6 мин.

Уходящая натура - Марк Захаров

     Новый Год уже вступил в свои права, но год ушедший ещё не отпускает и у меня остался один  долг, который я посчитал нужным непременно исполнить. В году ушедшем мы   потеряли не только Гию Данелия, но и столь же гениального  режиссера известного на всю страну театра Ленком, Марка Захарова. И если в театре довелось побывать не всем, то уж фильмы  Захарова знают очень многие.

янковский

Ну вспомните! Одна заставка его экранизации "Двенадцать стульев" сразу  заставляет замирать в предвкушении. И музыка Гладкова какая изумительная, а уж актеры...!

 Легендарные «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова  экранизировал сначала советский комедиограф Леонид Гайдай, а затем, спустя пять лет, великий экспериментатор, всегда идущий в ногу со временем, Марк Захаров.

Обе комедии получились блестящими, что по сей день не мешает им оставаться конкурентами. Марк Захаров со своей авантюрной попыткой перещеголять Гайдая уже на стадии сценария знал, что его Бендером будет забракованный Гайдаем Андрей Миронов. А Воробьяниновым - Анатолий Папанов, который также пробовался в «Двенадцать стульев» Гайдая, но чем-то его не устроил.

Кстати, знаменитой песни "Белеет мой парус такой одинокий", которую поет Миронов, могло  и вообще не быть - она изначально не планировалась. Песню предложил автор текстов  Юлий Ким и она неожиданно стала сквозной темой фильма.

 Марк Захаров рассказывал: «Андрей Миронов – феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентного реалистического Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями».

Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима… Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким – Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите –   я играю»…                                                             

                                                                          "Формула любви" 

калиостро

Сценарий фильма был  написан Григорием Гориным и был весьма далек от оригинала - повести Алексея Толстого "Граф Калиостро". Так что вряд ли "Формулу любви" можно считать экранизацией. Первоначально  некоторых персонажей в сценарии не было. Александр Абдулов сам попросил Захарова дать для него небольшую роль и, благодаря этому, мы получили бесподобный дуэт, который забыть невозможно. 

Слова и музыку псевдоитальянской «Неаполитанской песенки» написал  опять же Геннадий Гладков. Она была составлена из отдельных зарифмованных, но никак между собой не связанных итальянских слов. При всей фантасмагоричности песни ее все же пришлось утверждать в литературном комитете, для чего цензорам предоставили вот такой «перевод:

"Прекрасная женщина, море, Верить и петь! Подари мне мгновение Самое прекрасное!" 

 На роль Фимки режиссер утвердил свою дочь, Александру Захарову. Многим такое решение показалось закономерным, но они даже не подозревали о том, сколько усилий ей пришлось приложить, чтобы переубедить отца, сомневающегося в ее актерских способностях.

Он даже не хотел ее брать в труппу «Ленкома» и предоставил худсовету право решать, нужна ли театру такая актриса. Впрочем, долгое время она там оставалась в массовке. А вот ее работа в «Формуле любви» отца порадовала – он остался доволен результатом.

фимка

 А между тем, Александра Захарова действительно очень одаренная актриса. И, хотя очень редко снималась в кино, но роль мошенницы в фильме "Криминальный талант" сыграла просто блестяще!  Те, кто этого фильма  не видел, много потеряли - очень необычный фильм, а уж концовка так и вообще) 

 А это вам несколько цитат на память о "Формуле любви" - фильме о мимолетности всего сущего...

―На что жалуемся? ―На голову жалуется. ―Это хорошо. Лёгкие дышат, сердце стучит.  ―А голова? ―А голова предмет тёмный и исследованию не подлежит.

!Ну вот юзерам нашего спорца не лишне об этом почаще вспоминать - что голова предмет темный и исследованию не подлежит:)

- Маргадон, один надо было зарядить...- А вы, оказывается, бесчестный человек, Маргадон.- Конечно! Если бы я был честным человеком, сколько бы народу в Европе полегло! Ужас!

―Степан! Степан, у гостя карета сломалась― Вижу, барин. Ось полетела.―И спицы менять надо...―За сколько сделаешь?―За день сделаю.―А за два?― Ну... Сделаем и за два.― А за пять дней?― Ежели постараться... можно и за пять.― А за десять? ―Ну, барин, ты задачи ставишь... За десять ден одному не справиться. Тут помощник нужен. Гомо сапиенс... 

                                                                 И какая же здесь музыка! Блеск!

 

                                                                          "Обыкновенное чудо"

Честно говоря, думаю этот фильм видели многие и там нового мало что скажешь. Ну и  я люблю  Шварца, а уж Леонова  в роли короля просто безмерно. Какие там диалоги - с ума сойти!

―Добрый день. Я король, дорогие мои.

―Должен предупредить гости мы беспокойные. Я страшный человек.―Да?―Да. Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен.

король

А вы знаете, что с «Куплетами администратора»  вышла совсем курьезная история. В этой невинной песенке про воробышка и бабочку усмотрели серьезную угрозу советской нравственности и потребовали ее убрать. Если бы не упорство режиссера, а также тот факт, что ее исполнил Андрей Миронов, любимец не только народа, но и партийных чиновников высшего ранга, – не слышать бы нам никогда этой чудной песенки. А помните с чего все начиналось?

"Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду."

 Было бы неправильно не упомянуть самый удивительный спектакль Ленкома "Поминальная молитва". Пьесу написал Григорий Горин по мотивам произведений Шолом-Алейхема. Думаю, там много взято из "Тевье молочника", да и имя главного героя тоже Тевье. Спектакль весь пронизан и своеобразным горинским юмором и, одновременно, вызывает острое чувство печали...

                                                                           "Сватовство"

Я не стал перечислять все работы Захарова в кино и, тем более, в театре. Их слишком много для небольшого псто в таком камерном бложеке, как мой. Что говорить - великий был мастер Марк Захаров и такие же великие актеры у него играли... Послушайте монолог Тевье - Леонова и, если у вас дрогнет сердце, то значит все  эти большие таланты жили и творили не зря.

 

свеча

"Вообще, я вам завидую. Ваше поколение как-то умеет умирать. Мы уже не то. Сгораем, как мотыльки на свечке..." (Поминальная молитва)