8 мин.

Тренер, которого в НХЛ обвинили в расизме-в Екатеринбурге. Почему из этого вряд ли что-то выйдет?

Одной из главных новостей этого межсезонья стало назначение главным тренером Автомобилиста канадца Билла Питерса. Назначение это в некотором смысле получилось случайным, так как если бы не обвинения одного посредственного чернокожего игрока, Питерс до сих пор тренировал бы Калгари, а в некотором смысле и закономерным. Давайте посмотрим, как Автомобилист дошёл до приглашения канадца с опытом работы главным тренером в НХЛ.

Автомобилист должен был войти в состав КХЛ при её основании, но сделал это на год позже из-за недостатка финансирования. Команда была основана в 2006 году и 3 года неплохо выступала в Высшей лиге, один раз выйдя в финал. В дебютном сезоне (как и большинство команд дебютантов) Автомобилист во главе с Мареком Сикорой вышел в плей-офф, где даже смог зацепить одну игру у мощнейшего на тот момент Салавата Юлаева Быкова-Захаркина. Но после удачного старта были три провальных сезона. Сменилось много тренеров (Бякин, Ппопихин, Шаянов, Мартемьянов и Уланов в роли и.о.). Состав команды не тянул на чисто ВХЛовский, именно тогда дебютировали за команду Фёдор Малыхин, Никита Трямкин, Алексей Макеев, братья Стрельцовы. Были и поигравшие на уровне КХЛ игроки: Заварухин, Жмакин, Емелеев, заканчивавший карьеру на высоком уровне Пронин, ставший лучшим бомбардиром Автомобилиста за всю историю КХЛ Алексей Симаков. Однако ни в одном из этих сезонов команда даже не обозначала борьбу за место в плей-офф. Более того, в сезоне 2012/13, большую часть которого команда из Ельцинграда провела под руководством Игоря Уланова (человека, который в качестве тренера запомнился разве что эффективным жеванием жвачки) заняла последнее место не только на Востоке, но и во всей КХЛ. Автомобилист зашёл в тупик.

Начиная со следующего сезона, в Автомобилисте произошли значительные перемены. Тандем Емелин-Вайсфельд закрепил команду в зоне плей-офф, в Екатеринбург пришёл Якуб Коварж, появились другие качественные легионеры (Петружалек, Лепистё, Виклунд, Брюле). Да, та команда, которую после ухода тандема в Уфу возглавил Андрей Разин, ни разу прошла первый раунд, но объективно-для той команды это был потолок.

В 2016 году произошло событие, которое предопределило нынешнее положение клуба. Президентом Автомобилиста стал Андрей Козицын, генеральный директор и совладелец УГМК. Стало ясно, что в Екатеринбурге собираются строить новый топ-клуб КХЛ. Да, команда прибавила в качестве игры и зрелищности, болельщики, заполняющие старенький, но милый Уралец увидели по настоящему топовых игроков в составе любимой команды.Началась реализация проекта новой современной арены на месте снесенной телевышки. Но мечта о топ-клубе в хоккее у Козицына пока осталась нереализованной. И вот почему.

В первый сезон Козицына во главе клуба (когда Разина после неудачного старта сменил Владимир "НХЛ не смотрю, потому что ночью я сплю" Крикунов) каких-то громких трансферов со стороны новой команды не совершалось. Надо сказать, что Вайсфельда на посту генерального менеджера сменил Олег Гросс, по работе которого и в его последние годы в Уфе возникало слишком много вопросов (вспомним по сути открытую войну с Владимиром Юрзиновым). Да, угадали с легионерами. В команду вернулся Якуб Коварж, заиграли Франсис Паре и Михал Чайковски. Но политика по приобретению российских игроков вызывала множество вопросов. Имея за спиной мощные ресурсы, менеджеры Автомобилиста приглашали в команду игроков, Денис Бодров, Денис Куляш, Георгий Мишарин, Илья Крикунов. Эти игроки либо не были топами уровня КХЛ, либо их пик, как у Куляша уже прошёл и довольно давно. Автомобилист вернулся в плей-офф, снова проиграл в первом раунде и руководство решило сменить главного тренера.

На роль человека, который поведёт Автомобилист к Кубку Гагарина был назначен... Андрей Мартемьянов. Специалист, у которого к тому времени был аж один полноценный сезон в роли главного тренера клуба КХЛ. Тренер, которого уволили за неудовлетворительные результаты из Красноярска и Орска. Нельзя не упомянуть и о слухах к подверженности Андрея Алексеевича заболеванию под названием "русский грипп"(вы понимаете, о чём я). Назначили его, видимо, по одной причине- он местный воспитанник. Других видимых поводов для его назначения просто не видно.

Снова угадали с легионерами. Доус, Секстон и Да Коста- трио лучших бомбардиров команды в регулярке, и этим всё сказано. Команда выдала беспрецедентную серию из 18 побед подряд на старте сезона, легко и непринуждённо выиграв Восточную конференцию. Но уже тогда бросалась в глаза разбалансированность состава. При впечатляющем подборе хоккеистов в атаке не было приличного бэкапа, а в обороне Василевский, не заигравший в НХЛ Трямкин, Бодров, Батыршин, Вишневский, Лямин, Мишарин и Мамкин, не отвечающие по разным причинам задачам топ-клуба, ну и Кирилл Кольцов, подписание которого стало одним из символов невнятной селекции Автомобилиста в данном направлении. Стали возникать подозрения, что команда в плей-офф ненадолго. Так и получилось: пройдя в первом раунде Трактор, который скорее всего прошёл бы даже Автомобилист сезона 12/13, во втором раунде команда натолкнулась на Салават Юлаев, неровно проведший регулярку, но преобразившийся в плей-офф. Финское трио из Уфы творило, что хотело, в то время как екатеринбургские легионеры просто растворились на поле.

По селекции в межсезонье никаких выводов сделано не было. Снова россыпь форвардов, пустота за спиной Коваржа и очень средний подбор защитников. Негативно сказалось и возвращение в Екатеринбург Павла Дацюка. За ту зарплату, которую ему положили в родном городе- постоянные травмы и игра в третьем звене- это явно не то, чего от него ожидали. Кроме того пошли слухи о его конфликте с капитаном Найджелом Доусом, а также о том, что Дацюк, попавший под сильное влияние одной существа, ввёл запрет среди игроков на употребление снюса и насвая, а также мата. Если про наркотики ещё можно понять, то мат- неотъемлемая часть любой хоккейной раздевалки. Это не могло не создавать напряжение в команде. Снова уверенно начав розыгрыш регулярки (на этот раз 8 побед подряд и лидерство в КХЛ), после поражения от Спартака Автомобилист как будто подменили. В 14 матчах команда потерпела 12 (!!!) поражений и опустилась на последнее место на Востоке. Потом ситуация выправилась (а как её не выправить с таким подбором в атаке) и команда поднялась на четвёртое место в конференции. Но уже в первом раунде неуступчивая, игравшая от соперника Сибирь не оставила Автомобилисту практически ни шанса на проход дальше. Тут необходимо упомянуть и о роли Николая Заварухина в этой победе. Работавший помощником Крикунова, а затем первый сезон Мартемьянова тренер, отвечавший за большинство, на молекулы разобрал игру своей бывшей команды.

В межсезонье контракт с Мартемьяновым продлён не был. Взамен не без помощи Павла Дацюка, который стал теневым генеральным менеджером, в Екатеринбург был приглашён Билл Питерс. Канадец по-прежнему был бы главным в Калгари, если бы не одна посредственность, решившая о себе напомнить на волне "борьбы против расизма". Но никаких успехов в качестве главного тренера он не добился. Да, был помощником Бэбкока в Детройте, но красные крылья к тому времени уже прошли свой пик. Много вопросов вызывает приглашение в тренерский штаб Германа Титова. Человека, не добившегося абсолютно ничего в тренерской работе, но умеющего красиво говорить. Создаётся впечатление, что в случае, если у Питерса не пойдет, главным станет... да-да, любитель атакующего советского хоккея. И вот тогда болельщикам клуба из столицы Урала не позавидуешь. Я знаю, о чём говорю.

До сих пор вызывает вопросы и селекция. Подписания Арзамасцева и Геноуэя, возвращение Тимашова, выкуп Зборовского- это хорошо, но защитная линия по-прежнему выглядит недоукомплектованной на фоне других команд Востока. Потерю Доуса решили возместить количеством пришедших форвардов. Но ни Станислав Бочаров, проведший лучший сезон в карьере, ни местный воспитанник Алексей Макеев, ни игрок нижних звеньев Куликов, ни вернувшиеся из скрытой аренды в Риге Протапович и Сетдиков даже все вместе не способны заменить главную звезду команды (наравне с Коваржем). Плюс недавно произошёл слив зарплат Автомобилиста в издании "Бизнес онлайн" Если 70 миллионов местного воспитанника (но отнюдь не звезды) Анатолия Голышева, а также размеры контрактов новичков ещё можно понять, то деньги, которые платят Бодрову, Мамкину, Мозеру, Куликову абсолютно несоразмерны их игре на льду. При этом платёжка команды, с учётом Никиты Трямкина, который может уехать в НХЛ, практически забита.

Резюмируя всё выше написанное- Автомобилисту в этом сезоне вряд ли светит что-то большее, чем выход во второй раунд плей-офф. Тренер-легионер без опыта работы в России, невнятный помощник, недокомплект в обороне, по-прежнему идущий перекос в сторону атакующих игроков. Ну и наверное самое главное-невнятный менеджмент, который, скорее всего, занимается традиционной русской забавой на букуву Р. Интересно, сколько ещё Козицына будут обводить вокруг пальца.