13 мин.

Андрей Семёнов: «Сейчас такая тенденция, что из спорта и боёв делают какой-то цирк»

MMA конца 90-х и начала 00-x представляли собой беспринципные кровопролитные бои. Тогда индустрия смешанных единоборств не имела такого количества бабла как сейчас. А российские бойцы были штучным товаром. Всё изменил Вадим Финкельштейн. Он первым привёз в Россию смешанные единоборства, а его команда Red Devil наполнилась потенциальными молодыми бойцами. Андрей Семёнов - был одним из первых, кто смог перенести свой успех в клетке в повседневную жизнь. Он всерьёз рубился с Федором Емельяненко за звание лучшего российского бойца, снимался вместе с Бодровым, ездил покорять UFC и просто кайфовал, находясь в тех реалиях. В нашем разговоре с Андреем мы спросили про то, как зарождалась индустрия в конце 90-x и каково было соперничать с Емельяненко за пределами клетки.

Восхождение в Red Devil. Отношения с Вадимом Финкельштейном. Конкуренция с Федором Емельяненко.

Как вы пришли в единоборства?

- Единоборствами я занимался ещё с 4 класса. Первым видом было - дзюдо. Тогда я жил в Выборге (прим. Небольшой город в Ленинградской области) и в секцию меня привела мама. Так получилось, что меня это вдохновило и зацепило. Потом я начал задумываться куда мне идти. Поступил в военный институт и там же стал тренироваться самбо и дзюдо. В какой-то момент я понимал, что мне чего-то не хватает в области единоборств. И я нашёл для себя армейский рукопашный бой. Затем я побывал на первом турнире по «боям без правил» в Санкт-Петербурге - понял, что хочу выступать на таком турнире. И через год так получилось, что чисто случайно заменил одна бойца. Выиграл бой. И в последствии подписал контракт с командой «Red Devil».

Как раз-таки об этом я и хотел с вами поговорить. Red Devil был основан Вадимом Финкельштейном. Как вы познакомились с ним?

- У него были доверенные люди, которые занимались подбором спортсменов. Они ходили по разным турнирам, увидели нашу команду, мы часто участвовали в разных турнирах, по разным видам единоборств. Последовало предложение, тем более у меня был один профессиональный бой. И я уже себя зарекомендовал. После него со мной был подписан контракт и предложен бой за границей - в Голландии.

Расскажите какую-нибудь историю про Вадима Финкельштейна, которая охарактеризовала бы его как человека.

- Вадима Финкельштейн - был совершено далек от спорта на тот момент. Он был коммерсантом и приехал заниматься другой деятельностью, но боями занимался параллельно. Он привёз эту культуру боёв из Голландии. Тогда в Европе это всё стало тоже культивироваться, но Голландия была одним из пионеров, в которых смешанные единоборства стали развиваться очень быстро. И вот он по такому же образу и подобию привёз этот формат в Санкт-Петербург. Он фанатично относился к этому. И я запомнил его как человека, который видит цель и идёт к ней.

В одном из своих интервью Вадим Финкельштейн сказал: «Я создал любительское MMA в России, которое даёт дорогу в большой спорт тысячам мальчишек, помогал финансово многим нашим бойцам, таким как Роман Зенцов, Андрей Семёнов, Мусаил Алаудинов, Омар Сулоев и многим другим, платим ребятам зарплаты, отправлял на сборы, оплачивал проживание» (изд. Советский спорт). Была ли вся эта помощь прописана в контрактах или всё же большую часть он выделял по собственному желанию?

- В контрактах у нас всего этого не было. В контракте было чётко: выступаем за клуб, нам предоставляется тренер, зал, турниры, бои и всё. А всем остальным нас уже стимулировал Вадим. Всё исходило только от него.

То есть все эти бонусы, это его собственная инициатива?

- Да, да.

На кого в то время делала ставки сама организация?

- Вообще на всех ребят, которые привлекались в «Red Devil» были сделаны ставки. А остальное зависело уже только от тебя.

Какие у вас были отношения с Вадимом Финкельштейном?

- Рабочие, и от счастья небольшие приятельские. Например, когда мы были в Голландии он приглашал нас в гости. У меня и по сей день с ним общение нормальное.

Финкельштейн как-то сказал, что в 1997 году благодаря его вмешательству вам помогли с судейским решением, хотя официально ваша карьера началась в 1998 году. Что это была за история?

- Немножко не так. В 1997 году проводился первый турнир по «боям без правил» в Санкт-Петербурге. Я на этом турнире не участвовал. Я участвовал в 1998 году. В первый раз, когда я выступил, я пришёл смотреть и попал на замену. А моя карьера началась в 1999 году.

А этот случай с судейством тогда?

- Этот как раз-таки и было в 1999 году. На второй бой я вышел с американским бойцом. У нас был большой разброс в весовой категории, я вообще не понимаю, как он в неё влез. Я весил 78 кг, а он если даже посмотреть бой где-то 90 кг. С его стороны были нарушения правил. Он пальцами в глаза тыкал. Не мог победить досрочно и видимо решил применить свои хитрые трюки. Но в целом считаю, что если бы у нас была весовая категория одинаковая, то победу отдали бы ему. Но на тот момент чётко сформированных правил не было.

Но Вадим Финкельштейн говорил, что это именно единственный раз, когда «подсудили» его бойцу.

- Ну наверно да.

Вы знали об этом заранее?

- А как я мог знать? Если я на тот момент только пришёл и сказал, что буду участвовать. Меня вообще никто не знал.

В 2003 году вы уже стали одной из центральных звёзд российских единоборств. У вас уже были большие бои, поездка в Америку, съёмки в кино. Но также в тот год Вадим Финкельштейн подписывает в «Red Devil» Фёдора Емельяненко. Сказалось ли это на отношение к другим бойца? И как вы отнеслись к этому?

- Как сказать. Понятно, что Вадим сделал ставку на Фёдора сразу. Потому что он был очень известен в Японии и Кореи. По-моему, даже чемпионом был, я точно не помню. Но в России он был неизвестен, потому что бои в тот момент были не особо популярны, о них знал только узкий формат людей. И пиаром Фёдора конечно занялся Вадим. Он крутанул его очень сильно. А что касается наших взаимоотношений? Он всё-таки больше ставку сделал на Фёдора, но я не могу сказать, о том, что у меня что-то ухудшилось или улучшилось. Был момент, когда возникло определенное недопонимание, но потом всё урегулировалось.

Вам было за это обидно тогда?

- От счастья, да. Но я тоже сам виноват, потому что была доля моей вины. Где-то не доработал, где-то неправильно подошёл. Я не буду говорить, что виноваты только они.

Сказались ли может какие-то съёмки в кино или посторонние дела, которые отвлекали от спорта?

- Да, у меня был случай, когда параллельно предлагали съёмки в кино. Был крупный проект - главная роль. Я Вадиму это сказал, а он уже договорился о проведении боя. Я ему объяснил всю ситуацию, попросил: «можно ли перенести бой?», но он как-то не захотел. Хотя по большому счёту это делается всё без проблем. По итогу решили, я буду сниматься и параллельно готовиться. Практика показала, что делать два дела одновременно невозможно, получится только хуже. Я считаю, что в этом не только моя вина, но и Вадима. Мы могли договориться, он бы перенёс бой на другой период. И вопрос бы решился. Я бы спокойно отснялся, а затем бы выступил более подготовленным. Такие нюансы в последствие дают о себе знать.

До какого момента вы сотрудничали?

- В 2004 году я выступил в гран-при… Выиграл. Наверно, в 2006 году. Потом уже пошла новая плеяда бойцов и новые форматы. Я же начал выступать под другими флагами и в других промоушенах, в том числе иногда в M-1.

Произошёл ли между вами тогда конфликт или недоговорённость?

- Не скажу прямо конфликт, скорее недопонимание.

Из-за чего?

- Возможно из-за этих нюансов и моментов, которые происходили, в том числе и в тренировочном процессе. Вдобавок он стал больше уделять внимание Фёдору. В конце концов у них тоже всё произошло не так гладко, как хотелось бы.

Вы поддерживаете сейчас связь с ним?

- Да, поддерживаем. У меня с ним достаточно хорошие отношения. Говорить, что только я виноват или он виноват - неправильно. Все виноваты по-своему. Понятно, что будь у меня возможность, я бы многое сделал по-другому.

Он вас сравнивал как-нибудь с Фёдором? Говорил что-нибудь: «Андрей, смотри до чего и ты можешь дорасти».

- Нет, никогда не сравнивал. Единственное, когда у меня были глупые проигрыши и я давал сбой. Он указывал на своё недовольство.

Вадим Финкельштейн одним словом?

- Менеджер. Спортивный менеджер.

"Битва За Хайп" и "Strelka". Почему русская молодежь интересуется единоборствами меньше чем кавказская. И как помогали единоборства в повседневной жизни.

Как вы относитесь к популярности проектов: Битва За Хайп и Strelka?

- Strelka - достаточно народный проект. Там собирают ребят, которые хотят выпустить свой пар. Нужен, наверно, такой проект. Лучше такие ребята выпустят пар здесь: тут их красиво снимут, а потом покажут в YouTube. Всяко лучше чем они в подворотнях бесится будут. А что касается "Битвы за хайп"? Это какой-то пиар, шоу. Сейчас вообще какая-то тенденция, что из боёв и спорта делают цирк. По-другому не назову. Понятно, что это зарабатывание денег и всё такое. Но я против этого всего.

А есть ли у этого будущие?

- Народу всегда интересно смотреть какие-то зрелища. Так извините. Если вы сделаете какой-нибудь интересный турнир, то народ повалит туда толпами. Правильно? Так всегда было.

Так это не может перерасти во что-то профессиональное?

- А что "Битва за хайп" это что-то профессиональное? О чем мы говорим вообще? Это не имеет место быть. Это просто сейчас популярно и модно. Кто-то просто нашёл лазейку для зарабатывания денег.

Сейчас среди бойцов смешанного стиля всё больше представителей северного Кавказа или это только так кажется?

- Да, есть такая тенденция. Почему нет? У них достаточно хорошая поддержка. Помогают друг другу, своих чемпионов они мотивируют, двигают потом в дальнейшем. Поэтому и стремление у молодёжи есть.

Почему русские ребята не так повально интересуются единоборствами?

- Знаете, от чего это идёт? Вот на Кавказе у них целая традиция, мальчик если родился – всё, борец. А у нас мамочки начинают: «Ой это опасный вид спорта, вдруг моему Петеньке головку ушибут или ручку». Вот это неправильно. Приведите его в зал, не понравится – уйдёт. Пускай тогда баскетболом, волейболом, футболом занимается. Это его выбор. Но дайте ему попробовать, не надо его отговаривать, что это плохо. Вот говорят, что якобы опасный и травматичный вид спорта. Я на этот вопрос отвечаю просто. У нас дети повально занимаются горными лыжами, посмотрите какой там травматизм. Вы же даже не понимаете этого. Даже бокс не такой травматичный вид спорта. Вот ещё говорят, что там по голове бьют. Никто там не бьёт! Там наоборот учат тебя, уворачиваться от ударов и не получать. А дальше всё зависит от тебя. Если не будешь тренироваться, то на лыжах всё время будешь падать, а в боксе получать по голове. Разницы нет.

Возможно ли это как-то изменить?

- Конечно, надо это доносить до родителей. Ролики какие-то показывать, что бои, борьба, бокс – это не опасные виды спорта. Понятно, что есть ребята, которым не рекомендуют этим заниматься, то да я не спорю. Но отговаривать не надо. Я по себе могу сказать, что можно развиваться физически и духовно и это нисколько не мешает. Любой парень должен хотя бы какие-нибудь минимальные навыки иметь.

А помогали ли вам единоборства на улице?

- Редко, обычно всё заканчивалось на уровне слов. Если ты можешь договориться и не потерять своё лицо, то лучше уйди. А если драка неизбежна, то бей первым. Но у меня, например, была одна история, когда курсантом был. Не понравилось мне поведение одного сослуживца. Я не помню, что именно мне не понравилось, но меня это так жутко возмутило. Я вызвал его на задний двор поговорить. Но получилось так, что я даже сам не ожидал. В общем, короткая драка произошла. Я ему один раз в печень зарядил с ноги, что он даже сказать ничего мог. И после этого у нас стали даже хорошие отношения.

Карьера в Америке. Ранее завершение профессиональной карьеры.

Почему у вас не задалась карьера в Америке?

- Были причины личного плана. А самая основная причина сложность со спонсорами и всеми моментами, которые необходимы для подготовки. На поездку в Америку нужно финансирование. Чтобы были деньги на зал, тренера, питание, проживание – это большой достаточно список. Но опыт при этом получаешь достаточно большой. На тот момент в Америке были все передовые технологии, что касается подготовки, весогонки и восстановления. Вот пример – Хабиба Нурмагомедова. Он один из первых спортсменов, который получил возможность поехать туда и перенять этот опыт. Благодаря накопленному багажу знаний ему удалось сделать такую карьеру. Понятно, что я не умоляю его личных заслуг. Но если бы не было этой поддержки, то я сомневаюсь, что он достиг бы таких высот. Многие бойцы из России не получали такой поддержки, а сами ныкаясь, где-то, что-то искали. А это всё уже не давало нужного эффекта и результата.

Из-за чего решили так рано закончить?

- Я на тот момент снимался ещё в кино. Плюс выступал по другим направлениям. Короче, скажу проще. У меня крайний бой был в 2014 году. А потом я пошёл на государственную службу. Я просто хотел чего-то нового и добиться успеха в чём-то другом. Не то, чтобы хотелось сделать карьеру, а просто хотелось сделать что-то хорошие и полезное по данному направлению.

Вам легко далось это решение?

Ну как легко? Понятно, что была поддержка. Без поддержки безусловно было бы сложнее. Может не получилось бы даже. Если поддержки нет, то всё гораздо сложнее. Когда карабкаешься сам, то не всегда получается влезть на гору. Некоторые просто с неё скатываются, по ряду всяких причин.

Есть ли то действие или бездействие в момент карьеры, о котором вы вспоминаете с досадой?

- Да, конечно. Особенно когда выходил на бой неподготовленным. Вот та же самая поездка в Америку, второй мой бой. Я понимаю, что мог бы выиграть, но помешала мне это сделать моя собственная подготовка. Ещё у меня помню было предложение от Bellator. Но взвесив все за и против, я понял, что у меня нет необходимой поддержки для поездки в Америку. Если бы она была, я бы без раздумий поехал. Поэтому я как-то не стал рассматривать этот вопрос. Я долго думал, но всё-таки отказался.

Уйти на пике или драться до 40 и старше?

- Уйти на пике лучше. Падание в неизвестность гораздо хуже. Хорошо если ты сможешь подняться, но поднимется мало кто.

Какую бы одну вещь вы изменили в российском спорте?

- Подход всего государства в принципе к самому спорту. Сложно ответить точечно.