5 мин.

Зачем нам нужен олимпийский огонь в Сочи?

Вообще в торгашеском смысле (купи-продай) Олимпиады невыгодны. Не получается потратить  X денег, построить олимпийские объекты, а потом на продажах билетов, олимпийской символики, ТВ-трансляций и всего остального получить X+Y денег. Насколько я знаю, это удалось только американцам в Атланте в 1996 году. ОИ-1996 упрекали в некомпетентности волонтеров, проблемах с дорожным движением, сбоях информационных систем, чрезмерной коммерциализации.  Во время Игр в Олимпийском парке произошел взрыв с человеческим жертвами. Так что с безопасностью в Атланте тоже были проблемы. Не из-за того ли, что доблестные американцы в стремлении "отбить" Игры сэкономили на всем, на чем только можно. На церемонии закрытия президент МОК Х. А. Самаранч единственный раз не произнес сакраментальное: "Эти Игры были лучшими в истории".

Но, несмотря на то, что прямой арифметической выгоды от Олимпиад получить не удается, постоянно членам МОК приходится выбирать из нескольких претендентов. Многие из которых, снова и снова, вступают в борьбу за право провести ОИ. Причем претендуют на Игры не только благополучные Париж, Манчестер, Пхенчхан, Зальцбург, но и относительно благополучные София и Закопане. В этом списке есть и города из стран с далеко не самой мощной экономикой - кубинская Гавана, египетский Каир, грузинский Боржоми, казахстанская Алма-Ата. Зачем им нужны "неотбивающиеся" Игры?

Проведение Олимпиады - это долгосрочный инвестиционный проект, эффект от которого длится десятилетиями. (Уж москвичи, получившие квартиры в Олимпийской деревне, это знают точно.) Такой проект, как ОИ, позволяет привлечь частное инвестирование, спонсорские контракты, рекламодателей. Это - деньги в кассу региона и государства, которых иначе не было бы. Не верите мне? Поверьте Эндрю Цымбалисту - американскому экономисту, автору книг по экономике спорта, профессору экономики колледжа Смита. (Еще он и доктор философии в Гарварде, но это уже неважно). Так вот, Э. Цымбалист считает, что крупное спортивное мероприятие может послужить не только стимулом для развития инфраструктуры, но и помогает развитию социально-экономической сферы и привлечению недостающего финансирования в инфраструктурные проекты. Олимпиада - это уникальная возможность "большого скачка" для региона, в котором она проводится. Какие составляющие этого "большого скачка" можно увидеть уже сейчас?

Создано и поддержано более 560 тыс. рабочих мест. Из них в сфере строительства - только 70 000 мест. Так что эти места не исчезнут после Олимпиады. Конечно, их число уменьшится, но основная масса останется. Те, кто бывал на черноморском побережье не в курортный сезон, знает, что жизнь там замирает. Курортная территория живет только 2-3 летними месяцами. Тогда у жителей есть и работа, и доходы. Остальное время в году работы у основной части населения нет. Сейчас же в Сочи самый низкий уровень безработицы в России. А это - деньги. Предприятия платят налог на прибыль, налоги на социалку, граждане платят подоходный налог. Чем больше благополучных предприятий и работников, тем больше и налоговые поступления. Кстати, в 2012 году, Forbes признал Сочи лучшим городом для ведения бизнеса в России.

Инфраструктурные изменения. С 80-х годов Сочи не мог получить новый терминал аэропорта - это был типичный советский долгострой. Одноколейной железной дороге идущей прямо по побережью (в некоторых местах прямо по пляжу) давно перевалило за 100 лет. Да-да, железная дорога до Сочи - это "наследие проклятого царизма". Если кто-то ездил в Красную Поляну на автомобиле, то знает, что туда вела узенькая дорога с шириной на 1 автомобиль. Разъезды осуществлялись через "карманы". И если навстречу попадалась на снежной дороге какая-нибудь "копейка" на лысой резине, то приходилось всеми доталкивать ее до места разъезда. Иначе можно было целый день простоять, наблюдая, как она гольмует. Решение транспортных проблем и развитие Сочи, как зимнего курорта, будет способствовать привлечению туристов в Сочи, как летом, так и зимой. Причем и российских туристов и иностранных.

Так, благодаря Играм в Барселоне в 1992 году этот город превратился из непопулярного промышленного в один из крупнейших мировых туристических центров. Всего через 10 лет после проведения Олимпиады количество туристов в нем увеличилось в два раза, а средняя продолжительность их пребывания в городе возросла на 110 процентов. Доходы бюджета Барселоны за это время выросли в пять раз. За пять лет город претерпел такие изменения, на которые при других обстоятельствах ушло бы не меньше трех десятилетий. 

Нет сомнения, что любители зимних видов спорта обязательно захотят попробовать свои силы на олимпийских объектах и в нашей стране. С 2005 по 2009 года количество тех, кого Сочи привлек, как горноклиматический курорт увеличилось на 55% - с 3,08 млн. человек до 4,8 млн. человек. Когда закончится стройка, после Олимпиады, эта цифра существенно вырастет. Кому интересно, может на калькуляторе прикинуть экономическую выгоду от такого увеличения числа туристов.

Суммарная мощность новых электростанций составляет более 1200 МВт. Проблема энергозависимости Сочи должна остаться после этого в прошлом. И не надо забывать, что энергетическая система в стране едина и эти мощности будут работать не только на Сочи. 

Привлечение инвестиций. Олимпийская стройка способствовала привлечению в экономику Сочи частного капитала. Только по олимпийским объектам эта цифра составляет 100 млрд. рублей. Это примерно 45% от общих затрат на олимпийские объекты. Также частный капитал участвует и в инфраструктурных проектах.  И это участие измеряется примерно таким же процентным соотношением. Отдельная тема - это изменение имиджа России в мире. Не секрет, что иностранцы до сих пор своеобразно представляют нашу страну. Для них Россия, по-прежнему - водка, балалайка, снег, ушанка. И это не способствует инвестициям в нашу экономику и, соответственно, новым предприятиям, новым технологиям и рабочим местам. Для изменения имиджа страны трудно придумать что-либо более действенное, чем проведение Олимпиады. Иностранные же инвестиции - один из действенных методов приведения экономики в нормальное состояние. Экономики ОАЭ, Сингапура, послевоенной Европы, Китая прошли именно такой путь - привлечение иностранного капитала, создание современного производства и освоение новых технологий.

Ну и не забудем о наших спортсменах. Нужны ли им те объекты, которых до сих пор в России не было. Горная база для подготовки, современные трамплины и санно-бобслейная трасса, горный лыже-биатлонный комплекс. Если нам, в принципе, нужен спорт высоких достижений, то без них не обойтись. После распада Советского Союза многие, подобного рода сооружения, остались за пределами России. Прошло 20 лет, пора восстанавливать. 

Напоследок модная нынче инфографика. Куда ж без нее?

 

Наследие Сочи