6 мин.

Карри пугает защиту больше, чем Майкл Джордан. И это очевидно

Объяснялка для непонятливых.

Стив Керр не может дождаться начала сезона – остается еще несколько дней, но главному тренеру «Голден Стэйт» нужно потроллить тех, кто не умеет читать, уже сейчас.

Керр говорит довольно банальные вещи, но их почему-то воспринимают как крамолу.

«Карри один из самых выдающихся атакующих игроков, возможно, в истории. В том плане, насколько он влияет на нападение. Понятно, что таких было много, тот же Майкл Джордан. Но я никогда не видел, чтобы кто-то действовал как Стеф, который вселяет в защитников ужас.

Никто до него не мог бросать с дриблинга с восьми метров, а для него это нормальная вещь. То, что он может это делать, меняет всю игру. Все, что мы делаем, завязано на Стефе. Вы можете сколько угодно рассуждать  о том, какое место он занимает среди лучших игроков в лиге. Очевидно, что он один из лучших. Но именно в этом отношении он, безусловно, лучший.

Если говорить о том, кто больше всего влияет на атаку в НБА, то здесь Стеф – лучший игрок лиги. Но есть и другие методы измерения для таких вещей. Можно говорить о том, кто влияет на игру на обеих половинах – наверное, тогда это будут такие люди, как Кавай Ленард, Кевин Дюрэнт или Леброн, потому что они больше, сильнее, могут страховать под кольцом.

Все, что нужно сделать – это просто посмотреть, как меняется игра, когда на площадке появляется Карри. Угроза, которая исходит от Шона Ливингстона, от Андре Игудалы, от Дрэймонда Грина возрастает, потому что центр внимания смещается в сторону Стефа».

Итак, что именно говорит Керр?

Он не говорит, что Карри лучше Джордана. Ни как игрок, ни как атакующий игрок.

Он не говорит, что Карри более талантливый атакующий игрок, чем кто бы то ни было.

Он не говорит, что Карри – лучший из современных игроков. Специально на этом акцентирует внимание.

Он не говорит, что «Голден Стэйт» закатали бы в асфальт «Чикаго» Джордана.

И он даже не говорит, что лодыжки вашей любимой женщины в опасности, так как Карри не дремлет.

Речь о том, что именно Стеф Карри закрепил в баскетболе такое понятие как «gravity» – одно его присутствие на паркете заставляет защитников отходить от привычного стиля и действовать более агрессивно, каждую секунду помня, что против них выходит игрок с уникальными умениями, меняющими баскетбол.

Таких умений два.

Первое – это дальние броски из района центрального круга. Никогда раньше такие попытки не воспринимались всерьез: баскетболисты всегда исполняли их на тренировках смеха ради. Лишь Карри подходит с юмором ко всему, но только не таким сверхдальним трехочковым. За последние три сезона с расстояния 9-13 метров он положил 33 броска из 76 – 43,6%. В сезоне-2013/14 лидер в данной категории Джамал Кроуфорд забил только четыре.

Карри очень много бросает издали – он побил все рекорды по количеству трехочковых за последние годы. И его эффективность попаданий из центрального круга сопоставима с эффективностью попаданий лучших «больших» из поста.

Это меняет представление о том, как нужно защищаться – опекуны бросаются на Карри сразу же, едва тот переходит центральную линию, и растягивают защиту. (Особенно хорошо это видно вот здесь на 6:50 – Ирвинг стоит на дуге, но едва Карри получает мяч, он понимает, что облажался и пытается «восстановить позицию», то есть подняться на несколько шагов выше – Карри ловит его на противоходе).

Даже так называемый высокий пик-н-ролл в исполнении Карри получил новое прочтение – теперь это очень-очень высокий пик-н-ролл, так как его пытаются ловить едва ли не в центральном круге. Нужно также отметить, что такие ловушки – это единственный способ защиты против него, «Кливленд», например, даже не стеснялся бросать в одиночестве Кевина Дюрэнта, только чтобы не дать Карри себя забомбить с 9 метров.

В истории полно игроков, у которых более солидный перечень заслуг, чем у Карри, но назовите хотя бы одного, кто бы стягивал дабл-тим в районе центрального круга.

Реклама 18+

Второе умение – это бросок с ведения.

Карри вообще все равно, как бросать – с ведения или при получении. И это тоже делает его особенным.

В истории НБА немало снайперов, чья карьера была построена на открывании под трехочковый – характерно, что ни один из них ничего не выиграл в качестве первой звезды. И даже к Реджи Миллеру всегда относились со скепсисом – действия подобных игроков очень легко прогнозируемы, и поэтому против них легко построить защиту, преследовать их по всей площадке, переключаться на них, выгонять их с периметра. Рэя Аллена выгнал с дуги выведенный из себя Артемом Панченко Дерек Фишер, и это все, что нужно знать об исполнителях такого плана, очень ценных, но ценных именно при исполнении ограниченных функций.

Карри может бросать после получения, но еще он может бросать просто сходу – за последние три сезона он после дриблинга забил 40 процентов трехочковых, а без дриблинга 45,5. Против такого очень тяжело отзащищаться, особенно при пик-н-роллах, так как минимальную свободу Карри воспринимает как указание немедленно бросать. Против Карри нельзя оставлять «большого», против Карри нельзя отступать внутрь зоны и давать ему пространство. Опять же единственный вариант – это бросаться на него вдвоем и оставлять его напарника по пик-н-роллу в одиночестве. Когда в 2015-м этим напарником был еще не взявший себя в руки Дрэймонд Грин, у «Кливленда» получалось. В 2017-м «Кэвз» уже бросали одного Кевина Дюрэнта, идеального баскетболиста, умеющего все. 

Дело не в том, что Карри меняет атаку «Голден Стэйт». Он ее меняет как надо – в регулярном сезоне в прошлом году «Уорриорс» выдавали рейтинг атакующей эффективности 118,1 с ним на площадке и 102,4 без него, а в плей-офф – 123,1 с ним и 95,9 без него. Все его партнеры, за единственным исключением Дэвида Уэста, имеют лучший процент попадания в те минуты, когда Карри находится на площадке.

Но важно – не что, важно – как. Карри меняет атаку не потому, что он круче Джордана, мощнее Шакила, хитрее Леброна. Не потому, что он выбивает сумасшедшие цифры. Не потому, что он выматывает защиту своей сумасшедшей энергией, как Уэстбрук, или усыпляет бдительность тысячей и одним финтом, как Ирвинг.

В этом и суть того, что говорит Керр – Карри вообще может ничего не делать. Ему и мяч-то не нужен – по количеству касаний за игру он уступает Уэстбруку и Хардену на целых 20 при общем количестве в 78,6, и он – 26-й по времени с мячом на площадке за владение (5 секунд). Он меняет ситуацию на паркете не своими подвигами или сверхпродуктивностью, а просто присутствием – даже если у него нет мяча, он воспринимается как неотвратимая угроза, как источник опасности, по отношению к которому нужно принять все возможные меры. Именно так и появилось понятие эфемерной “gravity” – центра внимания, словно магнит, оттягивающего на себя защитников и облегчающего жизнь всем партнерам.

И все это было вполне всем доступно этим летом, когда «Кэвз» давали Дюрэнту беспрепятственно проходить внутрь, а тем временем пытались вдвоем ловить стоящего на дуге Карри. Потому что никто лучше не символизирует главную аксиому современного баскетбола: три больше двух.

Опять же в истории полно игроков, которые и забивали больше Карри, и побеждали больше, но вспомните хотя бы одного, кто был бы столь опасен, что опека против него была важнее основополагающих принципов баскетбола – не дать его партнерам пройти под щит. Финал-2017 получился революционным благодаря и этому – угроза трехочкового от Карри оказалась более серьезной, чем два очка, полученных в кольцо. Абсурдный тезис ворвался в нашу реальность и пока так и не сделался привычным.

Вот об этом и говорил Стив Керр. И все это должно быть вполне очевидно.