«Болеро» – программа, с которой Валиеву ведут к золоту Олимпиады. Пока все сыро: хореография вторична, а платье слишком сложное
«Болеро» – это музыка-манифест, признак избранности. Лучшие балерины мира танцевали его на пике: Майя Плисецкая и Сюзен Фаррелл сделали его эффектной кульминацией карьеры; но никто не начинал с него путь наверх.
Команда Этери Тутберидзе рассудила по-своему и авансом назначила 14-летнюю Камилу Валиеву примой олимпийского сезона – уже сейчас. Ей только предстоит выиграть все, чтобы заработать место во взрослой сборной и отобраться на Игры-2022. Однако, вероятно, произвольная программа, которую мы увидим в Пекине через год, готова – под «Болеро».
Других объяснений, зачем в карантинный год накатывать такую сложную для реализации постановку, нет.
Что же особенного в «Болеро»?
Сама композиция создана Морисом Равелем по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн. Музыка предполагает оригинальный танец (как отмечали современники, Ида не обладала классической техникой, но умела держать зал за счет харизмы) – не для обычных концертов.
Ида Рубинштейн
Равель, закончив произведение, писал: нет, этому не стать шедевром. Оно слишком простое, с однотипной повторяющейся по спирали мелодией, которая лишь усиливается за счет мощи оркестра — этим не удивить искушенную публику. Однако мэтр ошибся: в гипнотической пульсации ритма в сочетании с движениями танцовщицы мелодия обрела уникальную силу влиять на зал. Взбудоражить, завлечь — запросто. Прошло почти 100 лет – эффектом «Болеро» пользуются до сих пор, в том числе и в фигурном катании.
Джейн Торвилл и Кристофер Дин выигрывали под эту музыку Олимпиаду-1984, Мишель Кван – 9-й (рекордный) чемпионат США, Евгений Плющенко – предолимпийский ЧМ-2001, Каролина Костнер – медаль Сочи-2014, а Лиза Туктамышева просто вынесла весь сезон-2014/15.
Валиева называла Костнер кумиром – играло ли это роль в выборе музыки? Или Даниил Глейхенгауз залипал на онлайн-показы театра Бежара в карантин? Или Тутберидзе придумала образ в алом комбинезоне (ведь именно в этом цвете ее ученицы выигрывают Олимпиады), а уже потом подобрали саундтрек?
Валиевой еще предстоит найти общий язык с «Болеро».
Музыка больше подходит для короткой: легче расставить прыжки, сохранить темп и не рассыпаться к финалу
И когда мы говорим о программе, важно сразу разделить: есть сама постановка (задумка, хореография, костюм) и есть исполнение (энергетика, пластика, техническая готовность).
За хореографию в большей степени отвечает тренерский штаб. Но прежде всего перед Глейхенгаузом стояла непростая задача: уместить в жалкие 4 минуты всю великую музыкальную тему Равеля. И не сказать, что прошло гладко. Лучше было упростить себе и фигуристке жизнь и использовать «Болеро» в короткой программе:
• там меньше прыжковых элементов, каждый можно использовать в подходящий музыкальный акцент. В произвольной неминуемо возникают искусственные кульминации, хотя композиция идет ровно, словно под метроном;
• зрители не успеют заскучать, давящий эффект гипнотической мелодии отмечают многие;
• да и юная Камила не рискует быть «раздавленной» композицией, как вчера. Ведь в коварном «Болеро», чем ближе ты подбираешься к финалу, тем ярче должно гореть выступление – нет права на ошибку, падение, усталость. Нужен контроль на 100%.
Со всеми этими трудностями сталкивалась и Каролина Костнер: «Думаю, самое сложное в этой программе — усиление музыки, ее развитие. Многим кажется, что она просто ускоряется, но это не так. На самом деле усиливается энергия, атмосфера этой музыки. Передать это развитие очень сложно. В обычной программе есть моменты, когда ты отдыхаешь, берешь небольшие паузы. В этой программе таких пауз нет».
Есть простор для самовыражения Глейхенгауза, но часть программы проседает – нет работы для рук и корпуса
Но команда Тутберидзе замахнулась не на короткую, а на победоносную произволку – значит, надо ставить на нечто особенное в хореографии. И тут, кстати, у Глейхенгауза было несколько козырей.
1. Редкая удача: излюбленные махи ногами, которые ругают во многих программах «Хрустального», здесь становятся крайне уместны. Они присутствовали в первоисточнике бежаровского балета, на который явно ориентируется штаб.
2. Феноменальная растяжка Камилы позволяет цеплять взгляд на вращениях и усиливать гипнотический эффект.
3. Финальные хорео – связка и поза (тоже позаимствованные у Бежара) – запоминающиеся и очень соответствуют музыкальной кульминации.
Увы, все это пока не помогло. На протяжении остальной программы рукам и корпусу нет особой работы: взмахи рук в акценты хореографией особенно не считаются, а на заходах и вовсе пропадают – и образ разваливается. А вместе с ним тает и магия. Нет того волшебства, что ждет публика от Камилы после «Девочки на шаре».
Оживить движения рук и корпуса, кстати, тоже не новая проблема.
Костнер рассказывала: «Мы не хотели ничего копировать, но, конечно, играли с движениями из балета. Когда смотришь балет Бежара в первый раз, кажется, там все так просто! Видишь движения рук и думаешь, что легче некуда. Но потом попробовали сделать это на льду, и я поняла: это очень-очень сложно. Тот момент, когда ты начинаешь понимать величие этой музыки».
Причем после открытых прокатов проблема уже была видна – вероятно, поэтому Глейхенгауз и внес изменения в постановку: движения оказались уж слишком знакомыми. Слева – Валиева, справа – Медведева и Загитова.
И хотя не существует никакого авторского права на хореоэлементы, после знаковых программ Загитовой и Медведевой этому «Болеро» будет трудно избавиться от ярлыка «вторичность».
И, скорее всего, хореографию еще переработают: постановка с прицелом на Олимпиаду обязана быть уникальной, сделанной под спортсмена. Донашивать с чужого плеча «Кармен», «Клеопатру» или «Алегрию» – не вариант.
Пока всего два квада; явно будет больше (плюс тройной аксель) – хватит ли Валиевой выносливости?
Теперь – к исполнению.
На протяжении двух сезонов «Болеро» будут накатывать, и Камила повзрослеет вместе с ним, раскроется как исполнитель.
Технический контент с двумя четверными в начале сезона она не выкатывает физически, а сколько квадов планируется дальше – открытый вопрос. По меркам «Хрустального» сольный четверной тулуп и четверной тулуп в каскаде – явно не предел; но одной ошибкой в самом начале можно загубить весь номер, если не получится собраться тут же.
Тройной аксель тоже вероятен, о нем говорили. Но Валиевой уже приходилось отказываться от усложнений из-за серьезных травм. Предолимпийский сезон (тем более такой, как сейчас) – хорошее поле для экспериментов, но вот потом времени для риска не останется.
В идеале, учитывая ритм «Болеро», прыжки нужно перемещать подальше от начала. Но сколько выносливости на это потребуется? И готова ли Камила к такой нагрузке?
Понимает ли Валиева программу?
И еще важный аспект – энергетика.
Роль гипнотической танцовщицы-идола в магическом круге пока не соотносится с образом юной Валиевой. Олимпийский чемпион Алексей Урманов хорошо сформулировал: «Сложная программа, музыкальное сопровождение к ней выбрано сложное. Может, это рановато для Камилы, не знаю. Я пока не уверен, что она понимает, о чем катается».
Хотя зал уже помогает Камиле.
Крайне символично, что белая танцовщица в темном зале на красном столе у Бежара на катке сменяется на красную Валиеву на белом льду. Жаль, пока костюм крайне неоднозначный – в этот образ просятся графичность и минимализм. У Камилы особая трактовка: «Я читала, как создавалось это музыкальное произведение. Но у меня в этой программе другой образ – я изображаю Змею, и если вы посмотрите на мой костюм, то сами все поймете. И мои движения по пластике будто повторяют движения змеи».
Пестрая спина костюма воспринимается излишней деталью, вызывает ассоциации с бабочкой, стрекозой или драконом. Говорят, что Тутберидзе верит в карму костюмов – и после такого проигрыша, как в «Мегаспорте», образ наверняка поменяют. Тем лучше: пока что – слишком беспомощно, программа не выглядит цельной и тянет Валиеву вниз.
Будем думать, что «Болеро» только зазвучало, мы слышим лишь первые такты музыкальной темы: на протяжении сезона ему предстоит набрать силу, развиться в оглушающую мощь.
Главное – все сделать в ритм.
Видели мимику Плющенко, когда Тутберидзе ждала оценок? Играл бровями, предвкушая победу
На лед приглашается – телеграм канал автора, где еще больше мыслей и откровений о фигурном катании
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; commons.wikimedia.org
Если Анастасия Жаворонкова наберет в поиске на Ютубе "Камила Валиева, ПП, старшие, Первенство Москвы младшего возраста, февраль 2018", то в видео той произвольной программы Валиевой она найдет ту же самую качалку с захватом конька рукой на 2:08-2:10.
Мне кажется, что можно делать вывод, что Бурн украла идею для программы Медведевой оттуда.
Или же, блин, просто понять, что разные хореографы могут использовать схожие хореографические приемы, но в разном контексте они будут смотреться совершенно по-разному.
Болеро Валиевой вторичным не считаю. Вчера был откровенно плохой прокат, но у программы сумасшедший потенциал.
Эт способна делать такие программы, что мурашки по коже идут, их хочется пересматривать по несколько раз. У меня до сих пор в голове играет музыка с кп Даши и Камилы, и прямо душа рвётся танцевать. Простите за пафосные слова, но это правда. У меня были те же эмоции от алининого me voy, просто плакать хотелось. Такие программы больше никто не делает.
Поэтому хватит набрасывать на тшт, они меняются, улучшают программы. По Щербаковой видно, какую работу они провели, на кубке уже совсем по-другому смотрелась
И, скорее всего, хореографию еще переработают: постановка с прицелом на Олимпиаду обязана быть уникальной, сделанной под спортсмена. Донашивать с чужого плеча «Кармен», «Клеопатру» или «Алегрию» – не вариант.//
Ну что за бред? Если вставить в программу такую же качалку, как в Аллегрии Жени, этого уже достаточно, чтобы говорить о Болеро Камилы, что она якобы "донашивает с чужого плеча"??? Эта качалка является обычным вращением, а не авторской хореографией. Камила эту качалку уже делала в юниорах, когда Аллегрии Медведевой и в мыслях еще не было. И если подходить к вопросу с такой абсурдной извращенной логикой, то получится, что Медведева донашивает с чужого плеча, а не Камила. Выводы высосаны из пальца. Это не объективные выводы. Это набросы. Сколько уже можно раздувать на пустом месте домыслы о плагиате
Плющенко, если ты читаешь комментарии, ну убери ты этот позор из Сашиной проги, пожалуйста
https://twitter.com/tt56263013
Это обычное вращение, а не авторская хореография. Кто угодно может использовать это вращение без риска обвиненным в плагиате. Перепроверяйте набросы хейтеров, прежде чем публиковать посты.
Статьи спорца о фигурном катании это специфическое чтиво - авторы как могут извращаются, чтобы набросить на Хрусталь.
Задача усложняется слабым пониманием темы, а аргументы типа "платье ни красивое!" превращают статью в какую-то вкусовщину.
К сожалению, скажем так инфраструктура нашей фигурки сильно отстает от достижений самой Этери - нет авторитетных журналистов, нет качественной аналитики, есть только проплаченные статейки, боты и набросы.
Поэтому мы скорее увидим хорошее интервью Тутберидзе японскому или американскому журналисту, чем нашему, отечественному.