5 мин.

Фигурное катание, каким мы его любим. Рекордная короткая программа Рики Кихиры

Очень мне нравится Рика Скейт, как она называет себя в инстаграме. Фигуристка действительно без слабых мест, в отличие от некоторых распиаренных грибниц Лакерника, у которых оных, как раз, навалом.

Рика не только очень хорошо прыгает, включая тройной аксель - она действительно Скейт, очень хорошо катается, плавно и мягко скользит. Ну и вращения, как и у абсолютного большинства фигуристок её возраста - без вопросов, отличные.

Короткая программа на Командном Чемпионате мира заслуженно стала рекордной, и сейчас я вкратце разберу, почему.

Аксель исполнен практически безупречно; критерии, по которым оцениваются прыжки:

  1. очень хорошие высота и длина (всех прыжков каскада или комбинации)

  2. хороший отрыв и приземление

  3. выполнение всего элемента без видимых усилий (включая ритм в каскадах прыжков)

  4. шаги перед прыжком, неожиданный или необычный заход на элемент

  5. очень хорошее положение тела в воздухе от отрыва до приземления

  6. соответствие элемента музыке

Для +4/+5 обязательно исполнение всех трёх первых критериев.

1, 2, 5 - безусловно; 3 - спорно; 4 - точно нет; 6 - да. В любом случае, +3 набирается, можно поставить и 4, как некоторые судьи. Судейская оценка справедлива.

Каскад исполняется с разгона четырьмя подсечками, смена направления чоктау, беговой, моухок, короткий переход на две ноги, чоктау, тройка - флип+тулуп.

Флип весьма высокий, чего не скажешь о тулупе, так что критерий 1, пожалуй, минус. 2+, 3+, 4+, 5+, 6-. Итого: +3 (снова примерно как у судей).

Прыжок в волчок, черты сложности: складка - сложная вариация, в которой происходит отчётливая смена ребра - ещё одна черта, плюс 8 оборотов в оной - ещё одна, волчок со свободной ногой за опорной - сложная вариация. Четвёртый уровень. Критерии оценки вращений:

  1. хорошая скорость и/или ускорение во время вращения

  2. хорошая, контролируемая, чёткая позиция

  3. выполнение всего элемента без видимых усилий

  4. сохранение центровки вращения

  5. необычность и оригинальность

  6. соответствие элемента музыке

Как и с прыжками, чтобы претендовать на более, чем +3, необходимо выполнить все три первых критерия.

1- 2+ 3- 4+ 5- 6 возможно. От судей - +2/+3, точность снова как в швейцарском банке или у швейцарских же часов. А вы говорите - коммерческий турнир. Как раз на подобных, без сильной заинтересованности и распила мест федерациями, ещё и можно увидеть честное судейство местами.

Заход на лутц: три подсечки, перекрёстный, ещё один, крюк с быстрым приставлением второй ноги, чоктау, перекрёстный и - прекрасный лутц с риппоном с выездом на глубоком внешнем ребре, смена направления тройкой и отличная, эстетичная ласточка, и завершает комбинацию крюк на внутреннем ребре.

1+ 2+ 3+ 4+ 5+ 6- Да, за такой лутц можно дать сколько угодно. Большая часть судей дала +4 (5 из 9), остальные 4 - +3; возможно, на их взгляд, не хватило пункта 3 (вряд ли уж высоты/пролёта - если уж Рике не считать, то только одна Туктамышева может претендовать на больше, чем три плюса, за такой элемент, как лутц).

Комбинированное вращение со сменой ноги, черты: прыжок внутри вращения, не меняя ногу, ломаный волчок - сложная вариация, после смены ноги - сложная вариация либелы с захватом свободной ноги и карандаш (также сложная вариация). 4-й уровень.

1+ 2+ 3+ 4- (не очень) 5- 6+ Судьи также дали +4.

Далее начинается дорожка шагов, являющаяся кульминацией нежной программы Рики и демонстрации её мастерства.

Открывает её первый блок сложных поворотов на одной ноге: крюк-выкрюк-твизлы. Далее подпрыжка, хорошая качалка, зубцовая подпрыжка, выпад, тройка, чоктау и петля по часовой (последняя - не зачёт, с приставлением свободной ноги на лёд), вскоре (теперь сосредоточимся исключительно на идущих в зачёт шагах и поворотах) следует та же комбинация против часовой, чоктау снова идеален, про петлю так не скажешь, но, тем не менее, засчитывается. После Рика делает вторую серию твизлов, а затем следует скобка (пр/ч), качалка и ещё несколько хореографических элементов и, наконец, второй блок сложных поворотов: скобка (теперь по/ч), крюк, плохой выкрюк (с переходом на вторую ногу).

К сожалению, уровень 4 не соответствует действительности, должен был быть 3 (ну или это ракурс плохой - сверху, откуда показан второй блок, всё же сложно разобрать). Тем не менее, будем считать, как получилось. Это 0.6 баллов сверху по базе, плюс где-то 0.2 у Кихиры выпало бы за гое, шаг которых также снижается при падении уровня.

При этом сами плюсы (+3/4) выставлены верно. Все шаги и повороты Рика делает на глубоких рёбрах, дуги в поворотах, предполагающих входные-выходные дуги (скобки, крюки, выкрюки) хорошей и приблизительно равной длины, что ещё больше подчёркивает плавность, мягкость, лёгкость скольжения.

Завершает программу вращение в заклоне, черты: заклон с захватом ноги - сложная вариация, смена позиции в сторону-назад, бильман после 8 оборотов в заклоне, явное увеличение скорости. 4-й уровень. 1+ 2+ 3+ 4- 5+ 6-

Компоненты также поставлены более-менее объективно на настоящий момент. Единственное, мне представляется, за перфоманс пока что немного многовато. В то же время за мастерство катания хотя и нормально, но есть те, кто получает за него больше, в действительности в этом самом мастерстве сильно уступая. Пальцем тыкать не будем - неприлично.

Итоги. Японцы дождались настоящую новую суперзвезду вместо Мияхары, которая высоко держалась только благодаря грибному обмену с Россией. Рика выступает только первый год, и, конечно, никто не знает, как что повернётся, но у неё есть потенциал превзойти предыдущую суперзвезду с островов - Мао Асаду. По компонентам она пока немного уступает поздней Мао, но небо и земля по сравнению с Асадой в том же возрасте - соответственно, просматривается потенциал достигнуть самых высоких компонентных вершин.

По прыжкам же Рика сейчас однозначно лучше: лутц с правильного ребра, никаких проблем с каскадами 3-3 и вообще тройными (впервые в сезоне на них она ошиблась, по-моему, в произвольной всё того же Командного Чемпионата мира - до этого ошибки были только на элементе ультра-си, тройном акселе). Но здесь возраст нередко играет уже против фигуристок.