9 мин.

По какой дороге пойдешь...

Евро вступает в свою переломную стадию, а Россия уже, жуя жвачку, благополучно упаковала чемоданы и прилетела в Москву. Пока настоящие, а не дутые гранды европейского футбола будут доводить футбольный праздничек до своего логического и славного завершения, забытье и неведение в рядах рассеившихся по клубам наших сборников только усилится. Меж тем нашему еще более славному, чем немецкая и испанская национальные сборные, футбольному руководству предстоит решить, что же делать с кандидатурой главного тренера, в свою очередь, уже нашей сборной.

И вот здесь следует гробовая тишина.

Тишина не потому что Фурсенко просил подождать немножко. Как-никак, а такая тишина рано или поздно рассеется, даже если ждать придется хоть до начала отбора к Бразилии. Тишина на самом деле в головах у людей. И такая тишина, возможно, будет продолжаться даже после словесного разрешения проблемы со стороны нашего футбольного президента, которое вроде как должно уже скоро наступить. Продолжаться она может и после подписания контракта с таинственным незнакомцем, и даже в конце отборочного турнира к Чемпионату мира - по-прежнему такая вот гробовая, угнетающая тишина.

Я склонен предполагать, что тишина эта будет продолжаться вечно, если мы так и не придем к осознанию того, что нужен нам в качестве главного тренера единственно человек с российским паспортом. Выбор в пользу иностранного специалиста – очень легкий сегодня и хороший выбор, но все ж таки деструктивный. Пускай не для Газпрома, но для развития отечественного футбола уж точно. Капелло пригласить – хорошо, еще лучше – нового голландца, Ван Гаала, например (деньги все-таки даже Газпром считает, да и любим мы Нидерланды еще со времен Петра). Но в таком случае хочется спросить с интонацией, непосредственно позаимствованной из одного интернет-мема: люди! ну почему наша тренерская школа такая… ?! Ну вы поняли, картинки в сети все смотреть любите. Я не хочу сказать, что наша школа тренеров именно такая, нет. Но развития ей точно не хватает. И не прибудет, коль скоро мы продолжим пестовать иностранную мудрость, которая, как выходит, не такая уж и мудрость совсем.

Самое же главное – это однозначный барьер между нашим сознанием и всей этой иностранщиной. Он всегда и у всех, но у нас, у русских, – он еще больше. Потому что простой русский командир скажет – и все перевернется в голове у такого же простого солдата от простого какого-нибудь междометия, и страна с такими междометиями возьмет да и выстоит землю. Вот вы ругаете зенитовцев, что они единственные разодетые из отеля выходят – а это его, может, иностранца и работа. Кого ж, как не его, ха! А теперь вспомните, кто из них, распальцованных, действительно не опозорил себя в этом июне. Знаете, почему еще этот барьер? Потому что никакой даже самый лучший переводчик не способен передать от иностранца той малой толики сознания, которую способен передать свой своему. И даже никакой не наемник у руля нашей сборной, а просто добросовестный и честный специалист, радеющий за результат и не за свое, а за своей команды имя, не сможет передать через переводчика. Или без него… Дело не в переводе. Это психология. Психология своего парня и своего «батьки».

Футбол, конечно, дело менее масштабное, чем защита Родины в полном смысле слова. Но вы же хотите, чтобы все было, как надо. Да и слово «Родина» здесь тоже имеет свое значение, как ни крути.

Поэтому – разговор о своих батянях пускай и будет.

Из своих батянь у нас кто первый? Он самый –Олег Иваныч. Он, кстати, недавно тут поведал, что собирается вернуться. С Романцева, конечно, а не с кого-то другого, у нас начинается самое более-менее неплохое, что было у нашей сборной. Но – я думаю, мы этот весь разговор сразу и оставим без лишних вопросов, правда? Олегу Иванычу – удачи, в сфере ли Спартака, в Кральях ли каких-нибудь. Удачи.

Второй батяня, понятно, Валерий Георгич – и понятно, какой именно. Здесь внимание заострить, пожалуй, стоит побольше, хотя бы потому что в сети уже появились незнамо какого рода – но все же разговоры. Валерий Георгиевич Газзаев – человек опытный и уважаемый, единственный наш, кто брал европейский кубок. Но – верите ли – Газзаев чем-то схож с вышеупомянутым персонажем. Навыки бывшего армейца, надо полагать, поистерлись поменьше, чем навыки бывшего спартаковца, но все же достаточно, чтоб поначалу вспомнить, что такое вообще тренерская должность. Да и была у него уже неудачная попытка – а неудачные попытки у нас, как известно, удачными не становятся. Тут уже не хотелось бы сходства с другой замечательной личностью.

Кстати об Бышовце – я б его тренером, может, и назначил. Вот ей-богу. Вы о чем вообще, человек Олимпиаду выигрывал! Я б его назначил, правда. Если бы не его ужасная отсталость, усталость и консерватизм. Есть хорошие пожилые тренеры – но я сомневаюсь, что тот же Карел Брюкнер в Чехии своей когда-нибудь с таким упорством пытался пробиться к какой-никакой работе и был столь высокомерным. В противном случае он бы вряд ли дал команде хоть что-то стоящее и тем более не привел бы их к полуфиналу Евро. Но даже он в какой-то момент устарел.

Есть еще Бердыев. Ну он, хоть и может показаться совершено не нашим, я вам скажу: наш он. Абсолютно точно наш и более того очень толковый мужик. Но сколько лет к успеху в Рубине шел, да и Туркменистан не такой уж серьезный опыт на уровне сборных - с такими показателями резалт придет лишь к 2020 году, и то не факт. А у нас через шесть лет домашний чемпионат и Польшей номер два никто не хочет быть.

Юрия Красножана замучали несообразности жизни. Это плохо и тяжело, тем более когда, кажется, не по его вине. Но ничего не поделаешь. Сергей Оборин не оправдал себя. Гаджи Гаджиев не добивался ничего толком, кроме бронзы с Крыльями 8 лет назад. Скучно на этом свете, господа.

Но мы пойдем дальше. Дальше идут паханы. «Батька» – это так по-отечески, а в «пахане», как мне кажется, разница опыта и возраста не так заметна – скорее род деятельности, положения в коллективе.

Перебирать кандидатуры можно, просто перечисляя их с кратким комментарием. Кобелев скис; Карпин в сборной сегодня– это ж, простите, капец натуральный получится; Колыванов – что-то вроде молодежного варианта Оборина, правда чуть титулованный. В этом списке выделяется, конечно же, Слуцкий. Настоящий пахан, надежда нашей тренерской школы фактически – из него более чем из кого-либо другого может выйти тренер сборной России. Думающий специалист, грамотный тактик, вымучивает что-то, даже когда вымучивать не из кого. Но – не победитель пока что по линии судьбы и - возможно, по духу. Очень рискованный вариант, раз уж мы сборная России, а не Гондураса. Скажем так - можно, конечно, попробовать, но упаси вас Бог кричать и плакаться, ежели наша команда поначалу примется, как в 2003-ем, пробиваться опять же Бог знает как и куда, а потом сезонно-логично лететь по всем статьям. Как ЦСКА делал это минувшей весной.

Вы понимаете, что происходит? Представляете, где мы находимся? Это уже не простое неведение. Мы натурально не знаем, какую выбрать дорогу, по какому пути пойти. У нас нет толком нормальных, не то чтобы железных, но сколько-нибудь убедительных, напрашивающихся вариантов, очевидно. И это российский футбол. Честно говоря, чувство, которое сейчас испытываешь, сравнимо с тем, как если бы мы находились на минном поле. У нас оно везде. И у нас сейчас, именно сейчас – битва под Москвой. И не просто командира у нас нет – нам нужны еще и 28 панфиловцев предварительного на эти шесть лет состава. И непонятно, где их взять. Фурсенко сказал, что Адвокат создал, цитирую, «перспективную команду». Пустобрех. У нас ко всему еще и нет серьезной молодежи.

А хочется Сталинграда года через два, на Вэльтмайстершафте. И красного победного знамени над бразильским рейхстагом – не знаю уж, как он там называется. А потом, в 2018-ом – сразу в ведущие державы мира.

Я не знаю, еще жевал ли, как Аршавин, свою жвачку во время вылета-прилета в Москву Александр Генрихович Бородюк. Но надеюсь, что, если жевал, то по крайней мере не так чавкал. Аршавин – он еще молодой, он еще сорванец во многом, хоть и капитан, хоть и базар не фильтрует. Но будущий пахан сборной России свой бред просто обязан фильтровать. Впрочем, он даже ничего не говорил, он весьма скромный человек. Возможно, он даже самый настоящий батька в душе.

Как и шесть лет назад, я считаю, главным тренером нашей команды власти обязаны назначать Бородюка. И сейчас я еще более в этом уверился, потому что за шесть лет он окреп куда сильней. Он наобщался, научился как следует, сидя сбоку от этих каких-никаких, а толковых по-своему голландцев, одному из которых и по сей день мы ни смотря ни на что благодарны. И теперь Александр Бородюк, его добросовестный русский подмастерье, готов принять бразды правления в свои молодые по тренерским меркам, амбициозные руки. Он знает внутреннюю кухню. Он знает теперь дважды, как не надо делать – и это самое важное.

Вас смущает то, что человек до этого долго сидел в тени? Но коль уж вы о европейском опыте мечтаете – так там такое практикуется, причем вы поймете, что очень удачно, если взглянете на самую пока что сильную сборную Евро. Толковая преемственность - самое лучшее, что может быть на тренерском мостике. Вас смущает, что тренер никогда до этого всерьез не тренировал? Да вы тогда просто не смотрели Лигу Чемпионов последние лет шесть, идите отсюда и исправляйтесь.

По-хорошему, Бородюку в это время дана была ну просто умопомрачительная возможность наглядно, не своими кляксами-мараниями, а чужими, славными и оттого еще более показательными увидеть, как работает механизм. И – главное – как он работает на этих странных русских футболистах. Как можно сделать сухой разгром итальянцев и через две недели влететь по полной, будто, пусть и славному, заслуженному, но все-таки последнему болвану.

Будучи президентом РФС, я бы, может, и поступился своими принципами, назначив иностранца. Впрочем, только если б – вот оно – не было у нас совсем никого и ничего. Сговор с чужаком все равно не бывает богат на поле брани. Но и безвыходных положений, как всегда, тоже не бывает. Почему-то всегда так выходит, что в самые тяжелые моменты этим русским везет и они выбирают свой путь, они находят какую-нибудь маленькую спасительную лазейку. А еще обычно так долго кажется, что мы найдем дорогу поровней, пошире. Иностранец поведет нас по слишком широкому пути, я убежден. А про такие решения лучше всего в пословицах говорят. Я не хочу ничего преувеличивать – просто лазейка на самом деле одна, пускай даже кто-то засомневается в ее надежности. Но момент действительно тяжелый: шесть лет быстро пролетят, уже два года прогоняли впустую. Поэтому, когда нормальных нор в критической ситуации просто не осталось, пора пробовать ту, какая есть. И даже если не пробовать, а пробивать - все равно пора. Авось она – та самая, пробьется. У нас все еще есть этот командир запаса, на которого внимание все еще стоит обратить и на которого внимание все еще упорно и незаслуженно не обращается. Или, если хотите, политрук. Политрук по имени Александр Бородюк. Он не солдат, ему их как раз еще набирать. И хватит нам чужих маленьких генералов, наемников вшивых. У нас есть свой пахан, который уже давно мечтает стать генералом.