11 мин.

Ученик легенды, ментор вундеркинда

 

Невозможно представить ситуацию, при которой «Флайерз» стали бы обладателями Кубка Стэнли – и уж тем более, два раза подряд – без Берни Парента.

Если уроженец Монреаля и не был величайшим голкипером в истории Национальной хоккейной лиги, ему, безусловно, не было равных в первой половине 70-х годов, когда на Бродстрит прошли два чемпионских парада. Бобби Кларк был сердцем той команды, Рик Маклейш забрасывал решающие шайбы, но их усилий было бы явно недостаточно для конечного успеха, если б не вдохновенная игра Парента на последнем рубеже.

Ученик знаменитого Жака Планта - «летчик» первого созыва. Будучи перехваченным у «Бостона» в 1967 году, Берни уже считался восходящей звездой.

Стоит отметить, что он был самым первым игроком, которого заполучила «Филадельфия» на драфте расширения. «Летчикам» несказанно повезло в том, что «Брюинз» были вынуждены выбирать между двумя превосходными вратарями: перспективным Парентом и более опытным Джерри Чиверсом. «Медведи» выбрали Чиверса: впоследствии он тоже дважды завоюет Кубок Стэнли… Контракт Берни, в результате, оказался незащищенным, и «Флайерз» вытащили счастливый билет.

Когда накануне сезона-1967/68 Парент прибыл в тренировочный лагерь, ему пришлось конкурировать с молодым Дугом Фавеллом, чей яркий акробатический стиль разительно контрастировал с манерой игры Берни, предпочитавшим классическую стойку. Тандем Фавелл – Парент помог «Флайерз» стать первыми в дивизионе. Статистика Берни была впечатляющей: 2,49 пропущенной шайбы в среднем за игру и четыре шатаута.

«То, что «Флайерз» вышли в плей-офф – в первую очередь, является заслугой Парента», - заметил главный тренер команды «Окленд Силз» Фред Гловер.

А молодой специалист Скотти Боумэн, в то время возглавлявший «Сент-Луис», быстро стал настоящим фанатом голкипера.

«Берни – лучший молодой вратарь НХЛ. А когда Гленн Холл и Жак Плант уйдут из игры, он станет просто лучшим», - однажды заявил Боумэн.

Но подъем на вершину не был легким. Как и многие вратари, Парент временами чувствовал неуверенность в своих силах. Однажды, в сезоне-1967/68, он должен был защищать ворота «Филадельфии» на выезде в игре с «Монреалем». Берни провел бессонную ночь, донимая своего соседа по комнате Ларри Зейделя одним и тем же вопросом:

«У нас ведь нет ни единого шанса, правда? Сколько бросков, по-твоему, они нанесут?»

Зейдель, будучи ветераном НХЛ, читал тогда книгу под названием «Психокибернетика: новый путь к тому, чтобы получить от жизни всё». Он, наконец, повернулся к нервничающему вратарю и пробурчал: «Берни, ты должен мыслить позитивно. Просто позволь своему подсознанию работать на тебя».

Четыре часа спустя «Флайерз» были на пути домой. Они победили в «Форуме» со счетом 4:1, а их вратарь уже смотрел на жизнь по-другому. Эта игра стала поворотным пунктом в карьере Парента. Он застолбил за собой место основного голкипера «Филадельфии».

В сезоне-1969/70 Берни пропускал 2,79 шайбы в среднем за игру, приняв участие в 62 матчах. Но заброшенные шайбы на заре истории «летчиков» давались коллективу с большим трудом. Стремясь решить эту проблему, они обменяли Парента по ходу сезона-1970/71 в «Торонто». Компенсацией стали центрфорвард Майк Уолтон и вратарь Брюс Гэмбл. Уолтон был впоследствии отправлен в «Бостон», а в обратном направлении проследовал Рик Маклейш.

Парент был шокирован и расстроен. Он уже пустил корни в Филадельфии и стал любимцем болельщиков. Это были плохие новости. Хорошие заключались в том, что Берни получил возможность играть в тандеме с кумиром своего детства – Жаком Плантом (Планту на тот момент было 43 года – прим. пер.). С точки зрения дальнейшего обучения и прогресса это было лучшее, что могло случиться с Парентом.

Жак Плант и Берни Парент

С Плантом в качестве играющего наставника Берни усовершенствовал как свой стиль, так и статистику: в сезоне-1971/72 он пропускал всего 2,56 шайбы в среднем за матч. Молодой франкофон не только получил всеобщее признание как «молодой Плант», но и попал на радары других команд. И даже более того – другой лиги.

В 1972 году была учреждена Всемирная хоккейная ассоциация (ВХА), целью которой было бросить вызов НХЛ. Одна из новых команд получила прописку в Майами и получила название «Скриминг Иглз». Ее менеджер уговорил Парента подписать соглашение на дебютный сезон-1972/73.

Но еще до стартового вбрасывания организация во Флориде прогорела, и Берни перебрался в другой клуб ВХА – «Филадельфия Блэйзерс». Там Парент сыграл подряд 57 матчей и одержал наибольшее количество побед в сезоне ВХА (33). Но в это же время стало очевидным, что «Блэйзерс» по всем статьям отстают от своих соседей. И когда владелец «Флайерз» Эд Снайдер предложил Паренту вернуться, вратарь поспешил ухватиться за этот шанс.

«Никогда не хотел покидать свой первый клуб. Теперь, когда я вернулся, чувствую себя по-настоящему счастливым. Я всегда ощущал себя именно «летчиком», - признался Берни 22 июня 1973 года, в день, когда он подписал новый многолетний контракт с «Флайерз».

Еще более важно то, как приняли Парента товарищи по команде.

«Берни – самый ценный игрок на сегодняшний день во всем мировом хоккее», - не скупился на похвалы Бобби Кларк.

Можно было счесть, что Кларк несколько преувеличивает, но по ходу кампании-1973/74 репутация Парента действительно взлетела до небес. Он принял участие в 73 из 78 матчей регулярного чемпионата (больше, чем любой другой вратарь НХЛ), пропуская лишь 1,89 шайбы за игру.

На тот момент команды, не входившие в «оригинальную шестерку», еще ни разу не завоевывали Кубок Стэнли. Однако «летчики» под руководством тренера Фреда Шеро, ведомые центром первого звена Кларком и с Парентом на воротах, пробились в финальную серию плей-офф, где их ждала встреча с «Бостоном». В 1970 и 1972 годах «Брюинз» становились чемпионами. Их лидерами по-прежнему были Бобби Орр и Фил Эспозито.

Тем не менее, «Филадельфия» подошла к шестому эпизоду противостояния, имея минимальный перевес (3-2). И Парент «засушил» «Брюинз» в решающем матче (1:0). «Летчики» впервые стали обладателями Кубка Стэнли, а Парент получил приз «Конн Смайт Трофи» как самый ценный игрок плей-офф.

Возможно, больше всех произошедшим был удивлен Шеро. Он не был уверен в звездных перспективах вратаря, когда тот возвращался в «Филадельфию».

«Я действительно не знал, насколько Берни хорош. Мои команды шесть или семь раз играли против него в Центральной лиге, и еще пару раз видел его по телевизору. Всякий раз, когда мои парни играли против него – они уверенно побеждали. Но когда он приехал в Филли, я пригласил Берни в свой дом, чтобы прочувствовать и узнать его лучше. Мы встретились и хорошо поговорили», - вспоминал тренер.

Фред попытался донести до Парента действительно важные вещи, а тот схватывал на лету.

«Я объяснил Берни, что теперь он живет в Филадельфии. На нем лежит большая ответственность, и к этому давлению нужно привыкнуть… Наверняка будут игры, когда фанаты освистают тебя. Но если ты будешь действительно хорош – сможешь забыть о такой реакции публики надолго», - продолжал Шеро.

Свидетели игры Парента уверены, что решающей в процессе повторного признания вратаря болельщиками стала его первая игра после возвращения. В октябре 1973 года «Филадельфия» открывала сезон матчем с «Торонто», бывшей командой Берни.

«Я знал, что должен показать все, на что способен. Только так можно было совладать с психологическим давлением», - вспоминал Парент.

И Берни справился. «Флайерз» забили дважды, в то время как гости ни разу не зажгли свет за его спиной.

«Этот сухарь сбросил с моих плечей груз весом в 500 фунтов», - заключил Парент.

В том сезоне Берни 12 раз сыграл на ноль. До рекорда лиги ему не хватило всего трех шатаутов.. С каждой новой игрой он становился все более и более похожим на старину Планта. А когда что-то не получалось, Берни вспоминал советы, которые дал ему заслуженный мастер.

«Наши стили были практически идентичны. Я внимательно наблюдал за всем, что он делает, какую позицию занимает перед бросками – и старался действовать точно так же», - рассказывал Парент.

Самый счастливый миг для Берни наступил 19 мая 1974 года, когда финальная сирена в «Спектруме» зафиксировала победу «Флайерз» в решающем матче с «Бостоном». А в следующем году праздник повторился, когда «летчики» в главной серии сломили сопротивление «Баффало» (Парент снова был удостоен «Конн Смайт Трофи» - прим. пер.). Конечно, личные достижения Берни также не упускались из виду ликующей местной прессой.

«Когда я был мальчишкой, видел много великих команд «Монреаля», завоевывавших Кубок. И старался осознать, каково это ощущение, когда цель достигнута», - вспоминал он.

Берни получил возможность прочувствовать момент триумфа, когда вместе с Кларком в 1974-м баюкал на руках старинную серебряную посудину.

«Завоевание Кубка – это совсем не то, что думалось мне изначально. Это гораздо лучше, чем я мог себе представить… Такое чувство невозможно описать словами. Никогда его не забуду: воспоминания навсегда останутся со мной. Так много парней великолепно играли в хоккей и остались без Кубка. Искренне сочувствую каждому игроку, кому не довелось ощутить эти эмоции», - объяснил Парент.

К сожалению для Берни, его победный опыт 1975 года оказался последним. Он был вынужден пропустить большую часть сезона-1975/76 после операции на позвоночнике. После этого канадец уже не был прежним, хотя розыгрыш плей-офф 1978 года ему определенно удался. Однако уже в 1979-м карьера Парента неожиданно оборвалась.

17 февраля 1979 года «Филадельфия» играла против «Рейнджерс». Защитник «летчиков» Джимми Уотсон попытался сдвинуть оппонента со своего пятачка. В результате, черенок его клюшки попал в прорезь на знаменитой белой маске вратаря. Берни получил травму правого глаза, от которой ему не суждено было оправиться.

Карьера Парента завершилась после 36 матчей регулярного чемпионата-1978/79. Это было настоящей трагедией, особенно для команды, готовой снова штурмовать Кубок Стэнли.

«Обычно вы говорите о самых высокооплачиваемых игроках. Но позвольте заявить, что когда нам действительно было необходимо выиграть тот или иной матч – на льду был Берни, всегда готовый сделать это для команды», - сказал Бобби Тэйлор, многолетний бэкап Парента.

Его достижения - наиболее впечатляющие среди всех вратарей, когда-либо носивших черно-оранжевую форму. Берни завершил свою 10-летнюю карьеру в Филадельфии со статисткой: 2,42 пропущенные шайбы в среднем за игру, послужным списком 232 победы -141 поражение -103 ничьи, с 50 шатаутами.

Его показатели в плей-офф нисколько не отстают: 2,38 шайбы, «рекорд» 35 – 28, и 6 сухарей.

В 1982 году Парент стал тренером вратарей «Филадельфии». Он занимал этот пост до 1994 г. Берни был живым классиком – это касалось как стиля его игры, так и результатов.

Из книги Стэна Фишлера «Величайшие игроки и моменты «Филадельфии Флайерз»: до 2002 года». Перевод - Orangeandblack.ru .

P.S. Еще пять фактов о Берни Паренте (от себя):

- В детстве Парент взял в руки теннисную ракетку раньше, чем хоккейную клюшку, и сравнительно поздно научился кататься на коньках;

- На раннем этапе карьеры в НХЛ Берни не давал интервью на английском языке, так как плохо его знал и опасался сболтнуть лишнего;

- 11 октября 1979 года его номер «1» был официально изъят из обращения в «Филадельфии Флайерз»;

- Парент был другом и наставником Пелле Линдберга. Как и Берни, рано ушедший из жизни швед становился обладателем «Везина Трофи» (1985 г., первым среди европейских вратарей);

- В 2017 году Берни Парент был включен в список 100 лучших игроков НХЛ всех времен.