5 мин.

«Баскетбол для школьников». Главы 83 и 84

83. Как поднять процент реализации штрафных бросков своей команды.

Прежде всего добивайтесь верной по биомеханике техника броска и ясного понимания игроками, что мяч нужно набрасывать на корзину по параболе из расчёта, что центр мяча должен опуститься в центр корзины.

Поэтому изначально потребуется обучение технике. С постоянным контролем.

Дале выделение времени для выполнения штрафных бросков в течение тренировки. Постоянного.

Все эти «останьтесь после тренировки», «побольше побросайте штрафные» и т.п. призывы не работают по простой причине. Режим тренировочный и соревновательный далеки друг от друга. Нет такой степени ответственности и давления, с каким игрок встречается в концовках игр.

Создавайте ребятам напряжённые режимы сами. Планируйте такие режимы.

Например, в течение тренировки возникают несколько моментов, когда ребята очень устали. Вы планируете нагрузку и предлагаете ребятам такие режимы, которые невозможно выполнить более, чем 10 минут. Требуется отдых и перерыв на питьё. Пить кстати нужно и перед тренировкой, и после и несколько раз во время тренировки. Перед перерывом на питьё объявляете различные задания забить штрафной бросок в игровые корзины. Один. Или два. Два подряд. Два подряд - без касания мячом железной части корзины.

В случае промаха, подобрать мяч и положить его на пол рядом с продолжением линии штрафного броска к боковой. И перейти для нового броска на другое игровое кольцо. Или перебежать, предварительно наступив 2 раза на лицевые линии (2 с половиной площадки), 4 раза, 6 и т.д.

В случае попадания (ий) – идём к месту питья. Пьём и отдыхаем сидя на скамейке. Наблюдаем за теми, кто бегает после промахов.

Рассматривайте эти паузы как перерывы между четвертями. И нахождение на скамейке попавших штрафные броски игроков как отдых запасных игроков перед новым выходом на площадку.

А далее варианты.

Что делать если кто из игроков, оставшись в одиночестве продолжает промахиваться? Если их несколько? Выполнение затягивается, игроки уже достаточно отдохнули, чтобы начать выполнять новое упражнение с требуемой энергией…

Остановите выполнение, подкорректируйте технику бросающего/промахивающегося. Объясните всем почему этот игрок не сможет попадать стабильно. Дайте ему шанс одним броском завершить выполнение, когда на него смотрит вся группа. И когда вы объяснили причину промахов.

Кого-то из ребят потребуется подбодрить/расслабить, кого-то покритиковать/надавить на ответственность перед группой.

В любом случае это будет проходить под вашим контролем.

И делать это нужно несколько раз за тренировку. И постоянно, на каждой тренировке. Меняя задания. Периодически выстраивая всю команду на лицевой линии и, после одного попадания завершать тренировку или, делая рывки по 6-8 площадок в случае если игрок промахнулся. Пока один из ваших игроков не попадёт. Либо разбивайте команду на две группы. Бросает один игрок из группы. Попал, бегут игроки из другой группы, промахнулся – бегут его партнёры. Сам бросавший не бежит. Он выбирает того из группы соперников, который будет делать следующий бросок и предаёт тому мяч, когда он финиширует после бега.

Максимальное давление на бросающего. Максимальная ответственность за результат броска. Вот секреты тренировки устойчивости психики бросающего и стабильности попаданий штрафных бросков.

Если хотите, чтобы реализация штрафных бросков игроками вашей команды была выше чем у соперников.

84. Как остановить проникновения соперника с дриблингом под свою корзину.

В играх школьников часто можно видеть, как один из игроков, используя преимущество в скорости, уверенно контролируя мяч делает проход за проходом, набирая при этом очки из-под корзины. Как правило это лидер команды, который уверен в себе. Имеет право на промах. Атакует дерзко, действует нагло и нахально. Набирая при этом очки и с линии штрафного броска после фолов защитников.

Тактика ограничения владения мячом не срабатывает. У защитников младшего и среднего школьного возраста недостаточно навыков, требуемых для выполнения такой тактики. Что делать?

Во-первых, защитнику, который против него играет постараться не нарушать на нём правила. Играть не в тело и не с телом. Его задача оттеснять дриблёра от середины площадки к боковым линиям. Так близко к боковым, насколько это возможно. И желательно, чтобы дриблёр вёл мяч не сильной рукой. Правшу оттесняем влево, а левшу вправо. Трудновыполнимо? Да, но стараться и стремиться к этому нужно.

Во-вторых, если игрок разгоняется от своей краски и на полном ходу с дриблингом старается пересечь центральную линию, то ближайшая к нему группа игроков (2-3) старается замедлить его дриблинг и вынудить его расстаться с мячом. Пас другому игроку, желательно назад или замедление скорости бега дриблёра – задача защиты.

В-третьих, страховка проникновений со стороны без мяча. С противоположной стороны ближайший к лицевой линии игрок будет заблаговременно перемещаться в свою «краску». Для того, чтобы успеть поставить своё тело на пути дриблёра. Страхующего будут страховать его партнёры. Ближайший по боковой линии опуститься вниз ближе к углу. С вершины дуги игрок будет перемещаться в район линии штрафного броска, располагаясь в мини-зоне. Один против двоих игроков периметра. Цель страховки поставить одно тело на коротком пути дриблёра к корзине

В-четвёртых – насыщение своей «краски» минимум тремя телами. Защитник игравший против дриблёра старается не отстать от него, защищаясь против броска и прямого паса. Навесные передачи дадут возможность защите сделать новые переходы.

Прямые проходы с вершины дуги потребуют страховок из угла разноимённого стороне прохода. Делает с вершины дуги вправо или под 45градусов с правой стороны – страхуем из левого поста или левого угла. И соответственно зеркально наоборот.

В-пятых, все игроки, находящиеся в пост должны блокироваться ближайшими к ним игроками. При этом своё тело защитник ставит между телом соперника и мячом.

В-шестых, все защитники должны быть готовы не начало полёта мяча при передачах начать свои движения к новым игрокам в новые позиции.

Тогда проходы под корзину сократятся. Соперник будет вынужден выполнять передачи по периметру.

Если все нападающие попрут под ваше кольцо? Замечательно, они сами насытят «краску» так, что проникающему будет трудно сделать свободный бросок.