9 мин.

Почему «Шарлотт Хорнетс» похожи на Россию

1. Во главе всего – царь

Театр начинается с вешалки, а клуб НБА – с владельца.

Есть много научных работ, которые пытаются проанализировать влияние тренера на индивидуальные показатели игроков в разных видах спорта. Ученые приходят к выводам, что, например, смена тренера в случае плохих выступлений никак не влияет на результат. Публикуются работы, в которых доказывается, что тренеры в НБА различаются только между собой, но ни один из них не показывает способностей преодолеть границу статистической погрешности в достижении побед и что тренера в НБА можно заменить на ту же вешалку и ничего не изменится.

Мне лично ближе оценка Билла Симмонса, который в подкасте прикинул, что отменный тренер может сделать свою команду примерно на 20%, а откровенно плохой тренер – процентов на 30 хуже. Короче говоря, мне хотелось бы верить, что тренер вообще что-то значит. Хотя статистика утверждает, что даже топовый специалист, более пяти лет работающий с одной командой, может записать себе в актив только на две победы выше среднего показателя по лиге.

При этом мало кто говорит о влиянии владельцев. Сколько побед может отобрать у команды владелец-самодур (Джеймс Долан и «Никс»)? А неразбериха на самой верхушке власти (семья Басс и «Лэйкерс»)? А владелец-клоун (Вивек и «Сакраменто»)?

Об этом мы никогда не узнаем хотя бы потому, что мы не в курсе влияния этих людей на политику клуба. Даже в эпоху всеобщей прозрачности, когда все знают всё про всех и при этом очень быстро, слухи про вовлеченность владельцев в дела клуба не дают нам полной картины. Судить остается только по получившим огласку делам и решениям. (Ну или комедийным зарисовкам про Ранадиве и выбор Стаускаса на драфте).

По слухам, любое решение проходит в «Шарлотт» через Джордана. Это нормальная практика, но в стане болельщиков «Хорнетс» все равно царит атмосфера непонимания того, кто же на самом деле рулит клубом. В «Кливленде» выступает первый в истории играющий тренер-генеральный менеджер, но пока этот спектакль Короля и его театра марионеток приносит победы, вопросов не возникает. Если Джеймсу так удобно и это работает, то на здоровье.

В «Шарлотт» мутное распределение обязанностей ни к чему путному пока не приводит.

Наш царь был великим игроком. Теперь он, судя по всему, занимается микроменеджментом и де-факто является генеральным менеджером. Дэрил Мори утверждает, что на посту генерального менеджера очень сложно избежать предвзятого отношения к игрокам, которые тебе напоминают тебя самого. «Шарлотт» же на драфте выбирают игроков, которые подходят под определенный шаблон. Джордану в первую очередь нравятся победители по духу, которые имели успешную карьеру в играх за колледж (Моррисон, Огастин, Кемба, МКГ, Камински). Предполагается, что даже если у этих игроков есть какой-то серьезный недостаток, то именно «дух победителя» все исправит. Предполагаю, что именно поэтому «Хорнетс» закрывали глаза на недостаток атлетизма и диабет Моррисона, рост Кембы, технику броска Кидда-Гилкриста и возраст Камински.

Поэтому бессмысленно рассуждать, кого «Шарлотт» выберут под 11 номером на драфте-2017. Как скажет Светлейший, так и будет.

(Да и еще к слову. Со следующего сезона «Хорнетс» будут единственной командой, игровую форму и атрибутику которой будет производить не Nike. Продукцию какой компании будут носить игроки «Шарлотт»? Другого ответа и быть не могло. Jordan Brand, конечно).

(Еще один интересный факт. С тех пор как Джордан стал мажоритарным владельцем «Шарлотт», ни один игрок этого клуба не носил майку с номером 23).

2. В руководстве процветает кумовство

Брат Майкла, Лэрри Джордан, до 2013 года занимал в клубе должность директора отдела специальных проектов. Получил повышение и стал директором игрового персонала. И при этом сменил на данном посту товарища по имени Базз Питерсон. А Питерсон был соседом Джорданапо комнате в колледже. Сам Майкл был у Питерсона шафером на свадьбе.

В клубе находятся места для друзей Джордана – Рода Хиггинса и Патрика Юинга.

И даже дети Майкла, Джеффри и Жасмин, тоже занимают маленькие посты в организации.

Совпадение?

3. Сюда никто не хочет ехать

Подписание любого свободного агента с большим именем становится для «Хорнетс» серьезной головной болью. Кафельников вот может поиграть с потенциальным спонсором и тот будет готов подписать какие угодно бумаги. В НБА, похоже, такая система не работает.

«Шарлотт» и без того занимают 21 место в рейтинге размера медиарынка, так еще и обладают крайне сомнительной репутацией и по причине одиозности владельца, и за счет невыразительной игры в последние несколько лет. Игроки НБА всегда при выборе нового места работы будут ориентироваться на среду – город, историю, болельщиков, тренера, перспективы погони за титулом и тому подобное. «Хорнетс» по любому критерию занимают место ниже среднего, поэтому  когда с «Шарлотт» подписывает контракт, например, Эл Джефферсон, то все воспринимают это как удачу руководства чисто из принципа «ну хоть кого-то удалось в нашу деревню заманить».

Чтобы удержать игроков в «Шарлотт» надолго, им приходится переплачивать. Что приводит к ситуации, когда…

4. Денег нет, но вы держитесь

Финансы расходуются непонятно куда. Это вообще больная тема для местного менеджмента, когда не заслуживающие огромных зарплат люди получают десятки миллионов долларов.

Допустим, вот Пол Милсэпп решает отказаться от опции игрока и выйти на рынок свободных агентов грядущим летом. «Хорнетс» он бы очень пригодился, но шансов его подписать у них практически нет. И не только из-за пункта №3.

Дело в том, что платежная ведомость «Хорнетс» забита под завязку уже сейчас. У команды, не попадающей в плей-офф, 10-я по величине платежка в лиге! При этом 22.1% от всего зарплатного фонда приходится на Николя Батюма, кусочек в 13.8% отхватил себе Майкл Кидд-Гилкрист и еще по 13% Майлз Пламли и Марвин Уильямс. Четыре человека связывать свое будущее с которыми – очень рискованное дело. Три плохих и один чудовищный контракт, которые через год рискуют превратиться в три очень плохих и один айзеятомасовский, то есть, простите за выражение, днищенский.

Спросим у Адама Смита, что он думает по поводу подобного расточительства «Хорнетс»: «Нет никакого интереса нанимать этих рабочих, если бы он (глава компании) не мог рассчитывать получить от продажи изготовленных ими произведений что-нибудь сверх суммы, достаточной лишь на возмещение его капитала; точно так же он не был бы заинтересован затрачивать больший капитал, а не меньший, если бы его прибыли не соответствовали величине употребленного в дело капитала».

В точку. Старина Смит наверняка бы поставил по максимуму айзей каждому контракту.

Майлз Пламли в «Хорнетс» – это действительно уникальный случай обмена, при анализе которого рациональное мышление надо отключать, а поиск причинно-следственных связей даже начинать бессмысленно. И чем дальше, тем хуже. Пламли в минувшем сезоне занял седьмое место в рейтинге худших соотношений зарплаты к игровым минутам за сезон. Вы только вдумайтесь: Майлз Пламли получал за минуту на площадке 25 826 долларов и в этом рейтинге из действующих игроков проиграл только Джерриду Бэйлису, Тьяго Сплиттеру, Чендлеру Парсонсу и Яну Маинми.

Из всех последних бизнес-решений «Шарлотт» удачным мне видится только переподписание Коди Зеллера на адекватную сумму. Все остальные решения сегодня заставляют задаваться вопросом о компетентности нашего генерального менеджера:

  • Отказ от выбора на драфте под 22 номером в пользу Марко Белинелли не оправдал себя, поскольку итальянец первую треть сезона смотрелся довольно внятно в качестве 6-7 игрока ротации, потом с натяжкой дотягивал и до этого звания, а в конце сезона вообще казался лишним на площадке и не мог найти себя. При этом выбранные после 22 номера игроки уже в первом сезоне проявили себя и могли бы пригодиться «Хорнетс» (Брогдон, Юлис или Мюррей хорошо бы смотрелись за спиной у Кембы, а Зубац или Лабиссье избавили бы от необходимости выменивать Пламли).

  • Подписание Роя Хибберта казалось удачным ровно одну игру

  • Расставание с Троем Дэниэлсом больно щелкнуло «Хорнетс» по носу, поскольку Дэниэлс прижился в «Мемфисе» и обошелся бы дешевле Сэшнса

  • Сэшнс два года гонял в «Вашингтоне» за два миллиона в год и вдруг ему из «Хорнетс» прилетает предложение – 12 на 2 года. С полной гарантией.

Боюсь, если Симмонс решит возродить саммит худших генеральных менеджеров лиги, то Ричу Чо точно найдется на нем место. Заодно и выступит на нем с презентацией на тему «Как сказать владельцу «Окей, босс» сотней разных способов».

рич чо

5. Мы застряли в болоте, и нет ясного вектора развития

«Существующая система управления страной представляет собой набор хаотичных мер, не связанных между собой единой стратегией. За эффективность принятых мер никто не несет ответственности», – говорит нам в своем докладе Николай Чуканов. По-моему, очень похоже на «Шарлотт Хорнетс».

К примеру, межсезонье для «Хорнетс» началось с новости о продлении контракта с Ричем Чо. Хорошая это новость или плохая? А никакая. Потому что Рич Чо насобирал авоську таких контрактов, что в межсезонье у него почти не будет шансов в имеющейся команде что-то изменить. Денег под потолком нет. Все активы, которые желательно было бы сплавить – на минимуме своей ценности. Так что ему остается только надеяться, что команда спасет его голову от плахи за счет внутренних ресурсов и естественного прогресса.

А что, можно рассчитывать на резкий скачок внутрикомандной эволюции? Вообще-то надежда есть. Батюм вот решил не играть за сборную Франции на Евробаскете – можно рассчитывать, что в следующем сезоне он будет свеж и готов к новым подвигам. Плюс травмы в минувшем сезоне отобрали у команды по данным статистической модели 5.7 побед – именно столько примерно не хватило «Хорнетс» для попадания в плей-офф. Плюс можно вспомнить, что в отсутствие Коди Зеллера мы выдали отрезок в 3 победы при 17 поражениях. Также вспомним, что «Хорнетс» выиграли 8 и проиграли 14 игр с разницей в счете менее пяти очков (0-9 при разнице меньше трех очков), а также проиграли все 6 игр, чей исход решался в овертайме.

Болельщику «Шарлотт» остается лишь уповать на авось. Вдруг, мол, Пламли начнет оправдывать свою зарплату? Или Тревеон Грэм станет добротным 3&D со скамьи? А вдруг выстрелит выбранный под 11 номером новичок? Авось сдюжим в концовках и травмы нас не затронут?

Только вот задача руководства страны или профессионального клуба – выстроить такую систему, в которой бы этому самому «авось-фактору» уделялось бы минимальное значение. Чтобы болельщик/гражданин смотрел на кипящую деятельность по развитию своей Родины/любимого клуба и у него сердце радовалось. Чтобы можно было искренне признать, что люди на высоких постах делают все для максимизации потенциала имеющихся активов и при этом видят перспективу, что у них есть запасные варианты и внятный план движения вперед.

Если этого нет, а есть только авось и «Крестовский»/Майлз Пламли – то не обижайтесь, если вдруг окажетесь на свалке истории. Ведь вы этого и добивались.

Фото: REUTERS/Jeremy Brevard-USA TODAY Sports,Э Brett Davis-USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Mike Ehrmann, Streeter Lecka