8 мин.

Почему молодая звезда Макларена пока что выглядит как второсортный рента-драйвер

Вандорн преподносился некоторыми как ответ Макларена Максу Ферстаппену и как один из элитных гонщиков следующего поколения наряду с протеже Мерседеса Паскалем Верляйном и Эстебаном Оконом и подающими большие надежды Антонио Джовинацци и Шарлем Леклером из академии Феррари.

Молодой бельгиец выигрывал гонки во всех сериях, в которых участвовал ранее, включая японскую Супер Формулу. Более того, он чудесным образом заработал очко в выдающемся дебютном Гран-При Бахрейна в прошлом году, когда подменял травмированного Алонсо, став настолько лакомым кусочком для других команд, что Макларену пришлось попросить на выход душу команды Дженсона Баттона, лишь бы не упустить своё молодое дарование. И вот, перед стартом текущего сезона, от молодого гонщика Макларена ждали чуть ли не чуда, но в реальности первый полный сезон в Ф-1 пока явно не вписывается в планы Стоффеля.

В первых 5 гонках Вандорну ни разу не удалось выйти из Q1, тогда как его напарник прорывался в Q2 4 раза, а также квалифицировался в топ-7 на домашнем Гран-При Испании. Средний отрыв между Вандорном и Алонсо в квалификации составляет 0,601 сек, что равно дефициту примерно в 0,672% (не в пользу бельгийца). Если составить аналогичную таблицу для всех напарников в текущем сезоне, то это будет третьим худшим результатом после пары Масса-Стролл (1%) и Хюлькенберг-Палмер (1,451%; угадайте, в чью пользу в каждой из пар).

Впрочем, проблемы не ограничиваются одними лишь субботними выступлениями. Гонки Вандорну пока что тоже не удаются: последний финишировавший в Австралии; лишь впереди двух Зауберов в Сочи; глупый инцидент с Массой в Испании (за который Вандорн получил штраф); ещё одна авария в Монако и финиш предпоследним в Канаде, где Стоффель даже пропустил один из швейцарских болидов.

Конечно, отчасти бельгиец является жертвой нечеловеческой надёжности моторов одного японского производителя, из-за которой ему в Китае не удалось финишировать, а в Бахрейне - и вовсе стартовать. Конечно, продолжающиеся проблемы этого самого японского производителя отчасти усложняют жизнь молодому бельгийскому пилоту. Но это явно не на 100% объясняет, почему в данный момент Алонсо буквально уничтожает Вандорна.

Дела у Стоффеля идут настолько неважно, что его даже вызвали пригласили в штаб-квартиру Макларена в Уокинге перед Гран-При Монако на откровенный разговор о том, как завершить эту удручающую чёрную полосу.

В Макларене дипломатично заявили, что Вандорну трудно адаптироваться к высоким технологическим требованиям Ф-1 и в первых гонки сезона ему было трудно найти оптимальные для себя настройки к MCL32, из-за чего он значительно уступал в темпе напарнику.

"В этих [юношеских] категориях машина одинакова у всех, поэтому вы адаптируете свой гоночный стиль под имеющийся болид, - объясняет гоночный директор Макларена Эрик Булье. - В Формуле-1 всё по-другому: каждый уик-энд мы привозим новое переднее или заднее антикрыло, новое днище или новый обвес, так что баланс машины очень различается. И если в течение карьеры в младших сериях вам говорят управлять машиной каким-то одним образом, то в Формуле-1 вам нужно быть более гибким.

Здесь весь вопрос в опыте. Он учится, а команде стоит быть мудрее в плане шасси и настроек, чтобы сделать машину более подходящей к его естественному стилю пилотажа, потому что каждый пилот как имеет свой собственный стиль, так и выходит за его пределы, пытаясь пилотировать по-разному.

Для него важным является передача правильной информации своей инженерной группе, которая затем думает над этим с остальной частью команды. Машина уже построена определённым образом, поэтому для нас важно понять, как мы можем влиять на разработку, чтобы немного приблизиться к тому, чего хочет Стоффель, ведь мы не в состоянии полностью поменять философию машины. С другой стороны, нам нужно, чтобы Стоффель тоже понял и двигался по этому пути. Нам нужно встретиться где-то в середине и продолжать совместную работу".

Вандорну также пришлось иметь дело с грозным присутствием Алонсо на другой стороне гаража Макларена. Это нелёгкая участь для любого пилота Формулы-1, что уж говорить про новичка, который рос на победах Алонсо с Рено и его легендарном сражении с Михаэлем Шумахером.

"Когда Стоффель начал гоняться, Фернандо уже был двукратным чемпионом мира, поэтому, если у вас есть мечта оказаться однажды в Ф-1 и эта мечта сбывается, а ваш напарник - это тот парень, за которым вы наблюдали по телевизору 10 лет назад, это оказывается слегка ошеломляющим, - говорит Булье. - Вы сидите перед ним на брифингах и он говорит: 'машина имеет избыточную поворачиваемость', а вы в этот момент думаете 'эм, ну, у меня же была недостаточная', и вы начинаете терзать себя вопросами, думая что-то вроде 'этот парень, являющийся моей точкой отсчёта, говорит противоположное, значит мне нужно переосмыслить поведение машины'. Это замедляет процесс развития болида. Но, думаю, сейчас уже всё в порядке. Мы обсудили это и всё выяснили".

Уверенность и напористость очень важны в Формуле-1, где часто приходится видеть, как молодые пилоты прикладывают огромные усилия, чтобы их голоса были услышаны на фоне более опытного персонала в вопросах развития болида. Зачастую, конечно, и опытные инженеры ошибочно доверяют ощущениям пилота, доводя болиды до такого состояния, что некоторым просто невозможно выжать из них максимум скорости.

Некоторые могут поспорить, что пилоту следует просто адаптироваться - и одному голландцу самым лучшим это обычно удаётся - но часто можно видеть, как жертва всего в 1% скорости автомобиля в определённой области, к которой пилот особенно чувствителен, может обернуться выигрышем в 3%, что означает рост чистой скорости.

После Гран-При Испании Макларен запустил для Вандорна программу на симуляторе, в которой они сознательно снизили производительность автомобиля на 0,1. В результате бельгиец проехал на 0,35 сек быстрее просто потому, что чувствовал себя в болиде комфортнее.

"Это забавно, потому что инженеры говорят 'но ведь Льюис [Хэмилтон] пришёл и [сразу] начал выигрывать', - добавляет Булье. - Но ведь он проехал 45.000 км на тестах! Они просто забыли об этом, забыли о том, насколько отличается сейчас путь из младших категорий.

Сейчас Формула-Рено и Формула-2 представляют собой, по сути, то же самое, не считая большего сцепления и мощности. Но при переходе из Ф-2 в Формулу-1 отличаются дифференциал, аэродинамика, тормоза, двигатель. Всё совершенно другое.

Наш парень провёл всего 7 гонок [после Гран-При Монако], и ему явно не помог тот факт, что в первых трёх гонках этого сезона его преследовали проблемы в каждой сессии. А ведь вы видите, что Стоффель всегда остаётся очень спокойным и сдержанным, так что ему бы не помешала способность говорить. Думаю, ему даёт уверенности тот факт, что он нашёл способ делиться с нами тем, чего он хочет".

В Монако бельгиец прибыл в достаточно хорошом расположении духа, признавая, что не чувствовал "100%-ной уверенности в машине" в первых пяти гонках и что у него заняло некоторое время, чтобы "получить сцепление" с людьми в команде. У него было чувство, что Монако может стать намного более сильным уик-эндом для него, и несмотря на итоговый результат, так и вышло. Стоффель продемонстрировал хорошую скорость в свой первый визит в Монте-Карло в качестве пилота Формулы-1, выйдя впервые в жизни в Q3.

Да, у него были 2 аварии. В конце Q2 он задел барьер во второй части плавательного бассейна - тот же Ферстаппен знает, как просто это сделать, а первое в сезоне очко Макларена было потеряно в гонке, когда после рестарта Серхио Перес нырнул перед Вандоном в Сен-Девоте и холодные шины и тормоза бельгийца унесли его MCL32 в стену.

Но в данном случае важным был тот факт, что скорость бельгийца начала возвращаться. Это именно то, что Макларен надеется увидеть от пилота, в которого он так много инвестировал и хочет продолжать инвестировать в будущем. В Монако, согласно Булье, Вандорн был "снова тем Стоффелем, которого я знаю".

На самом сложном треке Формулы-1 Вандорн показал несколько реальных признаков жизни после серии разочаровывающих выступлений. Сейчас ему необходимо добиться стабильности: скорость должна остаться, к ней должны добавиться реальные результаты/очки и вместе с этим желательно избегать глупых аварий.

Что самое главное, Стоффелю нужно уже привыкнуть к присутствию Алонсо на другой стороне командного гаража. Одно дело - соперничество с Дженсоном Баттоном, который хоть и не управлял болидом с ноября и скорее подходил к той гонке, как к возможности поразвлечься, но был не так уж и далёк от него по темпу, и совсем другое - борьба с Фернандо, который по-прежнему голоден до побед и делает всё для того, чтобы показать другим топ-командам, что он по-прежнему чрезвычайно быстр (и ему это пока удаётся).

Но тем не менее, Вандорн, наконец, стал похож на того пилота Формулы-1, которого мы все ожидаем увидеть. Вероятно, уже через пару гонок станет окончательно ясно, вернётся ли к нам та самая молодая суперзвезда, вокруг которой Макларен в долгосрочной перспективе хочет выстроить команду, или Алонсо, уже чуть ли не открыто поглядывающий в сторону более быстрых команд, продолжит деклассировать своего напарника.