11 мин.

Скаут Анатолий Федотов: о талантах в хоккее, агентах и карьере за океаном

Скаутская работа – одна из самых интересных в спорте. Открытие талантливого спортсмена в какой-нибудь глубинке сродни обнаруженному сокровищу, поэтому многие мечтают когда-нибудь стать спортивным скаутом и явить миру гения. Чтобы побольше рассказать об этой профессии, мы взяли интервью у Владимира Анатольевича Федотова, главного скаута Академии хоккея имени Петрова.

Справка: Анатолий Федотов – экс-защитник «Динамо» (Москва), «Виннипег Джетс», «Анахайма», «Сан-Диего», «Молота-Прикамье» и «Витязя». Чемпион СССР-1990, СНГ-1992, двукратный чемпион Европы среди юниоров, чемпион мира среди молодёжных команд, финалист Кубка Канады 1987 года

 Сборная СССР на Кубке Канады 1987 года. Анатолий Федотов - в верхнем ряду второй справа

- У вас за плечами огромный опыт в качестве игрока. Почему после ее завершения решили стать именно скаутом, а не тренером как многие игроки?

- Наверно каждый после завершения карьеры вынашивает идею стать тренером. И у меня был короткий опыт работы в клубе ВХЛ «Рязань», от которого поступило предложение, но в процессе работы мне было крайне тяжело переносить длительные перелёты и переезды по всей России. Сказались последствия автомобильной аварии и многочисленные операции. А вот в профессии скаута я увидел долгосрочную и интересную перспективу, ведь задача скаута найти игроков, увидеть их потенциал, работать с ними много сезонов, знать об игроках все плюсы и минусы, непосредственно участвовать в развитии игровых и человеческих качеств. Помогать выбрать им правильный путь для достижения спортивных побед.

Сейчас скаутская и селекционная служба является одной из важнейшей в системе любого клуба. Во времена СССР тоже велась такая работа, правда эти люди были не на слуху, но делали свою работу достойно. Тогда ведущими клубами страны отбирались перспективные игроки, как правило, кандидаты в различные сборные.

 - Безусловно, для этой профессии нужно обладать рядом особенных качеств и навыков. Чем необходимо обладать хоккейному скауту? 

 - Задача скаута состоит в том, чтобы увидеть потенциал игрока. Как бы заглянуть в будущее и понять на что он способен, чем он будет выделяться, какой у него характер и психологическая устойчивость. Скаут должен всё подмечать в игроке все хоккейные качества, такие как катание, техника, игровое мышление, нестандартные решения, координация, физические качества, трудолюбие, терпение и многое другое. Безусловно, важно прислушиваться к тренерским советам, ведь люди имеют огромный опыт за плечами и могут объективно посоветовать игроку. В отличие от «доброжелателей» и родителей, которые говорят игроку: «Да ты в порядке!», учат играть, как они это видят, и тем самым делают ему медвежью услугу.

 - А нужна ли лицензия/аккредитация?

 - Что касается специальной лицензии, то такого нет и никогда не было. Нужно иметь спортивное образование и пройти собеседование в клубе. Вот там требуется не только интуиция или опыт, но и знание регламентов, нормативных актов.

 - Чья селекция сейчас считается лучшей?

 - Могу привести пример человека, который более 40 лет проработал в ЦСКА – это Борис Моисеевич (Шагас – прим.ред). Он очень успешно проработал в армейском клубе и вырастил десятки мастеров, которые достигли больших побед на всех Аренах мира (чемпионы Олимпийских игр, чемпионы мира, Европы). Да, у него были некие инструменты для отбора, поскольку раньше был безоговорочный призыв в армию. Но надо было понимать, кого и под какие задачи набирать.

 Борис Моисеевич Шагас

Если рассматривать сегодняшние скаутские структуры, то наверно одной из наиболее успешных назову ЦСКА. Детская школа ЦСКА идет на первом месте по Москве, побеждает на многих соревнованиях и большое количество игроков являются кандидатами в сборные Москвы и России. Есть с кого взять пример: это Трощинский А.Б, Немков М.В и Сокольникас С.П, отвечающие за селекцию и отбор молодых хоккеистов в клуб. Работают профессионально, современно и дают результат.

- Как много игр вам приходится смотреть в сезоне среднем?

- Да, работа объемная, иногда приходится смотреть онлайн, но чаще всего выезжаю на игры разных возрастов, чтобы увидеть новые таланты или посмотреть на своих, убедиться, совпадают ли рекомендации тренеров и помощников. Объять необъятное – невозможно, но я всегда посещаю финалы всероссийских турниров, где участвуют команды из разных городов. Так можно посмотреть большое количество игроков не из Москвы за короткий срок.

- С какого возраста начинают вести игрока?

- Наверно, все-таки интересны игроки 12-18 летнего возраста. Им надо создать все условия для хорошего обучения в Академии. Составить план работы по последним методикам тренировочного процесса, правильное восстановление и соревновательный процесс.

- Скауты при Академии – это распространенное явление? Много ли хоккейных академий в России имеют своих скаутов (кроме академий при клубах КХЛ)?

- Детально не смогу ответить по количеству, но отмечу, что многие клубы активно следят за подрастающей молодежью. Отмечу «Академию Фетисова»: у них неплохой молодой тренерский состав, директор Академии Спицин И.Б. внедрил и развивает перспективную систему обучения детей, по которой много лет работают в других хоккейных странах мира. Но у них развитие проходит до определенного возраста, и ребятам нужно куда-то переходить. Поэтому очень важно налаживать мосты с другими клубами, чтобы у ребят было спортивное будущее. Что касается нашей Академии, то мы конечно, хорошо стартовали, но в перспективе нам потребуется дочерний клуб. В этом случае у юниора будет выбор, где продолжить карьеру. В планах – создание собственного клуба МХЛ, но поживем – увидим.

- Критериев отбора очень много, от игровых до психологических. Какими руководствуетесь вы?

- Помимо игрового мышления и катания, это какие-то нестандартные решения, выходящие за рамки схем. Где-то поступил в разрез правилам и создал интересный момент – вот это обращает на себя внимание. Бросать по борту или играть без ошибок – это неплохо, но в этом нет красоты хоккея. Был такой защитник – Фил Хаусли, очень известный игрок. Некоторое работал в сборной США тренером по защитникам. По «плюс-минус» у него было от -12 до -20. Казалось бы, что за авантюрист, а не защитник? Но он каждый сезон набирал от 40 до 90 очков (гол +пас). Если человек имеет право на ошибку, то на другой чаше весов должно преобладать такое количество факторов, благодаря которым он берет это право. А если защитник набирает одно очко, а в обороне привозит минус 20, то от него вообще нет толку, ни спереди, ни сзади.

Фил Хаусли/ Getty Images.

- Сможете ли забраковать отличного игрока, если у него проблемы с психологией?

- Забраковать я не смогу, поскольку ему нужно помочь, рассмотреть его игру со всех сторон, объяснить и дать ему еще время. Вот пример, когда игрок хорошо выступает во внутреннем чемпионате, то он может играть хладнокровно и уверенно. Но когда цена ошибки возрастает, в играх за сборную, например, то потенциал игрока сужается с 10 моментов до 3, и это может давить на него, поскольку он боится ошибиться. Иногда это позитивно влияет на игрока, он как-то корректирует себя, преодолевает волнение и выходит играть с новыми силами. А некоторых это сковывает, они боятся сесть в запас или выпасть из состава. И чем ближе к собственным воротам, тем крепче нервами должен обладать игрок. Цена ошибки вратаря – гол, цена ошибки защитника – в лучшем случае, бросок. Ясно, что у нападающих руки больше развязаны в плане созидания, ведь сзади есть тыл. Но справляться с волнением все равно нужно. Поэтому с игроком надо разговаривать и настраивать его.

- А если он кричит на партнеров?

- Лидерские качества все равно нужны, чтобы подстегнуть или завести команду. Но, с другой стороны, они дисциплинируют самого игрока. Если ты требуешь от других, то как минимум сам должен соответствовать. Иначе прилетит в ответ. Вот, например, Радулов – это человек себе покоя не дает, потому что требует, в первую очередь, от себя. У него self-confidence - я сегодня сыграл хорошо, а завтра я еще лучше сыграю. Что отличает лидера? Он забирается на самый топ, и все равно видит перед свою цель – обойти всех по показателям или побить рекорды. Как только он добивается этого, то ищет таких же лидеров, как он сам. Взять сегодняшний пример – Овечкин. Человек уже состоявшийся, но нельзя сказать, что он успокоился. Он продолжает покорят новые вершины, ежегодно бьет рекорды НХЛ и радует болельщиков.

- После сбора информации об игроке, следите ли вы за его судьбой?

- Всегда интересно узнать, даже случайно. Спрашиваешь в разговоре с коллегами по цеху, тренерами: «Как там мой подопечный?».

- Можете ли вы как-то повлиять на его будущее?

- Могу: советом, рекомендацией, пожеланиями.

- Кого удалось вам разглядеть в вашей работе?

- В профессиональной деятельности я пока не могу себя отметить. А что касается наблюдений – Никита Зайцев нравился как игрок еще с молодежки. Он правильно поступил, что решил сначала закрепиться в основе ЦСКА, а только потом покинул страну.

- Вы поиграли по обе стороны океана. Стоит ли молодым игрокам сразу рвать в НХЛ или же лучше «обрасти мясом» дома?

- Я убежден, что игроку лучше всего начинать здесь, потому что, приезжая в НХЛ, нужно отличаться европейским стилем. Если уезжать за океан, не приобретя никаких отличий от американского стиля, то там затеряться проще, чем продолжать здесь свое развитие и приобретать игровую практику. Все это может надломить, особенно в юношеском возрасте и тем более в чужой стране, где нет ни друзей, ни родителей. Наверно мы и отличаемся тем, что больше возимся с игроком. А там уже смотрят на готового игрока. Хотя вот Тарасенко, который с Зайцевым играл по одному возрасту, сумел уехать рано и доказать там свой профессионализм.

- Сможет ли введение процедуры драфта повысить конкурентность КХЛ? Как это отразится на работе скаутов?

- Это глобальный вопрос, нужно смотреть на практике. Но это точно добавит лиге конкуренции.

- Скаут «Сент-Луиса» Алексей Старовойтов сказал следующее: «Русские мечтают об НХЛ до первых больших денег в КХЛ». Насколько близко к правде это утверждение? 

- Деньги, конечно, никто не отменял в работе, а я считаю, профессиональный хоккей – это колоссальный труд и работа, поскольку игрок лишается много, посвящая себя спорту. Но я бы не стал однозначно заявлять. Любой амбициозный игрок хочет покорить все арены мира, попробовать свои силы. Право выбора всегда за игроком. Наверно у него были какие-то личные примеры для такого высказывания.

Были. Речь шла о русских игроках, которые приезжали в Америку и даже не учили язык.

- Это уже другой вопрос и не про деньги, а язык учить надо. И сейчас есть возможность подготовить себя к этой среде, подучить язык в Интернете. Как минимум, базовые знания нужны. На своем примере могу сказать, что наше поколение приезжало (в США – прим.), и буквально им нужна была нянька. В первые недели пребывания было реально трудно заказать что-то по меню: просто показывали пальцем на картинки в меню.

То же самое в раздевалке: проходил массажист, предлагал полотенца, и я показывал первое время жестом на полотенце, потому что даже не знал, как это сказать на английском. Так же и со многим другим: шнурки, отвертка, пила, изолента и тд. Там, выходя с арены, ты предоставлен самому себе и английский язык нужен везде и всегда.

- Как справлялись?

- Спрашивал советы, записывал слова. Я нередко выезжал за границу с юниорской и молодежной сборной, и думал, что я что-то знаю и смогу общаться на английском хоть слегка в первое время. А приехав в Северную Америку я понял, что я ничего не знаю. Банально не знал, как сказать «тормозные колодки» когда в первый раз приехал в автосервис. Так же и многое другое, то что нужно в повседневной жизни.

- Кто вам помогал в США?

- В бытовых вещах в первый год помогал агент: открытие счета, подписание страховки и многое другое. Но потом, чтобы его не дергать каждый раз, приходилось учить, записывать, запоминать, практиковаться везде по мере возможности. Потом, конечно, начинаешь привыкать. Уже понимаешь речь, но сказать трудновато. Со временем этот барьер пропадает, начинаешь спокойно общаться и испытывать даже комфорт. Последняя фаза – это когда ты начинаешь уже думать на английском.

 - Нужно ли юниорам уже иметь своего агента?

 - Я не буду глубоко вдаваться в разноплановость стран, потому что есть некие ограничения по работе с юниорами. Допустим, с 16 лет он только может вступать в разговоры с игроком. На мой взгляд, юниорам, которые задумаются о перспективах, и которых вызывают в различные сборные уже можно потихоньку знакомиться и общаться с агентами. Не нужно сразу подписываться, а лучше изучить и понять, что за человек и какую цель он преследует. Все-таки вступать в долгосрочные отношения лучше с людьми, с которыми комфортно себя чувствуешь. И лучше начать знакомиться с более раннего возраста.

 - Как вы оцените условия в Академии хоккея Петрова? Успели заметить перспективных ребят?

 - Условия просто превосходные, тренерский штаб подобран идеально, все квалифицированные и опытные ребята. Нужно немного времени, чтобы выйти на полный оборот и показать достойные результаты. Пока что первые итоги подводить рано.

 - Дайте пожалуйста профессиональный совет ребятам

 - Спортивная жизнь длинная, поэтому всегда надо проявлять свой характер. Тянуться к лидерам и учиться у них, подсматривать какие-то тонкости, которые будут полезны. Не то, в чем игрок ходит, а то, как он играет и работает. Потом все-таки нужно прислушиваться не только к маме и папе, а больше к тренеру, потому что его опыт может существенно помочь в развитии. И напоследок – никогда не останавливаться, не сдаваться если что-то не получается, преодолевать трудности, проявлять характер, трудолюбие, волю не останавливаться на достигнутом и всегда ставить новые цели!

Пресс-служба Академии хоккея имени Петрова