4 мин.

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Вы знаете, этому выражению уже более двухсот лет, но оно до сих пор не теряет своей актуальности. Ведь нередко случает так, что хотели сделать как лучше, а получилось как всегда. Вот и в “Формуле-1” организаторы перенесли время старта австралийского этапа на пять часов вечера, чтобы нам, европейским зрителям, не приходилось вставать так рано.

К сожалению, это не только удобно для телевидения, но и рискованно для такого события, как Гран При. В предыдущие годы многие гонщики жаловались на сумерки и садящееся солнце, которое под конец гонки слепило глаза. Поскольку организаторы не в состоянии позволить себе искусственное освещение, как в Сингапуре и Абу-Даби, позднее начало гонки и квалификации может привести к куда более серьезным проблемам.

В этом мы убедились еще в 2009 году во время Гран При Малайзии, когда гонку пришлось остановить из-за сильного дождя на 32 круге из запланированных 56. Прошло около часа, прежде чем погодные условия более-менее улучшились и позволили бы продолжить, но из-за более позднего времени старта к тому моменту в Куала-Лумпуре стало слишком темно, чтобы можно было безопасно провести заключительную часть заезда.

Сегодня сложилась похожая ситуация и вполне может повториться завтра, так как прогноз неоднозначен. По данным синоптиков, начавшийся днем дождь стихнет только к шести утра. Фотография в заголовке статьи сделана через полчаса после окончания трансляции.

Берни Экклстоун был очень доволен рейтингами австралийского этапа после того, как время сдвинули на более удобное для европейских зрителей. Нам, в России, особенно с учетом отмены зимнего времени, несложно было бы вставать к семи утра, но за пределами нашей страны тоже есть жизнь. В этот момент в Англии было бы три часа ночи, а в данный момент начало гонки происходит в шесть утра.

Безусловно, в истории “Формулы-1” бывало всякое, но нужно учесть, что в большинстве случаев старт гонки происходит в два часа дня по местному времени, то есть, грубо говоря, есть окно длительностью около четырех часов. Это позволяет относительно безболезненно задерживать пилотов на стартовой решетке столько, сколько нужно. Так было в 2011 году в Канаде, когда после нескольких кругов из-за усилившегося дождя пришлось остановить гонку на два часа.

Даже без форс-мажорных обстоятельств к концу гонки становится темно

Но погода и время старта - не единственные причины, повлиявшие на решение дирекции гонки. Являясь временным автодромом, Альберт-Парк не лишен недостатков. К ним стоит отнести слабую дренажную систему и наличие дорожной разметки, которая на влажной трассе становится невероятно скользкой.

Можно ли найти компромисс? Мне думается, должно случиться что-то очень серьезное, к примеру полная отмена этапа, тогда финансовые потери от этого превысили бы доход от более позднего старта. Но едва ли это та цена, которую готовы заплатить простые зрители.

Регламент не позволяет использовать результаты первого сегмента квалификации для определения стартовой решетки. Справедливое решение, поскольку основная цель гонщиков - банально пройти дальше, а покажет он при этом первое время или шестнадцатое - уже неважно. Было бы разумно сделать несколько исключений из правил для таких ситуаций. К примеру: до начала квалификации объявляется, что пройдет один сегмент длительностью в 20 минут.

Но идеального решения нет: если всем придется показывать лучшие времена одновременно при сложных и динамичных погодных условиях, это может привести к проблемам с траффиком, недовольству и протестам.

Другой вариант и давняя мечта Берни - установить в Альберт-Парке искусственное освещение, что позволит проводить гонку ночью. Это было бы удобно для телевидения, но очень неудобно для местных жителей, среди которых хватает недовольных даже текущим положением дел. В частности расходами, которые многократно возрастут в случае проведения ночной гонки. Пока найти инвесторов не удалось.

Более того, финансовые трудности возникают уже сейчас и вовсю идут переговоры о перезаключении контракта, рассчитанного до 2015 года. Местные политики строят вокруг этапа свои избирательные компании: одни утверждают, что проведение Гран При очень выгодно для штата и города, другие же твердят об убыточности и необходимости разорвать соглашение.

Но все же хочется верить, что завтра и в будущем погода будет более милостива ко всем участникам и любителям “Формулы-1” и больше не придется бояться переноса или отмены Гран При. Пускай все пройдет без сучка и задоринки. Ведь Гран При Австралии - одно из немногих оставшихся действительно уникальных событий.

А вы бы хотели сохранения этого этапа или возвращения к прежнему времени начала гонки?