5 мин.

«Парма»: Туда и Обратно. История падения и взлёта крестоносцев

Восемь трофеев.

Все они с любовью отполированы и находятся на территории стадиона «Эннио Тардини» - в нашем клубном музее. Он был создан благодаря команде и группе фанатов, и носит имя легендарного президента «Пармы» - Эрнесто Черезини. В музее достаточно и других экспонатов: победные и знаковые футболки, вырезки из газет, старые бутсы, портреты легендарных пармезанцев. Здесь - вся история «Пармы».

Был период, когда в музее не горел свет, а полки пустовали. Очередной финансовый крах, поразивший клуб - и эти 8 красавцев были проданы на аукционе. Образы величия «Пармы» стали символами ее падения. К счастью, сегодня всё на месте. Трофеи стоят в музее и вновь блестят, как блистали когда-то crociati.

Стремительно вернулась и «Парма» - вопреки всем ожиданиям. Нужно быть законченным оптимистом или чертовым психом, или и тем, и другим (как я), чтобы верить в такой проспект - три пройденных Серии за три года.

В 2015 мы прекратили свое существование и были объявлены банкротом. Появилась новая юридическая организация, новое название и новая команда, которая стартовала с Серии D - врагу не пожелаю такое пережить. Слишком жестокое и болезненное падение даже для Италии - страны, которую трудно удивить трагедиями.

Конечно, мы знавали и лучшие времена. 90-е годы - расцвет молочной империи Parmalat. Щедрость Калисто Танци превратила скромную провинциальную команду в футбольную Золушку и один из лучших клубов мира. «Парма» была одной из sette sorrelle - Семи Сестёр, которые доминировали в Серии А. Вы прекрасно помните, что Сериал тогда был сильнейшей лигой мира. В Парме этот период называют anni di oro - золотые годы.

В 2003 году молочный концерн обанкротился, Танци пошел под суд, а жизнь команды больше никогда не была прежней. Изменилось всё. За последующие 10 лет мы успели вылететь в Серию B, вернуться и пережить несколько владельцев - каждый из них обещал поднять клуб с колен, а вместо этого только сильнее втаптывал «Парму» в грязь.

В 2014 году Донадони и Кассано принесли нам путевку в Лигу Европы. Из-за лишней хромосомы у нашего руководства и финансовых проблем мы в еврокубках так и не сыграли. Это стало началом конца. Долги клуба превысили 200 млн долларов, «Парма» дважды была продана за 1 евро, а некоторых руководителей отправили под суд. Дошло до того, что два матча крестоносцев были отменены из-за неспособности команды оплатить работу стюардов и обеспечить безопасность. К началу 2015 игроки не получили зарплату за несколько месяцев, телефоны в офисах отключили за неуплату, а Кэп Лукарелли был готов за свои деньги возить клуб на выезды. В июне того же года был продан учебный центр, те самые трофеи и, прости Господи, лавочки из раздевалки. 

Тем летом была создана новая команда - «Parma Calcio 1913». Огромную помощь оказали местные промышленники, которые выкупили трофеи и вернули в музей, а также союз пармезанских предпринимателей и местных болельщиков.

«Я никогда не боялся, что «Парма» умрет. Не было и мысли о том, что больше не будет игр. Потому что в городе есть люди, благодаря которым команда будет жить». Слова Анджело Манфредини, одного из лидеров нашего фан-движения.

Первый матч обновленные крестоносцы играли на выезде с «Арциньяно». У тиффози были слезы - мы могли в это время играть в Европе, но вместо этого бегали по куску лысой и кочковатой земли, что зовется полем. Через три года снова были слёзы - уже от радости. Впервые в истории футбольной Италии команда проделала путь из Серии D в Серию А за 3 года

«Болельщики праздновали до 6 утра» - рассказывала Кьяра Монтани, хозяйка одного из магазинов.

Сегодня клубом владеют китайские инвесторы. Цзян Личжан и его группа «Desports» имеют 60% акций. Главная задача команды - закрепиться в Серии А. Никто не требует моментального возвращения былой славы, но вера в команду огромная - взять хотя бы 11 500 абонементов, купленных перед сезоном. Спрос был настолько велик, что компанию по продаже пришлось продлять на две недели. Или третий комплект формы, коллекционный Black Phoenix - футболки закончились уже через двое суток, при этом заказы поступали даже из США и Бразилии.

Наша связь с командой стала еще прочнее. То, через что прошли пармезанцы, нас только сблизило.

Клуб, как и трофеи, вернулся на свое место.

Болейте за своих вопреки всему и несмотря ни на что.

 

Телеграм-канал «Пармская Обитель» - больше олдскула и свежих новостей о «Парме»

Фото: parmacalcio1913.com, / nytimes.com

*При создании статьи использованы материалы Рори Смита