4 мин.

Легенда казахстанского футбола Тимур Сегизбаев: сделал дубль в дебютном матче, обыгрывал «Спартак», а «Кайрат» назвал академию в его честь

Ему могло бы исполниться 80.

Тимур Сегизбаев – главный символ «Кайрата». Всю карьеру Тимур Санжарович провел в составе алматинского клуба.

В 1960-м алматинцы заинтересовались студентом Казахского университета физической культуры, после чего Сегизбаев и попал в команду. Причем дебют оказался удачным. В мае «Кайрат» отправился в Минск, чтобы сыграть с местной «Беларусью». Гости победили со счетом 2:0, а автором обоих голов стал новичок – Тимур Сегизбаев. Этот дубль принес алматинцам первую победу в истории высшей лиги чемпионата СССР. Так о Сегизбаеве узнал весь футбольный Казахстан.

«Накануне я отметил свое 19-летие, и так получилось, что к 19-й минуте матча удалось мне стать автором первого гола», – вспоминал сам главный герой того матча.

Через четыре года Сегизбаев стал известен уже на весь союз. В августе 64-го «Кайрат» провел выездной матч со «Спартаком». На Центральном стадионе имени Ленина в Москве собралось 30 тысяч зрителей. Хозяева ждали уверенной победы от красно-белых, но увидели сенсацию. «Кайрат» показал искрометный футбол, а Тимур Санжарович забил два безответных гола.

Герой того матча Тимур Сегизбаев отмечал, что после победы у всех в «Кайрате» остался неприятный осадок: «У нас было и сочувствие к вратарю москвичей Лисицыну. Он только перешел от нас в «Спартак», а в мае дебютировал в сборной и сыграл на ноль против Уругвая.

Мои голы практически лишили его шансов на дальнейшие приглашения в сборную СССР. Особенно первый гол. Я практически от лицевой линии делал прострел в штрафную площадь, защитник подкатился под меня, и мяч после рикошета залетел в дальнюю девятку. Второй гол забил метров с тридцати. Лисицын потом даже спрашивал: «Что ты со мной сделал?» Но это футбол».

В футбольных кругах после того матча сразу придумали для «Кайрата» прозвище – «Тимур и его команда», по аналогии с одноименной повестью Аркадия Гайдара. Говорят, что первым алматинцев так назвал легендарный спартаковец Николай Старостин. Он, кстати, отмечал, что победа алматинцев не была случайной:

«С «Кайратом» нам всегда было трудно играть. Мы встречались более десяти раз и ни разу не проигрывали, но победы давались с огромным трудом. Перевес в гол [в первом очном матче того сезона] требовал огромной затраты энергии. А сейчас «Кайрат» сыграл против нас с огромным подъемом, особенно во втором тайме, который гости провели так, что успешно могли бы состязаться с любым из лидеров… Мячи, которые забил Сегизбаев, относятся к разряду редких по исполнению».

В карьере Тимура Санжаровича было еще много ярких игр, хотя закончил с футболом Сегизбаев довольно рано. Ему даже не было 30. Всему виной болезнь – хронический радикулит спины. Всю карьеру футболист провел в одном клубе – «Кайрате», где долгие годы был капитаном. За 12 сезонов у Сегизбаева набралось свыше 200 матчей в форме алматинцев.

 «Я человек, посвятивший свою жизнь футболу. Футбол был и остаётся в моей судьбе на первом месте... Футбол – это всё, это моё второе я. Если бы так было можно, всю жизнь ходил бы в футболке цвета золотистого колоса с голубой отделкой и цифрой «10» на спине, а на груди написал бы девиз: «Защита и честь», потому что для меня честь – это верность клубу при любых обстоятельствах», – говорил Тимур Санжарович о футбольных ценностях.

После завершения карьеры Сегизбаев хотел заниматься журналистикой, но ему предложили стать тренером кызылординского «Автомобилиста». Затем Тимур Санжарович работал в «Шахтере», «Мелиораторе», сборной Йемена и, конечно, в «Кайрате». Занимал разные должности в казахстанской Федерации футбола.

В «Кайрате» к собственной легенде относились и относятся с особой теплотой. В 2014-м алматинцы открыли футбольную академию, которую назвали в честь Тимура Сегизбаева. В фойе академии разместили специальный стенд, где каждый воспитанник может узнать что-то об истории клуба и выступлениях Сегизбаева.

В пожилом возрасте у Тимура Санжаровича появились проблемы со здоровьем, но даже несмотря на болезни, он посещал детские турниры и следил за «Кайратом» по телевизору.

В декабре 2017 Тимур Санжарович скончался. Ему было 76.

Фото: vk.com/fckairat

40 лет назад «Кайрат» и «Зенит» сыграли вничью: алма-атинцы находились выше в таблице, ленинградцев спас Казаченок

«Ребров – моя цель последние 4 года. Я с ним на контакте – жду решения от него». Кайрат Боранбаев на связи