15 мин.

Записки селекционера (продолжение). Бросить все и уехать в Сисак

                                         Записки селекционера (продолжение)

                                                

 

 Чемпионат мира закончился. И удивительно, что практически сразу после финала понятное всем любителям футбола приподнятое настроение вдруг улетучилось. Даже растерялся, почему? Помню свои ощущения после прошлых чемпионатов, когда еще долгое время вставали перед глазами яркие моменты, действия лучших футболистов, потрясали настоящие открытия игроков и команд. Смотрю чемпионаты мира в полном объеме с 1970 года, всегда это был праздник: сначала ожидания, потом наслаждения зрелищем, потом непременного пересматривания самых лучших матчей. Может от того, что мы уже пресыщены футболом? Может потому, что телевидение сегодня дает возможность быть чуть ли не близким знакомым каждой футбольной звезды? А как иначе, если ты игру лучших футболистов мира видишь на экране несколько раз в месяц, она прокомментирована, разложена по полочкам. А когда на чемпионате мира эти звезды выглядят слабее, чем у себя в первенствах или в еврокубковых сражениях, сначала огорчаешься, а потом досадуешь и злишься, что у тебя воруют зрелище. Еще более расстраиваешься из-за того, что те немногие команды, которые на чемпионате мира ИГРАЛИ в футбол, не добились того, что заслуживали. И очень яркая по именам сборная Франции, не выиграла (от слова игра) чемпионат мира, а добыла это звание. Конечно, заслуженно, но помнить эту команду, думаю, долго не будут. Будут помнить Мбаппе, Гризмана, а вот игра этой команды улетучится из памяти любителей футбола.

 Сборная России показала лучший результат в своей истории, который признали выдающимся достижением. Вспомнилось советское время, когда Бескова сняли за второе место на чемпионате Европы 1964 года, когда 4-е место сборной на чемпионате мира в Англии не вызвало большого одобрения, также было разочарование от серебряных медалей Европы в 1972 и 1988 году, как и от бронзы олимпиад 1976 и 1980 годов. А сейчас игроков сборной и главного тренера представляют к государственным наградам, пишут, что ордена получат Черчесов, Акинфеев, Игнашевич. Видимо, в советском футболе критерии успеха были несколько иные…

 Победы над откровенно слабыми командами Саудовской Аравии и Египта на старте чемпионата гарантировали выход из группы, и после этого сборная не выиграла ни одного матча: разгромное поражение от Уругвая, преодоление Испании по пенальти, неудачная лотерея с пенальти с Хорватией. Игры у сборной по большому счету не было, зато была невиданная самоотдача, игра изо всех сил. Даже это наряду с выходом в ¼ финала – большое достижение, если вспомнить, как безвольно играла раньше сборная России на чемпионатах мира. И здорово, что именно в этой борьбе раскрылись футбольные качества некоторых футболистов, значительно поднялся их личный рейтинг. Дзюба, Черышев, Зобнин, Кутепов, Фернандес (Акинфеев хорош почти всегда, про Игнашевича уже можно легенды слагать)- кто, положа руку на сердце, мог быть уверен в их таком солидном выступлении?

 Отвлекся от темы селекции в детском футболе, потом подумал, что не совсем. Яркие действия  игроков команды Хорватии заставили подумать, откуда в такой маленькой стране, меньше 4 миллионов населения, такая россыпь звезд? Очень простой ответ- через блестящую работу детских школ и Академий.

 Если внимательно посмотреть состав сборной, то окажется, что костяк команды составили воспитанники футбольной Академии «Динамо» Загреб- 9 человек: Модрич, Ковачич, Пьяцца, Чорлука, Врсалько, Ловрен, Крамарич, Брозович, Едвай, плюс в «Динамо» в свое время, начиная с юношеских команд, окрепли и Вида, и Манджукич, и Бадель. Чтобы не было ложного представления, что в Хорватии только одна Академия готовит ярких футболистов, выделим и «Хайдук» Сплит, через школу которого прошли другие звезды этой серебряной сборной: Перишич, Никола Калинич, Ловрен Калинич, Стринич, Брдарич. Даже маленький Задар дал этой сборной прекрасного вратаря Субашича. Именно детские футбольные школы Хорватии и подготовили нынешний триумф.

В дни чемпионата мира появилось несколько интересных материалов о хорватском футболе и, в частности, о работе детской Академии загребского «Динамо», самого титулованного клуба этой страны. Европейский центр спортивных исследований ФИФА включил ее в пятерку лучших в Европе, вместе с Академиями Барселоны, Аякса, Спортинга, Партизана. Главный показатель рейтинга- количество выпускников, ставших профессиональными футболистами.

Более того, удивляет не просто количество игроков, а еще и доходы от их продажи, на которые развиваются и школа, и сам клуб. С 2007 года «Динамо» Загреб заработало на продаже своих воспитанников более 200 миллионов евро. Другие цифры тоже поражают: 20 последних лет в среднем за один год продают игроков на 15 миллионов евро. Вот только некоторые сделки по игрокам: Марко Пьяцца – «Ювентус», 23 млн евро, Лука Модрич – «Тоттенхэм», 21 млн евро, Ведран Чорлука – «Манчестер Сити», 13 млн.евро, Матео Ковачич – «Интер», 11 млн евро и далее, далее такие же впечатляющие цифры.

Дети попадают в Академию «Динамо» Загреб с 6-7 лет, два года они занимаются в платных группах и только с 8 лет остаются самые способные, в обучение которых клуб начинает вкладывать деньги. Бюджет Академии не более 2 миллионов евро в год, инфраструктура неплохая, но не поражает размерами: на территории домашнего стадиона «Максимир» спортивный центр, бассейн, 6 натуральных полей и 2 искусственных, интернат. Приоритет отдается детям из Загреба, которые в маленьком возрасте пока могут жить дома, в своих семьях. Все дети разделены на три возрастные группы: U8 – U11, U12 – U16, U17 – U19.

Важно, что клуб сразу закрепляет своих воспитанников, подписывая с ними контракт, выплачивает стипендию. Продает только после того, как игроку исполнится 18 лет. В основе тренировок – техника и дриблинг. Никто не ограничивает детей, наоборот, обводка, дриблинг только поощряются. До 15 лет вообще не предусмотрено никаких жестких тренировок, только работа с мячом и игры. Постоянно в школе «Динамо» работает не менее 60 тренеров, более того, каждый год приглашаются на стажировку тренеры со всей Европы, чтобы поделиться опытом и перенять лучшее. Подготовке тренерских кадров уделяется огромное внимание. Также у тренеров постоянно развивают педагогические качества, чтобы они могли постоянно использовать современные педагогические приемы для развития личности воспитанников.  Философия клуба: «Мы одна семья, все близкие и родные люди».

На первый взгляд, ничего нового, революционного в подготовке футболистов здесь нет, никаких тайн и секретов. Можно рассказать о детских школах Аякса, Барселоны, где и масштабы, и вложения другие, более солидные, да и методики их позиционируются как самые передовые. Можно и Академию «Краснодара» вспомнить с ее сумасшедшими условиями и расходами. Однако, если считать от количества населения, то достижения Хорватии уникальны. Думаю, что здесь работает еще один фактор, может быть, главный, Хорватия просто самая спортивная страна в Европе. Футбол – двукратные призеры чемпионатов мира. Гандбол- двукратные олимпийские чемпионы. Баскетбол-призеры олимпиад и европейских первенств. Всегда команды высокого европейского уровня по водному поло, волейболу. Теннис-хватит имени Горана Иванишевича. Горные лыжи- Яница Костелич, чемпионка мира и олимпийских игр. И прочие виды спорта, которыми занимаются в этой стране. Недавно прочитал, что хорватский  город Сисак признан самым спортивным городом Европы: официально более половины населения занимаются спортом, по количеству спортивных объектов  этот небольшой город опережает некоторые города-миллионники в России. Я не раз был в Хорватии, у меня там много добрых знакомых, как и на всей территории бывшей Югославии. И если говорить о впечатлениях, выделю целеустремленность хорватов в желании добиться успеха. И еще одно впечатление, поразившее меня в один из первых приездов в эту страну: огромное количество футбольных полей, которые есть даже в небольших деревнях, все время заполненных играющими детьми. Это их дворовой футбол, но организованный, на неплохих полях, под руководством тренеров-общественников, даже не под руководством, а просто под присмотром. Большинство мужчин в Хорватии считают, что они могли стать профессиональными футболистами, просто по каким-то случайным причинам их карьера не состоялась. Зато теперь они могут показать своим детям, детям с их улицы как надо играть в футбол. Вот именно эти энтузиасты просто из любви к футболу возятся с мальчишками в свободное время. Думаю, это тоже одна из причин, почему дети в этой стране становятся в будущем отличными футболистами. И следующий их шаг с улицы в организованный футбол детских школ и Академий получается очень уверенным.

 А вот теперь, к нашим реалиям, которые, увы, отличаются от хорватских, испанских, голландских. После моего ухода из системы ФК «Краснодар» многое стал оценивать по-другому. Закончилась эта беспрерывная гонка за результатом, азарт конкуренции за тела и души талантливых детей, которых любой ценой надо привезти в Академию. Создание и ведение блога о детской селекции позволило взглянуть на проблемы детского футбола в другом ракурсе, взглянуть и ужаснуться. Спасибо тем, кого искренне волнует тема детского футбола, кто подписался на мой блог и стал писать отклики на материалы блога. Во многом именно их вопросы, мысли заставили меня переоценить собственную деятельность, которую я до недавнего времени считал успешной.

Приведу почти полностью письмо-отклик на мой блог от директора детско-юношеского футбольного клуба «Хамовники» г.Москва  Станислава Смирнова. Ключевые моменты, которые обязательно надо обсуждать, выделены мною.

 

·         22 июля, 03:04 

0

ФК Хамовники     

Ответ на комментарий пользователя markhot

Селекция и интернаты в детском футболе «Тема, которую Вы затронули самая важная! Это - судьба ребёнка, которую мы можем так легко сломать и искалечить. Не может быть никакого перехода в 12 лет в интернат академии. Это влечёт непоправимый вред психическому здоровью ребёнка. Тем более у нас в стране, с нашими реалиями жизни и состоянием общества в целом. Давайте признаем, что мы очень сильно отличаемся от цивилизованных стран в плане менталитета. И, если в европейских академиях, есть шанс, что ребёнок попадёт в атмосферу любви, заботы и сострадания, где его поддержат и помогут преодолеть все трудности (психологи, тренеры, педагоги, партнёры по команде), то у нас на это надеяться, к сожалению, не приходится. Это скорее напоминает армейские будни. Всё подчиняется законом стаи. Тренеры, которым привозят этих игроков, больше заинтересованы в построении тренировочного процесса и достижении результата в играх (иначе для чего нужен интернат?), чем в формировании дружного коллектива со здоровым микроклиматом и уважением личности каждого члена команды. У них на это просто нет времени (а тренер - это главный авторитет для юного футболиста). Внутри команды образуются группировки, неизбежны стычки и конфликты. А, если кто-то из детей ещё сильно отличается своим темпераментом и внутренним мироустройством от остальных ребят, то начинается травля, которые большинство детей проживают и проносят внутри себя. На помощь и сочувствие рассчитывать не приходится. Вы думаете, что везде у нас работают такие тренеры и педагоги, которые ставят воспитание толерантности и нравственности выше собственного предмета? А отсюда уже вытекают успехи и развитие, как отдельных игроков, так и всей команды…

Более того, даже в 14 лет не все ещё готовы к такому шагу. Вспомните историю Месси, который первые полгода плакал в подушку после переезда из родного дома в академию Барселоны. Да, это был правильный шаг для него. Важно понимать, что все являются детьми, Но, не все Месси.  А наши дети в принципе развиваются позже своих сверстников из других стран. Для этого просто достаточно посмотреть на лица наших ребят и их европейских ровесников. Поэтому на мой взгляд для нашей страны, если и привлекать ребёнка в интернат, то только на предпоследнем/последнем году обучения, когда уже с большой долей вероятности всеми виден его талант и дальнейший потенциал. Причём ввести это законодательно для всех академий и футбольных школ, а там уже пусть сам игрок и его родители выбирает, куда лучше податься. Руководители и тренеры верят в перспективу его роста, плавно подводят к взрослому футболу и терпеливо дают шансы проявить себя. Это означает, что игрока из родного дома забирают не зря. Как пример: Головин. И, безусловно, таких ребят ни в коем случае нельзя называть словом ВОСПИТАННИК.  В остальном же мы имеем сломанные судьбы, психологические травмы и загубленное образование, о которых не думают ни руководители академий, ни скауты, ни агенты. Главное для них вовремя успеть/перехватить, чтобы не забрали другие. В то время, как воспитывать, обучать, давать шансы, верить и ждать надо тем, кто пришёл к тебе в академию с самого нуля, прошедших соответствующий отбор, а не ждать готовых игроков. Селекция должна быть уже во взрослом профессиональном футболе. Я против селекции в детско-юношеском футболе. Она нужна и существует лишь для того, чтобы команды Академий добивались побед на детско-юношеском уровне и по сути не имеет ничего общего с подготовкой и воспитанием игроков - главными задачами и целями этих академий. Возможно, это и есть единственный шанс для игроков из маленьких городов и посёлков со всей России, но только в следствие того, что весь наш футбол устроен через одно место и по сути никому не нужен. К сожалению без неё уже никуда во всём мире, где правят большие деньги и большой бизнес». С уважением, Станислав Смирнов ФК «Хамовники» Москва.

 Итак, ребенок в 12 лет покидает родной дом, семью и уезжает в интернат. Прав ли автор письма, когда говорит, что это наносит непоправимый вред психическому здоровью ребенка?

Как я уже признался, уход из этой гонки за талантами заставил меня по-другому взглянуть на многие вопросы детской селекции. То, что селекционеры должны постоянно просматривать матчи и турниры в поисках ярких детей, не подлежит сомнению, вопрос только в том, когда привозить этого талантливого ребенка в интернат. Сегодня жесткая конкуренция диктует только одно решение: немедленно забирать, пока не опередили селекционеры из других клубов. Более того, мы всегда находим оправдание, говорим, что у ребенка в его городе (городке, поселке) из-за отсутствия условий для тренировок (нет полей, слабая инфраструктура, тренеры не имеют соответствующей квалификации, нет партнеров, с кем можно развиваться и т.д) не будет спортивного роста, поэтому переезд в Академию будет для него благом. Здесь, конечно, доля истины есть. Чисто географически многие регионы России просто отрезаны от большого футбола: девять месяцев зима, остальное лето… И в этих регионах нет манежей (уже стыдно для России  приводить цифры о количестве манежей в Исландии с населением в 300 тысяч человек - это население среднего областного центра в России, типа Калуги: 19 официально действующих стадионов, 30 всесезонных полей, 8 полноразмерных манежей, 130 залов для мини-футбола, обязательная площадка с искусственным покрытием возле каждой школы), значит дети зимой в лучшем случае тренируются на деревянных полях школьных спортзалов размером 10х20. Однако, опять Головин! Саша сейчас становится знаковой фигурой не только из-за рекордного трансфера в «Монако», но из-за своей футбольной судьбы. Он попал в ЦСКА в 16 лет, до этого тренировался в своем Калтане, что в Кемеровской области, потом в Новокузнецке. Значит может вырасти настоящий талант даже в таких скромных условиях! Видим, может. Не будем уезжать из Сибири, вспомним, как вовсе без участия топовых интернатов росли, учились, стали футболистами клубов Премьер-лиги и игроками уровня сборной братья Смертины, Кормильцев, Городов, Ерохин из Барнаула, Кудрящов, Ещенко из Иркутска, Гранат из Улан-Удэ, Рыков из Новосибирска, Синицын из Краснокаменска Читинской области, Файзулин из Находки.  Можно добавить еще, а уж если и советский футбол вспомнить!

Но футбольный бизнес жесток: и едут 10-11-12 летние ребятишки в Москву и Краснодар, Казань и Санкт-Петербург. Их везут родители, уверенные в светлом будущем своего чада, а в последствие, и своем благополучии, выхватывают друг у друга селекционеры. Когда я пишу 10-11-12 летние, то нисколько не преувеличиваю. Так, в Академию «Краснодар» второй год подряд принимают досрочно, за год до интернатского возраста, в «Спартаке» и «Чертаново» есть дети на два года младше возраста зачисления.

Мы отрываем ребенка 11-12 лет от семьи, он теряет многие моменты в воспитании, которые можно получить только в любящей, дружной семье. Никакие педагоги и друзья по команде не дадут ребенку того домашнего тепла, к которому он привык дома.

Вот мнение Леонида Слуцкого, которого до сих пор искренне волнуют проблемы детского футбола. Сказано в 2007 году:

«В Англии, например, запрещено брать футболиста в школу, если до этой школы ему нужно добираться больше полутора часов. То есть селекция осуществляется в территориальном радиусе максимум 60-70 километров. В противном случае футболисту в приеме в школу отказывают, поскольку считается, что ребенок, столько сил тратящий на дорогу, не может полноценно тренироваться, а значит, ущемляются его права. Соответственно не существует и системы интернатов, так как ребенок постоянно живет дома, приезжает только на тренировки и потом опять же домой возвращается. При этом, понятное дело, он продолжает учиться в своей школе и получать нормальное полноценное образование, которое на Западе зачастую является приоритетом перед всеми остальными занятиями. Хороший футболист – это образованный футболист. Хороший футболист, это ребенок, развивающийся в естественных условиях.

Во-вторых, хороший футболист – это воспитанный футболист. Если ребенка все-таки привозят издалека или даже из другой страны, то его обязательно привозят вместе с семьей. Ведь полноценное воспитание можно получить только в семье и больше нигде.

 В-третьих, примерно до пятнадцати лет они тренируются три-четыре раза в неделю и играют за неделю всего лишь одну игру. Никаких ежедневных двухразовых тренировок, никаких сумасшедших объемов – ничего этого нет.

В итоге они получают образованного, воспитанного и горячо любящего футбол человека, который только-только почувствовал вкус настоящей игры. По-моему, идеальные стартовые позиции. А у нас – необразованная, невоспитанная, несформировавшаяся личность, люто ненавидящая то, чем ей приходится заниматься. И как вы думаете, у кого больше шансов добиться успеха?

Поэтому я считаю, что наша система – ужасающая. Да, мы выигрываем детско-юношеские соревнования. Да, по таланту и одаренности мы ничем не уступаем зарубежным футболистам. Но посмотрите, как легко все это теряется!»

Могу подтвердить и то, что не все дети выдерживают такое потрясение, немало случаев, когда они уезжали назад, их забирали родители именно из-за шокового состояния ребенка, у некоторых начинались необъяснимые проблемы со здоровьем. А уж сколько слез пролили 12-летние новобранцы в подушки своих кроватей, вам расскажут воспитатели в интернате…

Слезы высохли, паренек втягивается в тренировочный процесс, смотрит на игры старших возрастов в интернате, начинает мечтать, строить планы, но тут новое потрясение. В одной из глав своих «Записок» я рассказывал о наборе ребят 2005 года рождения. Напомню, что еще за год до зачисления в интернат селекционеры ужаснулись провалу базовой школы по этому возрасту. Были предприняты колоссальные усилия, удалось найти по всей России группу интересных, очень перспективных ребят, причем по уровню подготовки превосходящих воспитанников базовой школы. Это получился практически первый состав. На предшествующих зачислению совещаниях мы не раз говорили, что поскольку в базовой школе нет такого количества ярких, обученных детей, ограничиться набором двух составов, максимум 45-46 человек. Однако президент клуба поставил задачу-80! На наш аргумент: у нас нет такого количества игроков требуемого уровня, если наберем, то потом все равно отчислим, а это потрясение для ребенка, последовал более железный аргумент: а если кого-нибудь упустим? 80 не зачислили, зачислили 66. Блин, словно товары для «Магнита» набирали! Прошел год, и в наборе 2005 года рождения осталось 46 человек, два состава. Отчислен 21(Двадцать один!) ребенок: 13 до Нового года и 8 летом. Академия расписалась в собственном непрофессионализме, поставила себе жирный неуд по этике и педагогике. Из этих 21 –го 1 привезен селекционной службой, 2 приняты со дня открытых дверей и 18- воспитанники собственной базовой школы. Вдумайтесь, пять лет учили в базовой школе, зачислили в интернат и через полгода-год отчислили как необучаемых! Зато, на радость президенту клуба, никого не упустили. Никого не волнует, какой шок, потрясение испытали эти ребятишки. Надо слышать, как спокойно и деловито на совещаниях задается вопрос тренерам возрастов: когда будет готов список на отчисление? Это постоянная практика в Академии ФК «Краснодар», практика циничная и безжалостная. Уродливая интерпретация философского догмата: количество переходит в качество. Как будто чем больше детей зачислишь в Академию, тем больше потом из нее выйдет классных футболистов. Впрочем, один мальчик пополнил ряды этого возраста, правда селекционная служба, тренеры не занимались вопросами оценки его качеств. Были люди повыше, которые эти качества оценили очень высоко.

Вот так дети 12-13 лет получили первые уроки жизни. Сначала их оторвали от родного дома, затем через короткое время выгнали. Конец мечтам о своем футбольном будущем.

     Продолжение следует