6 мин.

...«Синева твоих глаз и благородство твоего лица - запретный плод для меня»

Про программы Елизаветы Туктамышевой дилетанты нередко пишут всякую разную ерунду. Ещё удивительнее, что подобным мнениям вторят некоторые профессионалы, как Юлия Липницкая на одном из этапов Гран-При, заявившая, что у Елизаветы, дескать, связок маловато. Нууу... Это уж совсем. Во-первых, верх некорректности по отношению к коллеге (в совсем не давнем прошлом). Во-вторых, чья бы корова мычала - твоя бы молчала. Начиная с "Джульетты", все произвольные - сплошной трэш, без связок, без хореографии (совсем), с "вершиной" (дном) в виде недобитого Билла. Безуспешная борьба с прыжками под музыку.

На самом же деле, ориентироваться на ангажированные оценочки в фигурном катании - себя не уважать. Уже довольно давно так. Если раньше можно было ориентироваться на этапы Гран-При как образец более-менее независимого и объективного судейства, то сейчас "купля" оценок одним спортсменам за счёт "продажи" других настолько глубоко проникла в данный спорт, что говорить об этих картонных цифирях просто несерьёзно. Когда российский судья ставит средне, а иностранные имеют карт-бланш топить по полной программе (в обмен на побольше баллов выбранному нашей федерацией лидеру)... Тут уже и Чемпионат России покажется более честным турниром, хотя, казалось бы, как - если жесть и беспринципность на нём растут пугающими темпами год от года.

Но что-то лирическое отступление-вступление затянулось. В общем, ориентироваться на надуманные (и, более того, заранее определённые оценки) - просто глупо. Программа - это далеко не обязательно поинтс-хуринг корявыми тройками и крюками через перетяжки, которые призваны выпрашивать плюсики у судей за элементы сомнительного с технической точки зрения качества.

Вот программы Туктамышевой - это почти всегда сочно и вкусно. Качественно. Не стала исключением и произвольная этого года. Хочется подпевать под качественно выбранное музыкальное сопровождение, танцевать вслед за Елизаветой. Проживать с ней программу. Так уже мало кто катается. Поинтс-хуринг убивает художественную сторону фигурного катания.

Возьмём блестящий прокат с Кубка Китая. Начинается программа с небольшой растанцовки, где Елизавета демонстрирует свою традиционную бесподобную пластику. Затем заход на сложнейший элемент - тройной аксель, в котором использованы четыре подсечки - некоторые мужчины разгоняются больше. Прыжок исполняется в явный музыкальный акцент. Полный докрут, но из-за него же не удалось погасить угловую скорость, Елизавету закрутило, и она быстро вышла степ-аутом.

После акселя - целая серия шагов (включая тройку, чоктау - сложный шаг, исполненный абсолютно прекрасно, и ещё одну тройку), одновременно с ногами работает всё тело и руки, точно выражающие музыку.

Ещё один чоктау, перетяжка - и начинается заход на лутц, в котором использован один беговой и три подсечки. Быстро набрав скорость после пост-акселевой растанцовки, Елизавета почти весь каток проезжает на различных шагах, с которых и исполняет великолепный лутц: моухок, шассе, перекрестный шаг, чоктау, перекрестный шаг, чоктау, перекрестный шаг - лутц - тулуп - риттбергер. Тех. бригада позорно придралась к двойному риттбергеру, недокрут на котором был в районе допустимого. Иначе бедняжкам-судьям пришлось бы давать минимум честные плюс два за такое блестящее исполнение, что в их планы никак не входило.

Хороший выезд сразу переходит в шаги: моухок, тройка, смена ноги, моухок, тройка. Начинается заход на новый прыжок, флип: подсечка, перекрестный шаг, 2 подсечки, моухок - смена ноги - моухок, либела, смена ноги, моухок, тройка, флип. Чистейшее внутреннее ребро:

Отличная высота, хороший выезд, гое 0.30 - это серьёзно?! С выезда - моухок, беговой, тройка, моухок, прыжок в первое вращение - в волчке. Вращение очень хорошо согласовано со сменой гармоний - как самое его начало, так и смена позиций.

Точно так же - шагами с одновременным отыгрышем концовки первой музыкальной темы - переход во второе вращение, заклон. Вращение точно совпадает с началом нового музыкального построения и введением вокала:

"Моя единственная вина - цвет кожи, моя скрипка

И мои цыганские манеры". (вращение уже закончено, и Лиза отражает слова из последней строчки жестом)

"И синева твоих глаз и благородство твоего лица...

Искушение. Запретный плод для меня".

Лиза передаёт страдания героя по синим (голубым) глазам - своим? Очевидно, что да, ведь на словах о благородстве лица в хореографии делается чёткий акцент на её лицо. Тонко. Точно. Красиво.

"Береги себя как следует и уедь подальше от меня" - и Лиза улетает далеко на своём великолепном, пролётнейшем тулупном каскаде. С выездной ласточки - моухок, тройка, подсечка, моухок, перекрестный шаг, смена ноги, чоктау, перекрестный, моухок, перекрестный, риттбергер. За иключением одной подсечки, прыжок выполнен практически полностью на флоу - сохранённой скорости ещё с каскада. Это мастерство катания.

Риттбергер сделан точно в музыкальный акцент - в начало новой музыкальной фразы. Выезд, как всегда, в ласточку, плавный - и всего +1 в оценках от судей?! Ну это просто безобразие! Далее петля, зубцовый шаг, беговой, тройка, 3 подсечки и исполнение красивого (и, что важно, одноножного) сальхова со связки из моухока и тройки. Стоит отметить, что фигуристка не "бросает" руки вплоть до непосредственно предшествующих прыжку шагов - и то руки плавно переходят с хореографии в сопутствующие прыжку движения. Выезд просто идеальный, в ласточку, плавный, продлённый, исполнение явно заслуживало больше "+1" хотя бы от половины судей.

Затем перетяжка, подсечка, чоктау, тройка и переход к дорожке шагов. Известно, что Елизавета не является чемпионкой по качеству скольжения, однако же её уровень владения коньком всё равно довольно высок. Это подчёркивается и тем, что она не использует клоунаду и прочие хитро выдуманные приёмы, призванные скрывать проблемы со скольжением. Шаги исполняются на глубоких рёбрах, длинных дугах. Даже если не всегда всё получается, фигуристка стремится к настоящему качеству, а не обманке под прикрытием Федерации.

Честно говоря, мне сложно сказать, почему эта дорожка не получила четвёртый уровень. Может быть, придрались к выкрюку (переходу на плоское ребро перед поворотом) в первом блоке трёх сложных поворотов. Но знаете, на фоне того, какие более явные (и в количестве) ошибки при исполнении шагов совершают юниорки из топа современного женского катания, это уже - придирка ради придирки. И лишь очередное подтверждение тому, что когда ты не в списке "избранных" - букву закона применяют самым жёстким образом при малейшем поводе.

Про качество исполнения шагов уже было сказано - оно очень высокое по большиству из поворотов. Кроме того, элементы явно делаются в музыкальные акценты, работают корпус и руки, передающие характер музыки. Всего лишь "+1" - это такое же довольно бесстыжее воровство, как и на большинстве прыжковых элементов.

Дорожка плавно перешла в секвенцию из акселей, второй из которых был выполнен с усложнённой группировкой - тано. Половина судей поставила справедливые +2, но был и стыднейший 0.

В очень энергичной хорео последовательности следует отметить, как хорошо вписан кантилевер в музыкальную "остановку" на одном аккорде. Завершающий последовательность выпад самым естественным образом, через две тройки, переходит в заключительное вращение, комбинированное со сменой ноги.

Алексею Николаевичу Мишину и Елизавете пожелаем выхода из опалы и дальнейшего успешного сотрудничества, чтобы было и дальше кому радовать нас осмысленным, качественным взрослым катанием, интересными постановками.

______

Автор выражает большую благодарность своему другу Михаилу Лопатину за помощь по музыкальной части.