4 мин.

Маша и ожидание

Когда Рэя Брэдбери спросили, почему мы до сих пор не на Марсе, он ответил: «Потому что люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфон, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».

Жанр "фотографии турниров Большого Шлема" я открыл для себя всего лишь полгода назад. Ох, не знаю, да простит меня мистер Брэдбери, но бог с ней, с Венерой, когда я смотрю на фотографии с Австралия Оупен. Это же совершенный космос. Вспомните эту фотографию Джоковича:

Топоним под Джоковичем - как вишенка на до неприличия синем корте, вызывающем "легкие моменты отъезжания ума". Как будто дело происходит не на Земле, а на любимом Брэдбери Марсе, да вот чтобы зритель не запутался, ему и подписали: Мельбурн.

Фотки с Ролан Гаррос оказались, конечно, не менее круты. На официальном сайте можно любоваться Сереной с Эйфелевой башней - им обоим очень идет гроза, бесконечно оранжевым грунтом - ему очень идет Надаль, но всё же больше всего меня впечатлила фото из совсем другого жанра.

Это привет от Синди Шерман, как будто из 80-ых, когда та делала серию Untitled film stills - кадры из неизвестных фильмов - никогда такого фильма не было, но Синди так пронзительно попадала в наше коллективное узнавание, в зарождающийся постмодернизм - весь сюжет никогда не снятого фильма угадывался по одному кадру, по одной выражению лица.

Maria waits patiently as officials set up the podium for the trophy ceremony.

Ах, бедная Маша. Когда я показал это своей премудрой подруге, та сказала: "ну, бедная, да. Ну что поделать, селяви. Подумаешь - беда, бывают и посерьезней проблемы". Я крайне возмутился.

Ты, сказал я в ответ, не хочешь понять Машу! Маша не решает никакие серьезные проблемы. Но ведь и мы не очень решаем, так ведь? Маша запускает свою "большевичку". А вон та сумка Head, что лежит рядом - это тоже машина работа, maria sharapova tennis raquet bag называется, 70 долларов,кажется, стоит. "Мария очень счастлива оставаться в большой семье найк" - сказали на подписании контракта в 70 млн долларов, так что маечка Маши тоже работает. Вокруг нее другие символы рекламы - все они очень счастливы вместе с Машей дойти до финала престижного турнира. Какая пустота, какое равнодушие к тому, что происходит в машиной жизни!

Можешь ли ты, спросил я, представить машину жизнь? Моя подруга работает в одном дурацком журнале, так что немного представляет, наверное, я же - совсем нет. Я не могу себе представить, в какой отель после матча пойдет Маша, какого качества там будет мрамор в ванной, не представляю, какого уровня мужчина в смокинге вечером шепнет ей какой-нибудь секрет - это всё стратосфера для меня.

И вот из этой стратосферы, Шарапова вдруг дотягивается рукой до самого меня! Я не понимаю ничего в ее жизни, но я так понимаю ее чувства! Мне так легко понять, как пуста сейчас эта сумка Хэд рядом, как ничего она не значит! Если бы я вырос не в обычной советско-еврейской семье и носил крестик или могендовид, то он бы так же утешительно, просто, наивно и ласково обнимал бы меня в такой же момент! Я точно так же складываю руки вместе, потому что когда ты не можешь понять, что происходит, то прежде всего не знаешь, куда деть свои руки: попробуйте на минуту сесть в машину позу - это же не очень-то удобно, особенно когда ты устал. О, спросите об этом у Крамского в Третьяковке, у Ван Гога в Орсэ, у Веркора в "Молчании моря" - они большие мастера по вопросам рук!

Маша говорит, что старается ни о чем не жалеть - ну так это практически любимые строки моей мамы, про то, что "никогда, никогда ни о чем не жалейте, / ни потерянных дней, ни сгоревшей любви, / пусть другой гениально играет на флейте, / но еще гениальнее слушали вы" (поэт Дементьев) - я понятия не имею, как можно ни о чем ни жалеть, но в этом столько наивной надежды, столько  для нас, простых зрителей, опоры! Когда в животе вспорхают бабочки от невероятных обводящих ударов Надаля в полуфинале по задней линии Шатрие, сколько сил этот усиленный повтор "никогда, никогда" дает нам! А ведь у великих художников кисти с теннисной ракеткой, может быть, гораздо ярче горят другие, гораздо более высокие и мощные повторы русской поэзии - «Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана?». Это же совершенно невозможно понять, как не жалеть не о том, что ты вообще не умеешь играть на флейте, а почему, когда ты играешь так высоко, кто-то играет еще выше, у кого-то отношения с богиней музыки еще интимнее!

Маша укрыта этим полотенчиком, как маленькая девочка, и мне ее так жалко! Хочется обнять Машу, поцеловать и сказать: ну не расстраивайся, Маша, Бог с ней, с этой плохой Сереной, всё будет хорошо. Ты всё равно моя самая любимая теннисистка! 

Простите за обилие восклицательных знаков, в следующий раз я буду спокойнее.