3 мин.

Скандалы, интриги, расследования. Михаил Борзыкин - о российской премьер-лиге

После вылета «Спартака» из Кубка заговорили об увольнении Карреры. Несколько щелчков мыши – и приходит понимание происходящих в команде процессов. И вот уже Глушаков травмирован, Комбаров смотрит футбол со скамейки запасных, а Пилипчук летит вовсе не в Пермь, чтобы по возвращении в Москву объявить о своем уходе из клуба. В «Спартаке» то же, что и всегда – схватка группировок не прекращается, а лишь иногда берет передышку; антициклон сменяется циклоном, новый смерч событий, слухов, скандалов набирает силу, и нескольких щелчков мыши уже недостаточно.

Происходящее в «Спартаке» поглощает целиком – настолько, что не успеваешь следить за перемещениями Манчини – одной ногой он в сборной Италии или всеми двумя? Судейские скандалы, как всегда хлесткие спичи Дзюбы, намеки Смолова и многое другое на время отвлекают, но все равно остаются на периферии сознания. Пока в уютном пресс-центре «Краснодара» не прозвучат два слова – «пятая колонна». Господи, а там-то что? «Локомотиву» даже не руку – палец осталось протянуть. И – чемпионство, триумф, слезы счастья, слава и автограф в истории российского футбола. Но и туда пришел циклон.

Наш чемпионат всегда был продуктом весьма специфическим – в том смысле, что гром и молния здесь – обычное явление. Но, честно говоря, я не припомню, чтобы раньше на финише была такая концентрация скандалов. Тонкая, словно нить, струя грязи поползет сверху – легко увернешься. Но за ней проливаются ведра. А спустя еще миг ты стоишь на пути огромного селевого потока, спастись от которого не получится даже на самом тихом, безмятежном островке интернета. Группировки, пятые колонны, отставки, заявления в прессе, новости и сплетни, ромашки и одуванчики…

Эти события вновь напомнили нам, что огромный, не всегда ухоженный и зеленый прямоугольник – лишь вершина айсберга. Вся жизнь бурлит на тренировочных занятиях, в кабинетах, тусовках. А в жизни бывает по-всякому. С разборками, интригами, борьбой за маленькую власть. И вместо обсуждения аргентинских талантов «Зенита», изъянов обороны «Спартака» и беззубой атаки «Локомотива» приходится копаться в этой грязи. Можно, конечно, и не копаться, но тогда говорить придется с самим собой, потому что у остальных-то футбол все равно отошел на второй план. Грязью забрызгало всех.

С одной стороны, какие-то скандальные вещи нормальны и необходимы. В жизни без них не бывает. А ажиотаж подогревает интерес к футболу в, мягко говоря, далеко не самой футбольной стране. Пусть хоть так, чем никак. Но с другой – очень плохо, когда этих, с позволения сказать, элементов шоу становится настолько много, что все внимание сразу переключается на них. Особенно на самом финише, когда вершатся судьбы, все на взводе, и даже маленькая трещина может привести к обрушению здания, обломки которого похоронят под собой все труды и старания огромного количества людей за долгий период.

Разве для того «Спартак», отмучившись 16 лет, пришел к золоту, был в шаге от победы в Кубке и все еще остается претендентом на чемпионство, чтобы вот так бездарно, под воздействием скрытых от глаз тектонических возмущений внутри клуба за пару недель сжечь все? Все! Чтобы в футболе что-то построить, иной раз надо подождать 16 долгих, бесконечных лет. Зато рушится все за какие-то дни, несколькими необдуманными ходами, решениями, телодвижениями, репликами и даже неуместными намеками в инстаграме. То же касается и других. Не всех, но очень многих. Разве что ЦСКА беззаботно дремлет.

Приходит понимание и того, что в наших больших клубах все очень хрупко. Футбольные люди не всегда могут найти общий язык с людьми в пиджаках и галстуках. Казалось бы, задача вторых состоит в том, чтобы обеспечить первым нормальный рабочий процесс: чтобы не было конфликтов, чтобы стабильно платили зарплату, чтобы вовремя поступало кадровое усиление. Но на деле все иначе: обиды, подозрения, обвинения; кто-то с кем-то не согласен и ему не хватает мудрости, чтобы найти компромисс хотя бы на время столь важного, судьбоносного отрезка сезона.

Михаил Борзыкин. Telegram