8 мин.

«Баскетбол для школьников». Главы 88, 55 и 38

88. Как научить скидкам?

Скидкой называют результативную передачу. Когда игрок собрал на себя пару защитников или обыгрывая своего защитника вызывает необходимость страховки. Защите приходится реагировать. Начинаются переходы. Помощь тому, кто играл против мяча. Помощь помогающему. Второй, третий, четвёртый переходы и т.д.

Первое. Нападающие реагируют своими переходами. У проникающего всегда должны быть варианты для паса. Длинная – в противоположный угол. Короткая - в середину краски. Пас назад, на место откуда стартовал. Если правила переходов в вашей команде просты, поняты хорошо и выполняются своевременно и верно, то вопрос исполнения скидки или т.н. экстра-паса сводится только к технике и времени выполнения.

Второе. Самый хороший пас, тот который застаёт защиту на полу-переходе. Это когда защитник из одной позиции уже ушёл, в новую ещё не пришёл. Поэтому и давать передачу желательно сразу из дриблинга или с одного шага. Не давая шанса защите восстановить свои позиции. Когда выполняется два шага и прыжок или, остановка движения и топтание на месте защита успевает сделать все переходы.

Третье. Техника выполнения и расчёт. Как бы вы не делали скидку, вам нужно учитывать особенности принимающего. Отскоком от полу лучше пасовать ловкому, подвижному, маленькому игроку. Тому, у кого не ловкие руки желательно давать помягче. Прямая передача в угол должна прийти так, чтобы получившему мяч было удобно сразу провести бросок. Давать точно «в мишень» (пять или десять пальцев). Пас в колени, над головой, плечами или под локтями приведёт к потере. Или к промаху. Вместо набора очков высокий риск получить очки в свою корзину после перехвата и быстрого перехода соперника в нападение.

Для обучения применяйте базовое упражнение. «Длинная-короткая».

Делите игроков на пары (тройки, четвёрки). У каждой группы мяч. Игрок с мячом делает проход к корзине. Его партнёр (двое или трое) в это время перемещается(ются) в новую(ые) позицию(ии). Дриблёр в какой-то момент прохода, после одного-двух ударов в пол делает скидку и выбегает из краски в новую позицию. На том место, которое не занято его партнёрами. Получивший мяч игрок делает финт на бросок и новый пас. Либо после финта на бросок, либо после дриблинга к корзине.

У группы задание атаковать после 2х пасов (после 3х, или после команды тренера). Броски завершаются попаданиями. Либо после скидки, либо после добивания в случае промахов.

Можете после попадания дать ребятам возможность быстрого перехода на другую сторону. В численном преимуществе иди в равных составах. Защищаться будет только один, попавший в корзину. Или попавший и промахнувшийся, если вам нужны два защитника. Или попавший и сделавший скидку. Как пожелаете.

А можете играть без переходов. Оставаясь на одной стороне. Просто меняя исходные положения ребят. Делая вращения по часовой или против хода часовой стрелки. (см диаграмму).

Пары недель регулярного выполнения этого базового упражнения гарантируют видимые изменения в игре вашей команды. Игроки становятся «умнее», играют неэгоистично, видят «открытого» партнёра и осмысленно двигаются без мяча в то время, когда их партнёр делает проход к корзине соперника.

55. Игра 4х3, 5х4. Чувствовать линии и партнёров.

Реализация численного преимущества при быстром переходе в нападение.

Переход проводится по определённым правилам (рис. линий и описание ролей). Для младшего /среднего возраста и для старшего возраста правила будут отличаться. Как для команд, играющих с центровыми, уверенно финиширующими из-под корзины или для команд, играющими т.н. «маленькими пятёрками». Например, такой 1,1,3,4,4.

У каждого из пяти нападающих будет своя зона, занимая которую он будет играть определённую роль.

Для первого варианта (старший возраст, с игроками 4 и 5): дриблёр - Д (тот, кто двигается с ведением мяча), «край или крыло» - К (wing), двигающийся вдоль боковой, «пост» - П (post), двигающийся по линии соединяющей центры корзин и «трэйлер» - Т (trailer), игрок сопровождающий переход команды в нападение, тот кто последним из нападающих пересекает центральную линию. Как правило тот, кто вводил мяч из-за лицевой после пропущенного, или тот, кто подобрал мяч на своём щите отстаёт от своих партнёров. Он и занимает позицию трэйлера.

Так и будем переходить в атаку. П, К, Д и Т если вчетвером и П, К, К, Д и Т если впятером. Игрок, занимая зону «пост» всегда бежит максимально быстро по самому короткому пути, ориентируясь на центр корзины. Как правило это первый из нападающих, кто пересёк центральную линию. Игрок, получивший мяч и применяющий ведение, чтобы быстро пересечь центральную линию занимает для движения один из двух коридоров. Ориентируясь на продолжение боковых линий «краски». Если зона «пост» уже занята и мяча в руках нет, то нападающий так быстро, насколько это возможно, старается заполнить зону «края» К. Ориентируясь при этом на трёх-очковую зону, упирающуюся в лицевую линию (на границе с правой или левой боковой). При этом если правая зона К уже занята его партнёром, нападающий занимает левую и наоборот. Трейлер Т, пересекая центральную линию будет учитывать траекторию движения Д. Если тот ориентируется на продолжение боковой линии «краски», ближайшей к правой боковой передовой зоны, Т займёт коридор по линии продолжения боковой линии краски, ближайшей к левой. И наоборот.

Для второго варианта (младшие/средние школьники, или маленькая пятёрка у старших ребят): 4 края (wings), включающая двух игроков, заполняющих «углы) – У (corners) плюс двух – «под 45» и игрока, заполняющего вершину дуги – трайлера Т. Мяч может быть доставлен в передовую зону через ведение любым краем К под «45», либо трэйлером. Если дриблинг делали края, мяч передаются в позицию через пас Т.

Далее игроки У и 45 играют друг с другом без мяча меняясь местами. Применяют заслон «сверху-вниз» (45 для У) (pin down) или снизу вверх (У для 45) (back pick). Кто-то из двоих откроется внутрь краски, кто-то наверх для получения паса или игры из рук-в-руки с Т. 

Направление движения мяча и определение игрока, который будет завершать переход будет зависеть только от защиты. Кого они успели закрыть (какую зону), с какой стороны и кто именно. Найти свободного от защиты игрока и быстро доставить ему мяч, чтобы провести свободный открытый бросок. Доставить ему мяч со стороны, которую защита не может перекрыть. Использовать преимущество в габаритах или атлетизме под корзиной или преимущество в скорости ног или технике в поле. Вот, что стремится сделать четвёрка или пятёрка нападающих. Как можно быстрее. Потому, что отставшие один или пара защитников спешат вернуться в свою тыловую зону.

38. Тренировка духа и развитие бойцовских качеств

Если баскетбол — это спортивная игра с элементами единоборства, то бокс будет самым лучшим средством для подготовки духа к единоборству с элементами игры.

Традиционно считается, что лучшими в физической подготовке баскетболистов являются средства из лёгкой и тяжёлой атлетик. И это объяснимо. Бег, прыжки, метания, мышечные группы, режимы, нагрузка, контроль, восстановление, биохимия, настрой… Всё это важно для подготовки атлета. Но если смотреть на баскетбол, как на единоборство группы с группой – как минимум, не первично. На первый план выходит состояние духа членов группы. Игроков, тренеров, персонала, руководства. А применительно к школьной команде: тренера и игроков.

Не вдаваясь в детали могу рекомендовать тренеру школьной (спортивной или общеобразовательной) баскетбольной команды найти возможность познакомиться с школьным (если есть) тренером по боксу. Или просто с тренером по боксу ближайшей к школе боксёрской секции. И обсудить с ним обмен занятиями. К примеру, пару раз в месяц тренеры проведут тренировки по боксу для баскетболистов, и подвижные игры/эстафеты/баскетбол – для боксёров. Регулярные занятия позволят боксёрам разнообразить свои занятия, дадут новые навыки и помогут эмоционально разгрузить\восстановить через переключение труда. Баскетболистам – даст дополнительную подготовку работы ног, дыхательной системы, мышц туловища и верхнего плечевого пояса. Способность чувствовать и уважать противника, планировать свои действия по ходу боя, применять обманные движения, терпеть боль, преодолевать трудности поединка и закаливать дух, добиваясь победы.

Приучать ребят к преодолению – самое важное требование построения тренировок. Реакция на трудности «не получается - не уступаю - терплю - выигрываю», на ошибки партнёра, решения арбитра, свои удачные действия – всё это помогает закаливать победный дух или делает игроков слабее.

Важно, хочет ли команда побеждать «вместе»? Побеждать сильных соперников?

Если да, то игрокам придётся вести себя скромно, трудиться усердно, поддерживать партнёров. Верить в себя. В готовности преодолевать. Чтобы в итоге, как минимум, через преодоление заслужить право уважать себя. Как максимум, стабильно побеждать.

Вместо возмущения, протеста – пять отжиманий, вместо выпрашивания фолов – «бей меня сильнее, я всё равно тебе забью!», вместо имитации защиты – «вы нам не сможете забить!», вместо критики ошибок партнёра – слова поддержки и готовность его подстраховать…

Это настрой игроков команды победителя. Честно и умно трудиться, чтобы переиграть сильного соперника, уважая его усилия. С благодарностью к усилиям своего тренера и партнёров.

Не важно какой на табло счёт забитых и пропущенных очков. Важно какой у команды при этом дух. Сдалась, не верит себя или яростно и изо всех сил борется.

Имея крепкое, хорошо подготовленное тело, научившись баскетбольным навыкам и хорошо подготовившись к игре через системы атаки и защиты команда, тем не менее, может постоянно проигрывать командам, более «духовитым». В которых есть внутренний стержень.

Который формируется готовностью и опытом преодолений. Этот внутренний стержень и самоуважение не позволят сдаваться без борьбы, заставит биться до последней секунды в каждом владении на обеих сторонах площадки.