8 мин.

«Физкультура в школе нужна не для зачетов, а чтобы ребенок был здоров». Учитель рассказывает о школьной программе по физкультуре и том, что в ней хочется изменить

Физкультура или просто физ-ра: у кого-то она была самым нелюбимым предметом в школе, а кто-то наоборот ждал урока в спортивном зале, чтобы отдохнуть от сидения за партой. У ряда школьников те уроки сформировали стойкую неприязнь к физическим упражнениям, поэтому они возвращались к занятиям фитнесом и спортом уже в более зрелом возрасте, и цель была совсем другая: не сдать зачет, а сбросить лишний вес или преодолеть кризис среднего возраста через участие в любительских соревнованиях.

В чем может быть проблема такого неоднозначного восприятия физкультуры? Как молодые специалисты попадают в школы, с какими проблемами сталкиваются, что стоило бы изменить в существующей системе физического воспитания?

Рассказывает тренер бегового клуба Personal Best Мария Гюппенен, которая успела поработать учителем физкультуры, тренером в Центре физической культуры, а затем переключилась на работу со взрослыми любителями бега.

Откуда берутся физруки и есть ли дефицит кадров в школах

В Санкт-Петербурге несколько ВУЗов, где готовят будущих преподавателей и тренеров: Национальный государственный университет имени Лесгафта, Педагогический университет имени Герцена, ЛГУ имени Пушкина (там есть факультет физической культуры). После трех лет обучения в Лесгафта у меня появилась возможность устроиться на работу в школу.

Сейчас в школы приходит много молодых учителей, дефицит кадров не ощущается.

Зарплата зависит от количества выработанных часов. Также можно добирать нагрузку секциями. Это так называемое дополнительное образование – школьные спортивные клубы, в рамках которых работают различные секции. После уроков школьники могут заниматься баскетболом, волейболом, легкой атлетикой. 

Иногда учитель приходит в школу, а там уже есть какие-то секции, иногда можно что-то предложить от себя. Что умеешь, то и ведешь. Государство дополнительно оплачивает учителю работу в такой секции.

Я дополнительно вела подвижные игры в начальной школе, а в старшей у нас были волейбол, легкая атлетика, бадминтон. Бадминтон и легкую атлетику вели внешние тренеры, которые не работали в школе. Это распространенная практика, когда совмещают работу в спортшколе и в секции общеобразовательного учреждения.

В школьной программе есть пространство для творчества

Школьная программа по физкультуре существует в формате методических пособий. Они общие с акцентами по четвертям. Например, в первой четверти идет легкая атлетика, затем спортивные игры, лыжи, гимнастика. То есть план все-таки существует, поэтому нельзя постоянно только в волейбол играть.

С другой стороны, сам урок можно выстраивать по-своему, есть пространство для творчества. К тому же приходится учитывать фактор инфраструктуры – размер зала, наличие стадиона, беговых дорожек, площадок для игр. Например, у меня в школе был большой спортивный зал и еще один маленький. Можно было проводить спортивные игры, делать ОФП. 

В других школах бывает иначе: где-то зал совсем небольшой, и в нем одновременно занимается несколько классов. У кого-то рядом нет стадиона и дорожек, поэтому бегают в ближайшем парке или кругами вокруг школы. Приходится подстраиваться, что-то менять.

В программе есть перечень зачетов, по которым ученики должны сдать нормативы. Это отражается в журнале: напротив каждого урока пишется тема, что делали ученики, оценки за зачеты. Иногда бывает, что норматив отсутствует, поэтому в рамках темы можно проявить творчество: использовать различные приемы обучения и вводить дополнительные промежуточные зачеты.

Например, стоит по методичке предмет «Баскетбол», а зачет конкретный не прописан. Начинаешь придумывать: ведение мяча, обводка фишек, бросок. Делаешь с учениками несколько тренировок, смотришь приблизительное время и уже сам прописываешь нормативы для зачета.

Должен ли физрук разбираться во всех видах спорта?

Во время обучения в ВУЗе есть специализация, по которой готовят тренера для конкретного вида спорта, а есть общая часть, поэтому все студенты проходят баскетбол, волейбол, плавание, легкую атлетику. Это базовые предметы, по которым необходимо знать основы и правила, методику обучения.

Благодаря этому, несмотря на специализацию в конкретном виде спорта, каждый выпускник Лесгафта может вести занятия по всем видам учебной программы. Также хорошо, когда в школе несколько преподавателей физкультуры разного профиля. Например, у меня был коллега-игровик, который отлично разбирался в нюансах обучения спортивным играм – баскетболу, футболу, волейболу.

Так как у меня основная специализация – легкая атлетика, то можно было перенять у него опыт, подсмотреть какие-то фишки, идеи для зачетов. Но в целом профильное образование позволяет вести любые уроки физкультуры в школе.

Родительские собрания – главный стресс для молодого учителя физкультуры

У меня нет претензий к существующим программам по физкультуре. Они сбалансированы и направлены на разностороннее развитие детей, чтобы они были сильными, выносливыми, могли играть в распространенные виды спорта.

К детям тоже претензий нет. Проблема плохой физической формы не в учениках, а в родителях. Некоторые считают, что физкультура не нужна их детям ни в какой форме. Неспособность ученика сдать зачет идет из семьи: если в детстве родители постоянно куда-то водят ребенка побегать, на лыжах покататься, он вырастает подвижным и спортивным. А если просто сидит в телефоне, то и получается, что он ничего не может и физически плохо развит.

Это заметно и по родительским собраниям. Приходят спортивные подтянутые или просто адекватные родители, им все нравится. А бывает, что приходят с претензией: «У вас тут что нормативы для олимпийских чемпионов?» Таким тяжело объяснить, что 500 метров – нормальная дистанция для разминки, потому что разминка нужна, чтобы снизить вероятность травмы. А если взрослый человек сам спортом не занимается, то ему кажется, что ребенок за эти 500 метров устанет.

Ходишь по родительским собраниям, слушаешь претензии и думаешь: «Какой же ерундой я занимаюсь!» Каждому родителю кажется, что у тебя какое-то предвзятое отношение именно к его ребенку. Но плохая физическая форма ребенка – следствие того, как в семье относятся к физкультуре и спорту. И это очень тяжело изменить.

Тяжело убедить родителей, что физкультура нужна не для зачетов, а чтобы ребенок был здоров, чтобы у него спина не болела, чтобы потом во взрослом возрасте не начались проблемы. Родительские собрания – самый главный стресс для учителя физкультуры.

Хотелось бы, чтобы в физкультуре не было оценок

Если бы была возможность что-то изменить в уроках физкультуры, то программу я бы не трогала. Нормативы в школе достаточно простые: их могут выполнить ученики с разной физической подготовкой. Но если уж совсем ничего не получается, можно подкорректировать норматив в индивидуальном порядке: нельзя ставить ребенку «два», если он ходит на уроки, но физически не может что-то сделать.

Хотелось бы сделать физкультуру предметом без оценок, тогда учитель не будет чувствовать себя надзирателем и отчитываться перед родителями. Он будет выступать экспертом, просветителем. Основной посыл должен быть в оздоровлении детей, а не сдаче нормативов.

Еще хотелось бы больше внимания уделять коррекции движений, работе над осанкой. Этим почти никто не занимается, у детей развивается сколиоз, а уже во взрослом состоянии с этим ничего не сделать. Это же касается нарушений в опорно-двигательном аппарате, мышечного дисбаланса, заниматься которыми нужно сразу. У нас в целом отсутствует культура слежения за здоровьем. Медосмотр полный редко кто проходит, анализы сдают тогда, когда что-то уже случилось. Пока в детстве проблемы копятся, еще не так заметно. А потом уже поздно.

Физическая культура – часть культуры общей. И если мы хотим, чтобы ребенок был гармонично развитой личностью, необходимо уделять достаточно внимания всем сферам его жизни и здоровью в первую, а не в последнюю очередь.

Чтобы донести эту мысль глобально до всех тех, кто является родителями сейчас и для тех, кто впоследствии ими станет, возможно, придется пересмотреть все существующие программы и планы. Да, мы слышим по телевизору про развитие физкультуры, строительство площадок и бассейнов. Но никакая построенная площадка не объяснит родителю важность укрепления мышечного корсета, слаженной работы всех отделов опорно-двигательного аппарата, отслеживания дефицитов витаминов и микроэлементов в крови. 

В рамках уроков физкультуры и родительских собраний сделать это невозможно, поэтому необходимо либо внедрение каких-то дополнительных мероприятий, либо глобальное изменение принципов построения учебных программ. Но в текущих реалиях все это кажется какой-то утопией. Я поняла, что мне больше хочется работать с теми, кто хочет тренироваться, а не со всеми в формате обязаловки, поэтому ушла в тренерскую деятельность.

Фото: Ирина Курманаева, unsplash.com/fiercelupus, markusspiske, vincefleming, wheatonsimis, climatereality, nci