6 мин.

Босс «Спартака» раскатал губу. Федун написал статью о российском футболе

В «Спорт-Экспрессе» вышла статья председателя совета директоров «Спартака» Леонида Федуна. Он представил проект реформы для выживания и развития российского футбола. 

Мы пройдём по тезисам и оставим свои замечания и вопросы. 

1. В нашем футболе слишком много непрозрачной поддержки из бюджета – никто не скажет вам, сколько регионы тратят на футбол. Систему нужно сделать прозрачной, чтобы бюджетные деньги шли на субсидирование медиаправ. Для РПЛ достаточно 80-100 млн евро, ФНЛ хватит и 15 млн. Размер субсидий может сокращаться по мере развития медиарынка. 

Про непрозрачность сказано славно. Но кто сказал, что нашему профессиональному футболу, особенно в своенравных и мутных регионах, выгодно быть открытым в финансовом плане?

Бюджетное субсидирование медиаправ – вопрос дискуссионный. Все знают, что холдинг «Газпром-медиа», в который входят телеканалы «Матч ТВ» и «Матч Премьер», на правах монополиста (уже плохо) транслирующие российский футбол, формально является государственным. «Газпром» был и остаётся крупнейшим спонсором отечественного футбола и не собирается терять контроль над правами.

Минувшим летом «Матч» и РПЛ заключили 4-летний контракт на показ матчей ЧР. По этому договору Премьер-лига получает 1,7 млрд рублей (22 млн евро), хотя предыдущий контракт был чуть вкуснее - около 2 млрд рублей ежегодно. При том что «Матч ТВ» в 2017 году показал убыток как раз в размере 1,7 млрд. Холдинг платит ровно столько, сколько может и хочет, а других желающих биться за телеправа в стране попросту нет. Либо так, либо никак.

Федун думает про 80-100 млн евро. Его аппетит поддерживает президент РПЛ Сергей Прядкин. Любая монополия – это бизнес в конце своего пути. Медиабизнес не станет прибыльным бизнесом, не разовьётся и не поднимет футбол из-за того, что бюджетные деньги регионов будут вливаться в клубы не напрямую, а через внезапное ожирение стоимости телеправ.

2. Остальные бюджетные вливания в футбол, такие как некоммерческое спонсорство и прочая поддержка, запрещены. Региональные власти сосредоточатся на строительстве спортивной инфраструктуры и поддержке детского и массового футбола.

Слишком сладкое высказывание. Почти все российские профессиональные клубы в основном живут за государственный счёт. А некоторые из них за этот счёт ещё и умирают. Сломать укоренившуюся систему практически нереально.

Запрети прямую бюджетную поддержку – и в элитной Премьер-лиге останутся уникальный «Краснодар», могущественный «Зенит», а также влиятельные московские клубы. И больше никого.

Кажется, Федун видит РПЛ в образе закрытого клуба толстосумов, некогда успевших подмять под себя ценные ресурсы и активы России.

3. Деньги от медиаправ будут распределяться в зависимости от спортивных результатов клубов. Бюджет выживания в РПЛ составляет 13 миллионов евро, значительную часть так или иначе закрывают региональными средствами. Предполагается, что ТВ-контракт закроет сразу 40% всего бюджета, это порядка 5-6 миллионов евро. Каждому клубу нужен бездефицитный бюджет с доходами не менее 13 миллионов евро.

Правильная мысль, кажется.

5-6 млн от телевидения – звучит неплохо. Но где остальные деньги для жизни в РПЛ найдёт, к примеру, тот же бедный «Анжи», в котором собирают мелочь, чтобы заправить бензином клубный автобус?

Клубу как-то же выдали лицензию для участия в Премьер-лиге. Почему выдали? Потому что одни обанкротились, а другие не решились на затратный подъём и не захотели умирать по-футбольному.

4. C продажи билетов каждый клуб должен получать не менее 2-2,5 миллиона евро. То есть средняя посещаемость не может быть ниже 18 000 зрителей. Такое в России могут обеспечить только 17 клубов, 5 из них выступают в ФНЛ. Нужны стадионы с крытыми трибунами вместимостью не менее 20 000 зрителей.

В текущем сезоне средняя посещаемость матчей РПЛ выросла с прошлогодних 13 тысяч человек до 20. Спасибо эффекту домашнего ЧМ-2018. Но кто знает, что будет далее? 

Примерно половина клубов в ЧР прямо сейчас не обеспечивает явку, близкую к 18 тысячам болельщиков. Что должно случиться, чтобы люди в Казани ходили на непопулярный «Рубин», играющий на современном стадионе? Если только болельщиков при входе на арену бесплатно кормить пирогами, а при выходе давать им по 500 рублей. Или нужно принудительно гнать бюджетников и студентов на футбол, как это делают в Грозном.

И как быть с «Оренбургом», который выступает на маленьком стадионе «Газовик» (7500 мест)? Выгнать? Заменить на какую-нибудь «Балтику» с роскошной ареной? Построить в Оренбурге стадион за счёт региональных средств? Ведь команда в прошлом сезоне была первой в ФНЛ и поднялась по спортивному принципу. Почему она должна выпадать из ЧР?

5. Цель – добиться того, чтобы структура доходов российских клубов изменилась. Сейчас от продажи медиаправ клубы в среднем получают 4%, а должны - 40%. Продажа билетов и услуг на стадионе должна приносить 15% вместо 6%. Термин «некоммерческое партнерство» должен исчезнуть навсегда.

Ещё раз: государственный «Матч ТВ» не предложит РПЛ больше, чем дал прошлым летом. Ситуация может измениться к лучшему, стоимость телеправ немного увеличится, если телезрители не пожалеют 200 с лишним рублей в месяц и массово начнут платить за подписку на «Матч Премьер». 

К концу лета абонентская база канала «Матч Премьер» составляла 393 тысячи подписчиков. У «Нашего футбола» перед ребрендингом было 279 тысяч. К 2020 году «Матч Премьер» гарантирует набор 900 тысяч подписчиков, иначе РПЛ получит право на разрыв действующего контракта (ага). Где взять этих людей? Заманить их нудной программой «8-16» с комментаторами и экспертами, которые боятся говорить на неудобные и острые темы? 

Суммарное количество покупок трансляций отдельных игр РПЛ и подписок на канал на сайтах холдинга и в приложении за период с 28 июля по 17 сентября составило 104 093. Эти люди постоянно испытывают проблемы с качеством показа, о чём регулярно сообщают в социальных сетях и в жалобных комментариях.

Леонид Федун сказал о многом, нет смысла разбирать каждое его слово. Ещё он затронул такой важный нюанс: Наличие полноценной академии с инфраструктурой, включая крытый манеж (это и воспитание своих игроков, и возможность заработать на трансферах до 10% годового бюджета; причем 3% от трансферных расходов, включая доход футболиста и комиссии за первый год, направлять первым тренерам и школам).

Первые тренеры и школы – отличная тема! Хотите сделать наш футбол открытым и прозрачным? Тогда вскрывайте информацию о трансферных связях «Зенита» с «Рубином» и «Ростовом». Расскажите нам, например, почему Иван Новосельцев (на момент продажи – защитник сборной России) летом 2016-го официально перебрался из Ростова-на-Дону в Санкт-Петербург всего за 8 млн рублей? По этой причине школы и тренеры, воспитавшие защитника, получили с этой сделки сущие копейки. И все прекрасно понимают, что дело грязное, но никто не стал разбираться в этой истории. Лишь один пример. 

Большие люди собрались вскрывать регионы, с которыми завязаны по всем статьям? Вскрывайтесь-ка сами. Или закатайте губы, реформаторы.  

Роман Герасимов. FootballHD