7 мин.

(Почти) Безнадёжное дело

В конце 2019 года РФС, наконец, определился с фигурой, ответственной за женский футбол. На заседаниях в Доме футбола обсудили и приняли программу развития на ближайшие 10 лет, курировать эту программу поручили Полине Юмашевой. Известная и успешная в области медиа бизнес-вумен, дочь экс-главы Администрации первого Президента РФ Бориса Ельцина, бывшая супруга мультимиллиардера Олега Дерипаски. Фигура Полины Юмашевой яркая, с интересной биографией. Казалось бы, для российского женского футбола, вечно прозябающего в информационной и имиджевой тени, лучше лидера надо еще поискать.

Если задуматься, то с возможностями Полины Юмашевой, связями на самом политическом верху и дружбой с Абрамовичем (на фото) и другими олигархами, можно было бы многого добиться. К ее тихому голосу непременного станут прислушиваться - хоть на заседаниях Исполкома РФС, хоть в штаб-квартире УЕФА (и туда, и туда Юмашеву должны избрать в самое ближайшее время). Тут главное самой Полине Валентиновне верно разобраться в сути вверенных ей дел. Причем, в своей работе опираться ей придется не столько на лукавые официальные цифры и министерские отчеты, сколько на осознание реальных проблем, шлагбаумов и стоп-кранов, которые десятилетиями не позволяют развиваться в стране виду спорта. Женский футбол, как к нему не относись, во многих уголках планеты уже стал мегапопулярным, собирает десятки тысяч зрителей на стадионах и постепенно начинает генерировать чистую прибыль.

На самом деле, это не первое вхождение Очень Важной Персоны в тему. В середине нулевых верный соратник Ö Мутко пригласил в Исполком РФС и комитет УЕФА депутата/сенатора Дмитрия Саблина. В 2015 году этот человек стал главным идеологом движения "Антимайдан", взвалил на себя роль рупора русского мира в Крыму, а заодно засветил свою фамилию в украинских лентах новостей по поводу дележа различных недвижимых активов Януковича на полуострове.

А в далеком 2007 Саблин выступил с революционной программой развития женского футбола в РФ, в которой провозглашалась цель выйти в финал Олимпийских играх-2012 в Лондоне. А возглавить тренерский штаб национальной сборной (за достойное лавэ) он предложил Игорю Шалимову. Почти в каждом из интервью того времени Саблин совершенно искренне полагал, что женскому футболу в России больше всего не хватает... внимания СМИ, популярности и популяризации. Видимо, поэтому и пригласили на пост не сверхуспешного в данной теме Григоряна, а Игоря Михайловича, находившегося на пике медиа-цитирования в период отношений с Оксаной Робски.

Внимания к женской сборной значительно прибавилось. Стало больше публикаций в прессе, больше репортажей, даже пошли трансляции внутренннего чемпионата и Кубка. Вот только спортивная составляющая быстро растворилась в нахлынувшем ажиотаже. Фотосессии, пресс-конференции, банкеты.... Про олимпийский финал пришлось забыть уже летом 2010 года, когда в прямом эфире федерального телеканала тинейджеры из сборной Швейцарии забили в ворота разобранной России 3 гола.

Спустя пару лет (уже при "лунаходе" Фурсенко) Саблин решил зайти к успеху через другую дверь: в сборную был выписан супер-дорогой тренер из Франции, а в клуб "Россиянка" (им тоже де-факто руководил Саблин) были приглашены бразильские суперзвезды Криштиана и Фабиана и целый состав легионеров со всего света. Все - под задачу победы в женской Лиге чемпионов. Поиск славы не давал покоя государственному мужу. Не спал, не ел. Но план засыпать Европу денежными знаками тоже провалился.

Легионеры и именитый коуч совсем скоро покинули Россию. Ни журналистский пул, ни большие финансовые вливания, ни мотивация спортсменов в виде солидных гонораров достичь желаемого не помогли. Цели и задачи громко анонсированной программы развития так и остались всего лишь буквами на потускневшей бумаге. И за прошедшие 13 лет в рейтинге УЕФА сборная России опустилась с 9-го на 16-е место, а клубный коэффициент просел с 4-й до 14-й позиции (выше нас сейчас даже Казахстан).

Вы спросите, к чему был сделан столь длинный отсыл ко временам Мутко/Фурсенко? Все очень просто. История, как известно, развивается по спирали и время от времени имеет свойство повторяться. Почти один в один. И знаете, в чем заключался основной посыл Полины Юмашевой после вступления в должность? Вот вам цитата: "Люди в России должны узнать, что женский футбол - это круто, модно... Постараемся, чтобы о женском футболе заговорили: на ТВ, в СМИ, интернете...". Ничего не напоминает?

За прошедший квартал Юмашева провела ряд рабочих встреч, послушала представителей региональных федераций, пообщалась с ведующими. Иными словами, провела определенную ревизию текущей ситуации и оценку ответственных персон. И наверняка она уже поняла, что основные проблемы российского женского футбола кроются вовсе не в области медиа и коммуникационных активностей (хотя эта тема ей так близка по профессиональным соображениям).

Есть проблемы гораздо серьезнее - от инфраструктуры (негде тренироваться зимой) до внутренней системы соревнований (в адекватном виде она просто отсутствует). Главная же проблема заключается в том, что подавляющее большинство профессиональных мужских футбольных клубов не имеют в своей структуре отделений женского футбола. Не команд мастеров, а просто отделений, куда можно привести маленькую дочку тренироваться. И никто из биг-боссов не собирается их открывать в ближайшее время.

И да, пусть вас не смущает присутствие в Высшей лиге женских команд ЦСКА, "Локомотива" и "Зенита". Собственных воспитанников там ровно 0. По сути, это просто "сборные солянки"из игроков, завезенных с разных регионов. Больше всего кадров для них поставили московкая школа "Чертаново", ДЮСШ краснодарской "Кубаночки" и училище Звенигорода. Москва и Питер также "засосали" подающих надежды игроков из Сибири, Урала, Черноземья и Центральных областей. А когда у ЦСКА, "Локо" и Питера появятся в составе собственные воспитанники, не известно. Об этом ни слуху, ни духу.

Женский ЦСКА существует с 2016 года, но за 4 года об Академии для девочек, детских командах микст и из выступлениях в Первенстве Москвы не слышно ничего. С "Локо" такая же история. Президент "Зенита" Александр Медведев заявил, что открытие женского отделения в Академии возможно лишь в перспективе. Согласитесь, странный кейс, когда на пустом месте создается команда-мастеров из игроков со сромным спортивным бекграундом и туманными перспективами, а о подготовке резерва будут думать завтра-послезавтра. В клубах из развитых футбольных стран покрутили бы пальцем у виска на эту историю.

Для россиского женского футбола всю эту ситуацию со школами и Академиями усугубляет то, что в регионах одна за другой исчезают "точки роста". И список этот будет раза в два длиннее, чем количество умерших клубов РПЛ. "Энергия", "Лада", ЦСК ВВС, "Россиянка", "Спартак" М, "Надежда", "Зоркий", "Иртыш", "Торпедо"... Вы точно слышали о таких хотя бы раз в жизни. Их больше нет. В Серебряных прудах и Иркутске закрылись команды, где воспитывались Карпова и Тырышкина. Дальний Восток живет обособленной жизнью и давным-давно не приезжает на соревнования РФС.

Само по себе открытие женских отделений в Академиях мужских профессиональных клубов не решит всех проблем, но хотя бы позволит создать в стране ясную структуру региональных детских соревнований, а на юниорском и молодежном уровнях - сформировать общенациональные лиги по аналогии с ЮФЛ и ЮФЛ-2, регулярные турниры с разъездами и матчами равных с равными. К примеру, подобное сделала Япония после провала на ЧМ-1999, где проиграла в том числе России (0:5). Десятилетие по-восточному кропотливой молчаливой пахоты принесло японкам победу на ЧМ-2011 и финал ОИ-2012, куда мы громко метили лишь с высоких трибун.

На днях будущий коллега Полины Юмашевой по Исполкому РФС Сергей Анохин (автор "Самок" и инициатор "импичмента" Толстых) заявил, что российский женский футбол способен догнать и перегнать ведущие европейские страны. Окей. Вот инфа к сведению: за последние 6 лет федерация футбола Англии инвестировала в женский футбол (клубы, детские академии, судьи, тренеры, турниры) более 100 миллионов евро, Германия - 80 млн. Россия за тот же период - чуть более 10. На "догнать и перегнать" Юмашевой надо на ближайшие года 3-4 привлечь на развитие сумму от 200 до 500 миллионов евро. Возможно, Олег Дерипаска тоже захочет "вписаться" в тему - сразу после того, как решит все вопросы с юрисдикционными органами США и режимом "черного неба" в Красноярске.

Большие деньги никогда не помешают. Их есть куда потратить. И если Полине Юмашевой получится собрать наверху реально крупную сумму и, главное, защитить банкноты от разнообразных умельцев "распилов" и "откатов", то это будет настоящий женский подвиг. Если в подготовку молодых игроков (10-15 лет) действительно начнутся серьезные инвестиции, начиная хотя бы с будущего лета, а профессиональные футбольные клубы, наконец, откроют в академиях отделения для девочек и через несколько лет сформируют достойную соревновательную среду, то как раз к завершению последнего президентского срока Ö Россия сможет претендовать на выход в плей-офф Чемпионата мира. А там, глядишь, и финал Олимпиады станет чуточку ближе.