5 мин.

Самый несчастный футболист — Александр Фрай

Смотрел обзор Лиги Европы и Лиги Конференций, слушал Стаса Минина и на матче "Базель" - "Жальгирис" подумал о вещах трепетных и романтических. Я помню свои первые футбольные слезы. 2007 год. Мне 11 лет. Тяжелый денек: не пустили играть на коробку — не слишком экономно я относился к экипировке. Но до школы еще почти месяц, поэтому я с отцом смотрю "Спартак" - "Томь" в 11 часов вечера.

Матч развивается странным образом: "Томь" два раза ведет, я лью слезы после каждого гола сибиряков (ну в конце концов, это ж "Томь" — как ей можно проигрывать?). Под аккомпанемент Ильи Казакова, беспощадно флегматичного, практически бездушного, комментатора, Спартак при счете 2:2 на 90-й минуте подает угловой: Шоавэ (вы помните такого?) подает в штрафную после розыгрыша, Веллитон пропускает и Бояринцев в падении вколачивает своей гладкой головой такой же гладкий найковский T90 AEROW II в ворота Хомутовского (тут признаюсь, кипера "Томи" в том матче я подсмотрел в этих ваших интренетах)...

Слезы счастья, понятное дело. Но самое главное: спустя столько лет у меня остается четкое ощущение, что такой гаммы эмоций никто и ничто на свете мне не подарит — только футбол.

Это я все к чему? В том сезоне Спартак занял второе место в чемпионате России (Рубин, извини, из маленьких команд, ты — самый ненавистный мною клуб: за сожженый газон в матче со Спартаком в конце августа 2007 года и раздвинутые ноги перед Зенитом в начале сентября). Первое место за Зенитом (эх, если бы не Рубин). Грустно, нужно искать отдушину. С подачи отца отдушиной становится Боруссия Дортмунд (если бы я знал, к чем это все приведет). И был там такой нападающий, из Швейцарии, Александр Фрай. Я помнил его еще после ЧМ-2006, где он старался не пустить Украину с Калиниченко и Шевченко в четвертьфинал. В общем, как-то я к нему прикипел.

Лучший бомбардир Лиги 1 сезона 04/05, лучший бомбардир сборной Швейцарии, самый любимый мною футболист этой самой сборной и, при этом, самый трагичный. 2008 год. Лето, которое русские запомнили навсегда — из-за Дедушки Гуса, Аршавина, Павлюченко и иже с ними. Лето, которое я запомнил самым счастливым и, при этом, самым грустным. После церемонии открытия, первым матчем чемпионата Европы была встреча Швейцарии и Чехии. Парней в красной форме на газон выводит Александр Фрай, лучший игрок Швейцарии, до 42-ой минуты бывший надеждой маленького банковского государства на успешное выступление на домашнем турнире.

И тут случается Зденек Грыгера. Добротный малый, наверняка, Ювентус все-таки. Но Фраю было без разницы, как, в-общем-то, и мне. Неприятный стык, который для здорового-то человека мог бы закончится плачевно, а для капитана швейцарцев закончил не только матч, но и весь турнир. Недолеченное колено, дурацкий момент с пасом в недодачу и вот от улыбающегося перед матчем форварда Боруссии осталась лишь запись в протоколе матча открытия: ни голов, ни передач, только слезы от чудовищных размеров обиды на себя, на этого Грыгеру, на футбол и на весь мир.

Свой следующий матч Фрай сыграл спустя три месяца в главном немецком матче (ну мы же все понимаем, что это "Рурское Дерби": Боруссия Дортмунд — Шальке 04?), в сентябре 2008. Даже гол забил, приблизив к желто-черных к камбэку. Но это все неважно. Почему? Потому что в сентябре 2007 года, после матча "Спартак" - "Рубин", умер мой дед — отцовский батя — и я впервые увидел слезы на лице у взрослого мужика. Тогда казалось, что это максимум эмоций, на который способны мужчины. Спустя почти год, 7 июня 2008 года я впервые увидел, что взрослый мужик может плакать из-за того, что не может играть в футбол. Мне казалось, что Александр Фрай — самый несчастный человек на празднике европейского футбола, на этом празднике жизни (которых у меня к тому моменту было всего два — Евро-2004 и ЧМ-2006). Как Мне казалось, что это были такие же слезы, что лил я, когда меня не пускали на коробку, потому что я порвал уже три пары кед за лето. Наверное, в том же июне, только чуть позже, 21-ого числа, после матча Голандия — Россия, я понял: такой гаммы эмоций никто и ничто на свете мне не подарит — только футбол.

И уже потом, спустя пару-тройку лет, в евро-весне 2011, Спартак в гостях натянет Базель с Фраем в составе, вернувшись с 0:2 (Жано, конечно, песню положил со штрафного). Потом этот Спартак разденет Аякс, а потом будет "Фалькао к нам не поедет" от Карпина. А осенью 2022 года я буду смотреть обзор Лиги Европы и Лиги Конференций, слушать Стаса Минина и на матче "Базель" — "Жальгирис" думать о том, что Александр Фрай больше не капитан сборной Швейцарии, теперь он — тренер Базеля. И мне уже не 11, не 12, а 27 лет. PS: подписывайтесь на блог "Партак" и на мою телегу (там не только футбол)