Подкасты
4 мин.

Деньги в РПЛ: почему клубы наконец зашевелились и когда ждать настоящего бизнес-подхода?

Привет!

Это новый выпуск подкаста о спортивном маркетинге Green Room, который мы (шеф-редактор Sports.ru Влад Воронин и директор новых медиа «Зенита» Егор Крецан) делаем вместе с МегаФоном. 

Мы уже говорили о глобальном: изменениях телерынка (который выходит в интернет) и эволюции стадионов (которые напичканы датчиками и не только развлекают, но и изучают вас), говорили о позитивном в РПЛ (тут правда бывает неплохо с ситуативным маркетингом).

Теперь говорим о бизнесе в российском футболе целиком. Делаем это мы не вдвоем, к нам в гости пришел директор практики медиа и развлечений PwC в России Александр Кардаш. PwC – это огромная компания, которая консультирует крупный бизнес, в том числе в спорте, и делает комплексные исследования РПЛ (сколько клубы зарабатывают, что они делают для развлечения болельщиков – и так далее). Разговор был серьезный, но мы старались объяснять все максимально просто и понятно. 

Внизу – таймкоды с самыми интересными моментами. Пожалуйста, не забывайте ставить нам оценки в тех приложениях, где вы нас слушаете – это помогает нам добираться до новой аудитории! И обязательно пишите комментарии – и если вам что-то не нравится, и если вы хотите что-то предложить и добавить. 

Слушайте нас на всех платформах:

Таймкоды – самое интересное из выпуска

03:20. Многие считают: чтобы делать классные медийные проекты в футболе, нужно много денег. Но нет, для нормального развлекательного контента миллион не нужен. Главное – идея. И в РПЛ некоторые это уже понимают.

04:15. Классная история от PwC о том, как прокрастинирует наш футбол. Из года в год клубы говорят: вот-вот внедрим базу данных о болельщиках, вот-вот – но нет, такие базы по-прежнему есть у менее чем половины лиги.

05:10. В российском футболе постепенно становится меньше государственных денег. Поэтому приходится думать о рынке.

06:00. Для топ-клубов реальным стимулом к активности стал финансовый фэйр-плей. Потому что инспекторы УЕФА реально оценивают спонсорские контракты на предмет адекватности.

09:20. Ключевая проблема РПЛ в диджитале – кадры. Руководители, не всегда понимающие правила работы в интернете, могут задавать вопросы в стиле «Зачем? Почему нельзя оставить как есть?» и тем самым тормозить процесс. А могут вообще блокировать подвижность.

11:02. Показательная история 5-6-летней давности. Как в одном клубе РПЛ не давали деньги на камеры – и ролики снимали при помощи тележки из супермаркета.

12:38. Собственно, откуда проблема с кадрами? Еще недавно в футбольные клубы приходили нефутбольные менеджеры, которые не понимали специфику спорта и не улавливали перемены. Сейчас в РПЛ все чаще приходят молодые люди с другим мышлением. И когда они дорастут до позиций, на которых принимают ключевые решения, будет получше. PwC верит, что до улучшений – 5-7 лет.

16:00. Теперь о спонсорстве. Вообще-то рекламный рынок в России немаленький – точно не меньше, чем в Испании. Но в нашем спорте спонсорских денег отчего-то меньше. Что останавливает потенциальных рекламодателей? В чем вина клубов? Например, иногда они говорят, что хотят контрактов на десятки миллионов рублей и не готовы возиться с маленькими и средними проектами.

18:03. Как рекламные опции продает «Манчестер Юнайтед». Спонсорство – это набор услуг, а не одинокий логотип на форме.

20:05. Почему в спорте – в частности, в РПЛ – так много букмекерской рекламы? И кто еще может принести спорту много денег, если поменяют законодательство?

21:47. Букмекеров и их рекламы так много, что регулирование уже неизбежно, уверены в PwC.

22:50. Интересно, как букмекерский рынок развивается в США. Раньше там работала схема «Позвонил в Неваду – попросил сделать ставку за тебя – получил выигрыш переводом», а лобби Обамы блокировало легализацию беттинга. Сейчас дискуссия открыта, каждый штат решает сам – можно там делать ставки или нет.

25:31. Год от года в РПЛ растут доходы в день матча. Конечно, все благодаря новым стадионам. Но есть важный момент: в США 80 процентов matchday-выручки приносит ВИП-сегмент. В России пока всего 20-30.

26:53. Например, на арене «Торонто» 20 огромных ресторанов – столик там может стоить до 150 000 канадских долларов за сезон. Есть даже лаунж Дрейка, то есть болельщик покупает возможность тусоваться с Дрейком. На американском рынке научились сегментировать аудиторию и монетизировать каждый сегмент. В Торонто так много ресторанов, потому что там изучили болельщиков и поняли: город очень обеспеченный, людям нужен высокий уровень сервиса.

31:07. Этим летом «Спартак» и «Локомотив» столкнулись с негативом после повышения цен на абонементы. Логично ли повышать цены и как избежать плохой реакции?

33:07. В Европе даже специально ограничивают продажи абонементов, потому что нужно монетизировать туристический поток (разовые билеты). Отличные опции, которые помогают там и помогут в России, – легализация вторичного рынка и шеринг абонементов. Но в России так сделать пока нельзя из-за юридических ограничений.

35:38. Хотите получить абонемент на матчи «Грин-Бэй Пэкерс»? Постойте в очереди 30 лет. Да, такое возможно.

Фото: globallookpress.com/Jose Breton/ZUMAPRESS.com