренеров академии «Кардиффа» про семнадцатилетнего Джоша Мадженниса, и ему уже без смеха отвечают, что никак не потянет.

alt

Да, полжизни в перчатках – он был вратарем. Достаточно классным, чтобы его выцепили аж из Северной Ирландии и пригласили в академию, но и достаточно слабым, чтобы расстаться без сожалений. «Кардифф» довольно большой клуб, и там это привычно. Его уверили, если он и станет голкипером, то исключительно безработным. Однако, разбив мечту, Нил Ардли сразу собрал из осколков другую.

«Ты не справишься и закончишь посмешищем через пару лет», – некоторые игроки в команде встретили его перевоплощение весьма жестко, да и тренеры не особо оценили перспективы возни с этим парнем.

«Я персонально занимался несколько месяцев, чтобы найти себе подходящее место на поле, и мы сошлись на атаке. Постоянно слышал упреки к Нилу про себя: «Зачем лепить нападающего из вратаря? У клуба хватит возможностей найти настоящего форварда», – вспоминает Джош и отмечает, что решение стать вратарем далось куда проще, чем то, что происходило дальше. Атмосфера разрушенной карьеры вратаря и всего вокруг настолько давила, что думал о том, а не лучше ли просто свалить? Что он и спросил у Нила: «Ты видишь это как какой-то эксперимент или действительно веришь, что из меня выйдет нападающий?» В ответ услышал, что в него искренне верят, и никто в конце концов не требует от него быть новым Дрогба или Ван Перси, нужно просто показать, что есть с чем работать. И Джош стал пахать еще больше.  

На молодежном уровне в новой роли выглядел здорово. Настолько, насколько нужно, чтобы заслужить подписание контракта с главной командой «Кардиффа», где он провалился – не посмешище, но близко. Нападающим отыграл мусорные минуты в 9 матчах в чемпионшипе, забил в Кубке Лиги, а также на всякий случай продолжал сидеть на скамейке и как запасной вратарь. Месячная аренда на 2 игры в четвертом дивизионе, возвращение и перелом ноги на 35 минуте дебютного матча в основе. Через 4 месяца проводит свои последние 37 минут за «Кардифф» и дебютирует в товарищеском матче за главную команду Северной Ирландии. Не впечатляет. Никого.

С «Кардиффом» покончено, но его посоветовали в шотландский «Абредин», где он не использует целый сезон шансов. Чуть больше, чем через год ему сказали, что он свободен для перехода или хотя бы аренды, но новый клуб не нашелся. В тот самый момент приходит новый тренер и дает ему шанс отбегать в защите, что у него не так и плохо выходит. Вдохновляясь Эшли Коулом, который также начинал нападающим, но опустился до левого защитника, носится по бровке, а также становится джокером, которого всегда можно кинуть в штрафную соперника, если матч потерян. Иногда забивает, но продолжает до тошноты старательно бороздить фланг. В конце сезона из-за кучи травм его вновь ставят в основу форвардом в матче против «Селтика». К чертям бровку! Голевая и два мяча в матче с грандом окончательно вернули ему место нападающего.

Шикарный гол, но не стоит обманываться. Он не тот нападающий, которым мог бы стать Нойер или Де Хеа. Что уж говорить, если шесть лет назад его в уровне первого касания сравнивали с «надувным замком», и с тех пор мало что изменилось. Он мощь, которой не важны финты и прочая дрянь. Пробежать, снести, побороться, смять, продавить – вот он. Заносит мяч за линию, как в регби. Типичный вратарь таранного типа.  

Все его голы – на характере. Все его голы – 28 мячей за 121 игру.

Прошлый сезон – 8, этот – 10.

Но Майкл О’Нил, который руководит сборной Северной Ирландии с 2012 года, рад и этому, ведь в стране «меньше 40 профессиональных футболистов, среди которых нужно выбирать игроков для национальной команды». И если его вратарь-нападающий хотя бы перестал метаться от позиции позиции правого защитника к полузащитнику – это уже вышел неплохой год для местного футбола. Можно по-доброму посмеяться над той весьма легендарной ситуацией с появлением в команде U19, когда его ждали вратарем, а он приехал без перчаток и нападающим: «Когда меня вызвали в главную команду, уже и Майкл О’Нил подшучивал над той историей. Сейчас это выглядит и правда смешно».

Джош Мадженнис – игрок, которого уважаешь, но вряд ли хочешь видеть в своей команде. Хотя Майкл О’Нил вряд ли может сказать что-либо плохое про своего нападающего – он эпично хорош в сборной. 

Бывший вратарь прошлой осенью из-за травм главных парней выходит и забивает свой первый гол за сборную в матче против Греции (3:1), который и оформляет выход Северной Ирландии на Евро-2016.

Бывший вратарь уже на самом чемпионате Европы на 95 минуте матча против Украины за 22 секунды до финального свистка  получает мяч на фланге, и вместо того, чтобы сближаться с угловым флажком, удерживая минимальную победу, проходит защитника, оставляя его дураком на газоне, дает передачу на набегающего в центр – удар, добивание и гол.

Бывший вратарь через несколько дней выходит уже и против Германии, помогая удержать минимальное поражение в матче с чемпионами мира.

Благодаря тому голу украинцам, благодаря тому, что не пропустили лишний от немцев, Северная Ирландия и вышла в плей-офф с третьего места, где сегодня будет играть против Уэльса в ⅛ финала чемпионата Европы. И в её составе он – возможно, худший вратарь Евро-2016, который всё равно круче Нойера.

Кто спас бы Россию от позора на Евро-2016

«Сотню людей обменяли на крокодилов и посадили в клетку». Откуда у Франции Пайет и Карамбе

Враг команды. Как играет самый толстый футболист Англии