7 мин.

«Я хочу посвятить этот поул Жилю Вильнёву». Трагедия самой непопулярной звезды Феррари в Формуле-1

Уже более 37 лет прошло с момента гибели Жиля Вильнёва, самого обожаемого пилота Ф-1 своего поколения и человека, без которого для многих автогонки уже никогда не были прежними. Одной из причин фатального инцидента в Зольдере многие небезосновательно считают поведение его напарника по Феррари Дидье Пирони.

Двумя неделями ранее в Имоле два алых болида с Жилем во главе спокойно ехали к дублю, однако на заключительном круге Дидье неожиданно опередил канадца и буквально украл победу у напарника. До того момента у Вильнёва были хорошие отношения с французом, однако после гонки Жиль поклялся никогда в жизни больше не разговаривать с Пирони. К сожалению, клятву свою канадец сдержал, уже через 13 дней насмерть разбившись во время квалификации Гран-При Бельгии на круге возвращения в боксы.

Пирони всегда настаивал на своей невиновности в случившемся в Имоле, утверждая, что искренне верил в то, что они с напарником честно боролись за победу. Факты, впрочем, говорят об обратном: инженеры Феррари несколько раз в конце гонки показывали своим пилотам табличку с надписью "удерживать позиции".

"Случившееся в Имоле было больше, чем просто кража победы в гонке, - заявляли в паддоке. - Пирони знал, как это может сказаться на человеке с менталитетом Жиля, и хотел выбить его таким образом из колеи".

По своей манере Дидье Пирони был довольно кроток и, приходя в Феррари в 1981 году, был, казалось, вполне доволен своей ролью второго пилота. В своём дебютном сезоне в составе Скудерии француз вёл себя достаточно скромно, не раз подчёркивая свои тесные отношения с Вильнёвым и то, как сильно канадец помогает ему.

Впрочем, уже тогда демоны в голове Пирони начали задаваться вопросом - как это возможно, чтобы кто-то на одинаковой машине регулярно меня опережал? До прихода в Феррари Дидье показывал отличные результаты в Лижье - в сезоне 1980 года француз одержал одну победу и ещё четырежды заехал на подиум. Напарником Пирони в тот год был его соотечественник Жак Лаффит, однако соперничество с Вильнёвым давалось Пирони гораздо сложнее.

"Жиль был чрезвычайно быстр, - вспоминал тогдашний конструктор Феррари Марио Форгьери. - Настолько быстр, что мы всерьёз недооценивали Дидье, оказывавшегося раз за разом медленнее напарника на такой же машине".

С началом безумного сезона 1982 года Скудерия с новым шасси, разработанным Харви Постлтуэйтом, показала, что находится в неплохой форме: на дебютном этапе в Кьялами обе машины не добрались до финиша, однако на следующем этапе в Бразилии Жиль лидировал большую часть гонки, оказываясь снова значительно быстрее своего напарника.

После квалификации в Рио канадец обратился к своему близкому другу, легендарному автоспортивному журналисту Найджелу Робаку, с необычной просьбой. Дело в том, что Пирони попал в серьёзную аварию на недавних тестах в Поль-Рикаре, и Жиль попросил Робака, чтобы он со своими коллегами не сильно доставали француза в этот уикенд.

Этот эпизод ярко продемонстрировал ту самоотверженность, которая так редко встречается среди пилотов Формулы-1, не упускающих возможность извлечь выгоду из любой слабости своего соперника. Вильнёв был начисто лишён такого коварства, и после его смерти некоторые задавались вопросом, имел ли Пирони хотя бы малейшее представление о том, какой дружбы он лишился из-за своего поступка.

Незадолго перед злополучным Гран-При Сан-Марино Пирони женился на своей давней возлюбленной Катрин, и в то время как тогдашний глава Феррари Марко Пиччинини был на свадьбе шафером, Жиль со своей женой Джоанной не были приглашены вовсе. Канадец этому весьма удивился и даже упоминал об этом во время гоночного уикенда.

"Джоанна сказала, что удивляться тут нечему, - признавался Вильнёв. - Она никогда не доверяла Дидье".

Через две недели после этапа в Зольдере Формула-1 приехала в Монако, где Пирони, на тот момент единственный пилот Феррари, финишировал вторым. Затем было третье место в Детройте, после чего был поул на трассе в Монреале, которой только-только дали имя в честь Жиля Вильнёва.

"Я хочу посвятить этот поул Жилю, - заявил француз на пресс-конференции. - Ведь все мы знаем, что, будь он тут, поул выиграл бы именно он". Услышавший это высказывание Кеке Росберг, которому было суждено выиграть чемпионство в том сезоне, в сердцах сказал, что если бы не сам Пирони, то Вильнёв всё ещё был бы жив.

Довольно острое утверждение финна отражало мнение большинства на тот момент. Впрочем, враждебность окружающих мало сказывалась на результатах Пирони - француз начал показывать более-менее стабильные результаты, и многие предсказывали именно его победу в том сезоне.

Да, в Канаде гонка для Дидье сложилась крайне плохо - в заглохшую на старте Феррари француза врезалась Osella новичка Рикардо Палетти, и от полученных травм молодой пилот скончался через несколько часов (с тех пор смертей в рамках Гран-При Формулы-1 не было целых 12 лет вплоть до рокового майского уикенда 1994 года в Сан-Марино).

Однако затем Пирони убедительно выиграл в голландском Зандворте, финишировал вторым в британском Брэндс-Хэтче, попутно возглавив чемпионат впервые в карьере, и в очень приподнятом настроении приехал на свой домашний этап в Поль-Рикаре. Постлтуэйт так вспоминал сложившуюся ситуацию:

"С Дидье происходило что-то странное. Он столкнулся с большой личной проблемой, но она, кажется, совсем не беспокоила его. Он стал невероятно высокомерным и самоуверенным во всем, включая и тот факт, что сможет выиграть чемпионство".

Личной проблемой, о которой говорил конструктор, была интрижка француза с актрисой, которую он встретил на съёмках для французского журнала Paris Match, из-за чего его непродолжительному браку пришёл конец.

В Поль-Рикаре Пирони, будучи не в силах тягаться с соотечественниками из Рено, финишировал третьим, что, впрочем, не помешало ему увеличить отрыв до девяти очков от шедшего вторым Джона Уотсона (британец лидировал в общем зачёте на протяжении трёх этапов, но его сгубила серия из 6 безрезультативных гонок подряд). После Франции команды направились в немецкий Хоккенхайм...

В пятницу стояла сильная жара, однако ближе к квалификации погода испортилась и пошёл дождь. Случившееся с Пирони в тот день лучше всего описано в воспоминаниях всё того же Найджела Робака.

"Из пресс-центра отлично просматривалось место аварии, и я увидел как алая машина взлетела в воздух, направив нос точно в небо. Приземлившись сначала на заднюю часть, болид начал сильно кувыркаться и в итоге улетел на обочину. Случившееся до жути напоминало аварию Жиля Вильнёва.

Процесс вызволения Пирони из машины был сценой из ада. Дидье получил ужасные травмы ноги, которые были так распространены в начале 80-х (гонщики сидели буквально между передними колёсами), и пока Сид Уоткинс (долгие годы глава медбригады на гонках Формулы-1) с коллегами спасали ему жизнь, его окровавленное лицо было настоящей маской агонии".

По мере восстановления Пирони начал рассуждать о возвращении в гонки и Энцо Феррари даже пообещал ему место в одной из своих машин, однако всерьёз слова француза в паддоке не воспринимали и были правы - тогда в Хоккенхайме Дидье Пирони в последний раз в жизни сел за руль болида Формулы-1. Что касается шансов на титул, то они окончательно испарились за две гонки до финиша чемпионата, когда Кеке Росберг одержал свою первую (!) в том сезоне и в карьере победу на Гран-При Швейцарии - повторить своеобразное "достижение" Йохена Риндта (выиграть чемпионство посмертно), пусть даже и в менее трагичном ключе, Пирони не удалось.

Смирившись с окончанием автоспортивной карьеры француз решил направить свои соревновательные инстинкты в другое направление и занялся гонками на моторных лодках. Однако и тут судьба, видимо, ещё не до конца рассчитавшись с Пирони, настигла его. В августе 1987 года Дидье во время соревнований Needles Trophy вместе с двумя напарниками погиб около острова Уайт после того, как его гоночный катер Colibri взлетел и перевернулся на волне, поднятой танкером.

В паддоке Формулы-1 данная новость, конечно, была встречена с печалью, однако скорби было точно чуть меньше, чем могло быть.