Зачем нам нужен олимпийский огонь в Сочи?
Вообще в торгашеском смысле (купи-продай) Олимпиады невыгодны. Не получается потратить X денег, построить олимпийские объекты, а потом на продажах билетов, олимпийской символики, ТВ-трансляций и всего остального получить X+Y денег. Насколько я знаю, это удалось только американцам в Атланте в 1996 году. ОИ-1996 упрекали в некомпетентности волонтеров, проблемах с дорожным движением, сбоях информационных систем, чрезмерной коммерциализации. Во время Игр в Олимпийском парке произошел взрыв с человеческим жертвами. Так что с безопасностью в Атланте тоже были проблемы. Не из-за того ли, что доблестные американцы в стремлении "отбить" Игры сэкономили на всем, на чем только можно. На церемонии закрытия президент МОК Х. А. Самаранч единственный раз не произнес сакраментальное: "Эти Игры были лучшими в истории".
Но, несмотря на то, что прямой арифметической выгоды от Олимпиад получить не удается, постоянно членам МОК приходится выбирать из нескольких претендентов. Многие из которых, снова и снова, вступают в борьбу за право провести ОИ. Причем претендуют на Игры не только благополучные Париж, Манчестер, Пхенчхан, Зальцбург, но и относительно благополучные София и Закопане. В этом списке есть и города из стран с далеко не самой мощной экономикой - кубинская Гавана, египетский Каир, грузинский Боржоми, казахстанская Алма-Ата. Зачем им нужны "неотбивающиеся" Игры?
Проведение Олимпиады - это долгосрочный инвестиционный проект, эффект от которого длится десятилетиями. (Уж москвичи, получившие квартиры в Олимпийской деревне, это знают точно.) Такой проект, как ОИ, позволяет привлечь частное инвестирование, спонсорские контракты, рекламодателей. Это - деньги в кассу региона и государства, которых иначе не было бы. Не верите мне? Поверьте Эндрю Цымбалисту - американскому экономисту, автору книг по экономике спорта, профессору экономики колледжа Смита. (Еще он и доктор философии в Гарварде, но это уже неважно). Так вот, Э. Цымбалист считает, что крупное спортивное мероприятие может послужить не только стимулом для развития инфраструктуры, но и помогает развитию социально-экономической сферы и привлечению недостающего финансирования в инфраструктурные проекты. Олимпиада - это уникальная возможность "большого скачка" для региона, в котором она проводится. Какие составляющие этого "большого скачка" можно увидеть уже сейчас?
Создано и поддержано более 560 тыс. рабочих мест. Из них в сфере строительства - только 70 000 мест. Так что эти места не исчезнут после Олимпиады. Конечно, их число уменьшится, но основная масса останется. Те, кто бывал на черноморском побережье не в курортный сезон, знает, что жизнь там замирает. Курортная территория живет только 2-3 летними месяцами. Тогда у жителей есть и работа, и доходы. Остальное время в году работы у основной части населения нет. Сейчас же в Сочи самый низкий уровень безработицы в России. А это - деньги. Предприятия платят налог на прибыль, налоги на социалку, граждане платят подоходный налог. Чем больше благополучных предприятий и работников, тем больше и налоговые поступления. Кстати, в 2012 году, Forbes признал Сочи лучшим городом для ведения бизнеса в России.
Инфраструктурные изменения. С 80-х годов Сочи не мог получить новый терминал аэропорта - это был типичный советский долгострой. Одноколейной железной дороге идущей прямо по побережью (в некоторых местах прямо по пляжу) давно перевалило за 100 лет. Да-да, железная дорога до Сочи - это "наследие проклятого царизма". Если кто-то ездил в Красную Поляну на автомобиле, то знает, что туда вела узенькая дорога с шириной на 1 автомобиль. Разъезды осуществлялись через "карманы". И если навстречу попадалась на снежной дороге какая-нибудь "копейка" на лысой резине, то приходилось всеми доталкивать ее до места разъезда. Иначе можно было целый день простоять, наблюдая, как она гольмует. Решение транспортных проблем и развитие Сочи, как зимнего курорта, будет способствовать привлечению туристов в Сочи, как летом, так и зимой. Причем и российских туристов и иностранных.
Так, благодаря Играм в Барселоне в 1992 году этот город превратился из непопулярного промышленного в один из крупнейших мировых туристических центров. Всего через 10 лет после проведения Олимпиады количество туристов в нем увеличилось в два раза, а средняя продолжительность их пребывания в городе возросла на 110 процентов. Доходы бюджета Барселоны за это время выросли в пять раз. За пять лет город претерпел такие изменения, на которые при других обстоятельствах ушло бы не меньше трех десятилетий.
Нет сомнения, что любители зимних видов спорта обязательно захотят попробовать свои силы на олимпийских объектах и в нашей стране. С 2005 по 2009 года количество тех, кого Сочи привлек, как горноклиматический курорт увеличилось на 55% - с 3,08 млн. человек до 4,8 млн. человек. Когда закончится стройка, после Олимпиады, эта цифра существенно вырастет. Кому интересно, может на калькуляторе прикинуть экономическую выгоду от такого увеличения числа туристов.
Суммарная мощность новых электростанций составляет более 1200 МВт. Проблема энергозависимости Сочи должна остаться после этого в прошлом. И не надо забывать, что энергетическая система в стране едина и эти мощности будут работать не только на Сочи.
Привлечение инвестиций. Олимпийская стройка способствовала привлечению в экономику Сочи частного капитала. Только по олимпийским объектам эта цифра составляет 100 млрд. рублей. Это примерно 45% от общих затрат на олимпийские объекты. Также частный капитал участвует и в инфраструктурных проектах. И это участие измеряется примерно таким же процентным соотношением. Отдельная тема - это изменение имиджа России в мире. Не секрет, что иностранцы до сих пор своеобразно представляют нашу страну. Для них Россия, по-прежнему - водка, балалайка, снег, ушанка. И это не способствует инвестициям в нашу экономику и, соответственно, новым предприятиям, новым технологиям и рабочим местам. Для изменения имиджа страны трудно придумать что-либо более действенное, чем проведение Олимпиады. Иностранные же инвестиции - один из действенных методов приведения экономики в нормальное состояние. Экономики ОАЭ, Сингапура, послевоенной Европы, Китая прошли именно такой путь - привлечение иностранного капитала, создание современного производства и освоение новых технологий.
Ну и не забудем о наших спортсменах. Нужны ли им те объекты, которых до сих пор в России не было. Горная база для подготовки, современные трамплины и санно-бобслейная трасса, горный лыже-биатлонный комплекс. Если нам, в принципе, нужен спорт высоких достижений, то без них не обойтись. После распада Советского Союза многие, подобного рода сооружения, остались за пределами России. Прошло 20 лет, пора восстанавливать.
Напоследок модная нынче инфографика. Куда ж без нее?
"Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны".
Обожаю эту фразу. Не пойму только, как грузинский поэт ранних веков смог описать поведенческую линию многих россиян 21 века )))
Вы реально думаете, что окупаемость дворца зависит от того, приписана к нему хоккейная команда или нет? Сколько матчей проводит СКА в сезоне в своем дворце. 20? 30? 40? Сколько из этих матчей привлекают нормальное количество зрителей на трибуны? Сколько стоят билеты?
Прикиньте деньги, которые приносит дворцу хоккейный клуб, и Вы поймете, что это не та сила, который делает дворец рентабельным. (Не удивлюсь, если дворцу вообще выгодней послать СКА со своими матчами далеко-далеко) В году 365 дней. Что делается в дворце те 325 дней, когда там СКА не играет?
Второй пример из жизни Краснодарского края. Станица Каневская. Тоже имеет ледовый дворец. Тоже без хоккейного клуба. И в Каневскую люди из Краснодара приезжают покататься на коньках.
Но вы вряд ли сможете убедить тех, у кого по определению, все что делается - это плохо.
И доводы у них соответствующие.
1. Мнению своих друзей я доверяю.
2. В Сочи сам я не был, вот и попросил Владимира поправить, т.к., он очевидно, знаком с ситуацией достаточно хорошо. Но это не значит, что не бывал в других уголках нашей прекрасной Родины. И как-то мои наблюдения не очень отличались от информации из Сочи.
3. Не товарищ я, как не прискорбно, родился поздновато)
Вторая проблема - отсутствие какой-либо "движухи" зимой решается созданием зимних рекреационной зоны. Что и делает Олимпиада. Дает современнейшие объекты для зимнего отдыха и одновременно их рекламирует на весь мир.
А вот вторая часть поста мне непонятна. Т.е. если Сочи - третьесортная забегаловка, то и делать нечего не надо? Пусть такой и остается? Это странная для меня позиция - раз что-то делать трудно и затратно, то давайте ничего не делать. Так что ли? Изменения городской среды, статуса и прочего пусть медленно, но меняют и сознание. Куршевель-то не так давно набрал свою популярность. А до этого был деревня - деревней.
Суть проблемы в том, что факт имеющегося в стране негатива (коррупция, нехватка квалифицированных кадров, малый период для исправления провала 90-х и т.д.) не оправдывает увеличивающихся в геометрической прогрессии потоков надуманного негатива.
И уж тем более, думаю это очевидно, люди которые высказываются уничижительно к своей стране, вряд ли способны для нее, что-то позитивное сделать. Последнее непосредственно к вам не отношу ибо видно, что в целом вам "за державу обидно" :-)
Ну а Сочи называть северным городом привилегия зулусов)
И про "прошла зима - дорога развалилась" все знают. А меж тем это кратно увеличивает стоимость и без того недешёвых дорог.
Или Вы пытаетесь убедить меня что не воруют?
1. Забудьте миф о том, что рынок сам все отрегулирует. Именно на это и была надежда в 90-х. Мол, рынок сам вывезет куда надо. Вывез, куда не надо. Рынок - мощный инструмент, только его нельзя отпускать в свободное плавание. Им нужно уметь эффективно пользоваться.
2. Налоговые льготы для нового бизнеса и финансовые гарантии. А кто Вам сказал, что их у нас нет? Они есть. Также, как есть куча федеральных программ. Их просто немеряно.
Программы развития регионов, программы поддержки начинающих предпринимателей, программы по развитию фермерства, ремонта домов, благоустройства территорий и т.д. и т.п.. Только они не раздаются нале-направо. Необходим внятный бизнес-план, готовность руководства регионов работать в этих программах.
3. Заполучить западные компании. Так а что сделает это эффективнее, чем Олимпиада? Великолепный инструмент для привлечения западного капитала - как частных лиц, так и предприятий. "Проктер", "Панасоник", "Омега", "Фольксваген", "Кока-кола", "Самсунг", "Виза", "Дженерал электрик", "Макдональдс" - это все партнеры и спонсоры.
Далее: Кто проектирует горнолыжку?
Фирма «Экозайн» (Канада), которая спроектировала больше половины мировых горнолыжных курортов. И, в частности, разработала всю горнолыжную тематику Олимпиады 2010 года в Ванкувере. В «Экозайне» собраны выдающиеся – без натяжек! – специалисты своего дела. Они в один голос утверждают, что район Розы Хутор, Энгельмановой Поляны, Красной Поляны – лучшие в мире горнолыжные зоны из числа неосвоенных. По природным, рельефным, климатическим данным
А управлять горнолыжкой будет французская Compagnie des Alpes, имеющая опыт управления крупнейшими альпийскими горнолыжными курортам.
4. По эффективности. Транспортная система - неотъемлемая часть любой экономики, непосредственно влияющая на весь рынок. Архаичный транспорт подбросит цену любого товара до небес. Так что вложения в транспортную структуру - это увеличение эффективности всего народного хозяйства.
Но заметьте, что не все меряется параметрами эффективности. У государства масса забот, которые нельзя подогнать под эффективное расходование средств. Например, содержание пенсионеров. Совершенно неэффективное занятие.
Благоустройство городской среды и улучшение качества жизни - тоже неэффективно. Но ведь это не значит, что не надо этого делать.
Что совершенно не противоречит моему посту, на который Вы отвечали. На территории Финляндии проконтролировать качество построенных дорог существенно легче. Ее население сравнимо с одним Питером. Сколько там основных дорог и какова их общая протяженность? Все финские дороги, наверно, можно за 3 дня объехать и каждую ямку переписать.
А я вот не пойму, что Вы до меня пытаетесь донести. Что воруют, что все плохо или что-то еще.
Я писал про то, что Олимпиада имеет массу плюсов. Что она позволит генерировать денежный приток и в долгосрочной перспективе отобьется. Оставив при этом городу и побережью современную инфраструктуру, спортсменам - базы, жителям - работу, зимним туристам - курорт. А Вы мне про ледовый дворец, Финляндию и воровство. Вы хотите беседовать о политике? Это нескончаемый спор, требующий огромной переписки и не очень уместный в рамках спортивного сайта. Я в политику уходить не буду. Извините.
Я говорю по то, что Олимпиада - не лучший способ инвестиций. Я не спорю, что новые дороги - плохо, но из через 1.5 - 2 года придётся массово ремонтировать. Я не говорю, что новые гостиницы - плохо, но сколько бы их не пустовало после олимпиады, цен это не снизит, не улучшит сервис (читай отношение к клиенту), т.к. это всё искусственно. Т.к. нет реальной заинтересованности в результате. Т.к. цель краткосрочна.
А воровство - существенный фактор. так уж получилось - что нынче без него никак.
Олимпийские объекты, как современные и престижные, привлекут людей зимой (и не только граждан РФ). олимпиада будет являться рекламой и Сочи, и России. Сочи - как горнолыжного курорта, России - как рынка для инвестиций.
Цель - не краткосрочна. Олимпиада лишь инструмент, а главная цель (которая сущестовала бы и без Олимпиады) - развитие Сочи, как горноклиматического курорта и создание принципиально новой городской среды.
В определенном смысле Сочи - пилотный проект по созданию принципиально новой среды.
Жалко, что непонятно написал (((
Просто есть мнение. что за олимпийский огонь мы сильно переплачиваем, и эти деньги можно вложить эффективнее.
Это к вопросу по начальные условия.
А про пустые номера я сужу по различным санаториопансионатобазамотдыха в Челябинской области. Цены страшные, стоят полупустые.
"Всегда нахожу достойный номер дешевле сложившихся на то момент цен" - и это не бронируя! Значит спрос уже меньше предложения.
то-то Курортный "проспект" все советские и постсоветские времена, до олимпийского проекта был безальтернативным, а для того, чтобы на лыжах покататься в Красной поляне надо была от Адлера с риском для жизни петлять по дороге, на которой был поворотом с поэтическим названием «Пронеси, Господи!».
Воруют, воруют.
Вот только почему-то уверен, что пусти строить крикунов, которые сейчас про повальное воровство вещают, к строительству, то они организуют процесс не лучше, а может и хуже, учитывая их осведомленность в тонкостях процесса воровства :-)
Стоимость хоккейного дворца в Сочи почти 10 миллиардов рублей (!!!)
Вместимость 12000.
Допустим средний билет 2000 (летом больше, зимой меньше)
Итого 24 миллиона с мероприятия.
Часть уйдёт на гонорары исполнителям, музыкантам, осветителям, уборщикам... Часть на ежедневное содержание стадиона.
И сколько останется? Миллионов 6 - максимум.
Снова оптимизм - по 2 концерта в неделю. Итого уже почти 16 лет, если даже не снимать розовых очков.
Если снять, то думаю до 25-30 дойдёт, а ему бы не развалиться за это время. Мегаспорт уже закрыт на реконструкцию, а ему сколько?
Или вы думали зарабатывать, сдавая лёд в аренду любителям?
Одна из самых главных проблем Сочи как курорта - сервис (скажу сразу, сам не был, ориентируюсь по различным источникам, можете поправить). А точнее соотношение цена/качество, по которому и Турции (лето) и странам Альп (зима) Сочи уступают. И Олимпиада тут мало что изменит. Это как третьесортную забегаловку отремонтировать под дорогой ресторан, не поменяв персонала. Поначалу все придут из любопытства, но увидев, что еда по прежнему отвратна, а официанты хамят, ходить перестанут.
Должно ли государство стимулировать бизнес, обеспечивать рабочие места и рост зарплат? Является ли это одной из основных его задач и вправе ли оно тратить на это деньги?
Если Ваш ответ на эти вопросы - "Да", - то вот информация к размышлению.
В 2012 году Forbes признал Сочи лучшим городом для ведения бизнеса в России
Создано 560 000 рабочих мест.
Средний показатель безработицы по стране - 5,2%, в Сочи - 0,17%.
Сочинская база вакансий составляет более 80 000 предложений.
Средняя ЗП в краснодарском крае - 23 000, в Сочи - 30 000.
А по поводу окупит себя в смысле "своруй-не своруй". Я предлагал посчитать на калькуляторе прибыль от прироста туристов.
А ведь есть еще и другие экономические выгоды.
Вы знаете, что в пик сезона можно расстояние от Сочи до Лазаревскго (70 км) ехать 12 часов?
Что вагон от Москвы до Сочи летом может ехать до 28 суток. Экономические потери на транспорте огромнейшие!!!! Исключение транспортных потерь окупит огромную часть потраченных денег. Конечно, может быть через 10-20 лет. Но я и писал, что это долгосрочный инвестиционный проект.
Если вопрос стоит ничего или Олимпиада - ответ очевиден.
Если речь идёт о крупном долгосрочном проекте, осуществляемом за бюджетные средства - уже не столь очевидно. Есть много других способов влияния на экономическую ситуацию: субсидии, налоговые льготы. Тут Олимпиада проигрывает за счёт количества ненужных трат, вроде хоккейного стадиона в Сочи.
Если же речь про частные инвестиции местного, или крупного бизнеса с целью увеличить популярность курорта, то тут опять без вопросов.