7 мин.

«К работе Карреры в Перми не придерешься»

"Спартак" после трех поражений подряд в двух турнирах больше осечек себе позволить не мог. Вообще, наблюдение за красно-белыми позволяет заметить, что именно в момент, когда кажется, будто наступает фаза кипения, и вот-вот с чайника советского образца пар сорвет крышку, как команда собирается, успокаивается и возвращается в рабочее состояние.

Так было в сентябре, после восьми туров, за которые "Спартак" одержал лишь две победы – над "Арсеналом" и "Рубином". При этом трижды проиграл и сделал несколько не самых приятных ничьих – в том числе с "Марибором", с "Тосно", где пропустил два мяча в концовке, и дома с "Анжи", когда в добавленное время теперь уже отыгрался. Но накопившиеся внутренние противоречия никуда не выплеснулись, а героическая домашняя ничья полуторным составом с "Ливерпулем" помогла вернуть присутствие духа – и началась 14-матчевая серия, в которой было одержано 11 побед при трех ничьих и разности мячей 29-9.

Когда "Спартак" поставил себя на грань вылета из зоны Лиги чемпионов, похоже, у команды снова что-то щелкнуло в мозгах. "Амкар" на выезде был обыгран с большим запасом. У пермяков мало что получалось, и если бы при 0:1 он воспользовался одним из полумоментов и сравнял счет, это было бы не более чем стечением обстоятельств.

Но "Амкар" – это не мадридский "Атлетико", чтобы вдрызг проигранный матч с "Арсеналом" одним эпизодом свести к ничьей. Чтобы набрать очки против "Спартака", он должен был играть так же, как против "Локомотива". Но такого футбола у него не было и близко. Не забудем, впрочем, что пермяки – в этом сезоне команда выездная. На своем поле она выиграла лишь дважды, а за пределами Перми – шесть раз. Удивительный домашне-выездной матч с "Локо" давайте все-таки считать за московский, несмотря на памятную шутку Вадима Евсеева о том, что "наконец-то выиграли дома".

К работе Массимо Карреры в этот день придраться было невозможно. Неочевидное решение начать матч в три центральных защитника (по моим данным, первую тренировку по такому варианту команда провела за день до матча), зеркально схеме пермяков, оказалось вполне эффективным. "Спартак" был сильнее, а когда после перерыва вновь перестроился на модель с двумя центральными защитниками – еще сильнее.

Кстати, Станислав Черчесов должен быть рад, что впервые за длительное время Каррера сыграл тайм в три центральных. Пока неизвестно, какую схему изберет главный тренер национальной сборной на ЧМ-2018, но по крайней мере Илья Кутепов за один матч с "Амкаром" сыграл по обеим. И неплохо, хотя Пермь образца этой встречи, конечно, не особый показатель.

Очень радует, как набирает форму еще один российский сборник – Роман Зобнин. С каждым матчем он играет все лучше, а самоотдачу показывает просто сумасшедшую. Не случайно Тимур Журавель, комментировавший матч с Урала, поразился, что на искусственном газоне форма у Зобнина за время игры из белой превратилась в почти сплошь черную. Недавно Роман сетовал, что никак не достигнет того уровня, который у него был до "крестов". Дай бог, чтобы у него начался прорыв.

Кстати, одна интересная деталь. По моим сведениям, Зобнин – единственный футболист в "Спартаке", которому из-за перенесенной травмы разрешено не заниматься со штангой. Я уже не раз поднимал эту тему, и очередные мышечные травмы, полученные в Перми, – Зе Луишем и Максимовичем, – на мой взгляд, говорят не только о неважном качестве пермского покрытия, но и о продолжении проблем с "физикой", исходящих от непродуманных экспериментов тренера по физподготовке Д'Урбано.

Собственно на игре "Спартака" в Перми этот фактор, к счастью для красно-белых, не сказался. Помог быстрый гол Боккетти, который при угловом в исполнении Фернанду продавил Сивакова, и, на мой взгляд, все было сделано по правилам. Футбол – мужская игра, и зафиксировать в этом эпизоде фол Левников мог бы только при очень большом желании и буквоедском настрое. В Англии бы его в таком случае точно не поняли. При втором голе, когда Промес чуть задел Нигматуллина во время навеса, ситуация выглядела несколько более спорной – но опять же на усмотрение арбитра. 

Почему-то большую часть матча нервничал оппонент Нигматуллина – Селихов. То ли потому, что играл против бывших своих, то ли еще по какой-то причине, но голкипер "Спартака", обычно надежный и спокойный, три раза "пожарил" на выходах. Ни к чему, впрочем, это не привело, защита его страховала, "Амкар" в атаке мало что создавал, и закончилось все "сухарем". Весьма редким сегодня для красно-белых. Таков футбол со всеми его парадоксами.

На левом фланге обороны (а в первом тайме – по всей бровке) понравился Мельгарехо. Не нужно нагнетать ажиотаж из чисто рабочего, футбольного решения Карреры – выпустить в стартовом составе парагвайца, а не Комбарова. На то она и конкуренция. Того же Лоренсо и в этом сезоне, и ранее тоже критиковали дай боже. Но, как и в нескольких других случаях выхода Мельгарехо на эту позицию в нынешнем сезоне, выбор в его пользу сработал.

Первый матч после "крестов" для Артема Тимофеева получился, может, и не столь ярким – полузащитник стремился играть проще и лишь строго выполнять установку, что и понятно, – но уж точно не плохим. 24-летний хавбек был органичной частью команды, что для первого раза после столь тяжелой травмы вполне достаточно.

Обратили на себя внимание еще два решения Карреры, но и вокруг них, по крайней мере пока, не нужно нагнетать страсти. По Денису Глушакову он объяснил, что речь идет о небольшой травме колена, полученной на минувшей неделе в тренировочном процессе – и из-за пермской синтетики капитаном решили не рисковать и на выезд не брать. В матче с "Ростовом", думаю, будет возможность понять, насколько это объяснение было откровенным. Пока же Глушаков пропустил уже два матча подряд, один из которых – "Ахмату" – был безоговорочно проигран, второй – уверенно выигран. Так что никаких выводов на основании двух этих встреч делать нельзя. Но нельзя и забывать, что Глушаков – не просто капитан, а лидер коллектива в том числе и за пределами поля. И, насколько мне известно, в течение минувшей недели он делал все, чтобы команда после неудач пришла в рабочее состояние и сосредоточилась на главном – возвращении второго места, гарантирующего выступления в групповом этапе следующей Лиги чемпионов.

Решение отправить ассистента Романа Пилипчука просматривать "Ростов" на матч с "Тосно" выглядело неожиданным – ранее ничего подобного не происходило. Многие обратили внимание на раздраженную реакцию Карреры, когда его спросили об этом в предматчевом интервью. Вначале он, правда, разъяснил суть своего решения, но затем отчитал корреспондента: мол, главный тренер не должен никому объяснять решения по распределению обязанностей среди своих помощников. Но как не спросить, если прежде такого не было?

Насколько мне известно, ранее Пилипчук всегда проводил теоретические занятия с разбором игры соперника, но летать для этого на его предыдущий матч его никогда не просили – он был нужнее для помощи в оперативных наблюдениях и решениях собственно на играх "Спартака".

В штабе чемпионского "Спартака" Пилипчук играл очень важную роль. Они с Каррерой были единым целым, и в перерывах почти всегда Массимо предоставлял ему слово. Приход в штаб прошлым летом двух итальянцев (а осенью был еще и швейцарский аналитик, позже оказавшийся не у дел) диспозицию довольно существенно изменил. Его отправка на просмотр соперника аналогична функциям хоккейных тренеров, которые наблюдают за матчами оппонентов с верхотуры дворцов, а не со скамейки. Эта роль (допустим, на Олимпиаде в Пхенчхане у Олега Знарка ее выполнял Илья Воробьев) важна, но по иерархии она уступает первым помощникам. Жизнь покажет, был ли это однократный случай, – такое ведь тоже не стоит исключать.

Так или иначе, прямо сейчас "Спартак" вернулся на второе место. Любая осечка, правда, вернет туда ЦСКА, а красно-белым в этом случае придется пробиваться в Лигу чемпионов через квалификацию. Если спартаковцы завершат первенство там, где находятся сейчас, итоги сезона будут для них более или менее сносными. Но три предыдущих матча показали, что успокаиваться им еще очень рано. 

Игорь Рабинер, "СЭ"